Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная педагогика как наука. Междисциплинарные и специфические понятия



2015-11-10 1174 Обсуждений (0)
Социальная педагогика как наука. Междисциплинарные и специфические понятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальная педагогика – это вклад германской науки в общую теорию педагогики. Этот термин был введен в 1844г. в результате дискуссии двух германских ученых К.Матера и А.Дистервега. Со времени возникновения и до сегодняшнего дня существует два различные трактовки понятия социальной педагогики и соответственно два различных подхода в развитии этой науки. В первом случае социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания. В рамках этого подхода рассматриваются основные предпосылки, методы, средства и формы социального воспитания. Также социальная педагогика рассматривается как интегративная наука, которая объединяет различные педагогические сферы: возрастная, коррекционная, уголовная и т.д. Задача такой социальной педагогики является способность человека проявлять самостоятельность в социальных группах общности, заботиться о культуре и гуманистическом развитии группы общности. Таким образом, согласно первому подходу, социальная педагогика понимается как принцип воспитания. Представителями этого подхода являются: К.Матер, П.Наторг, Е.Борномонн, Ф.Шлипер, Д.Пегелера.

В рамках же второго подхода социальная педагогика выступает как педагогическая помощь детям в определенных социальных ситуациях и условиях. Представители: А.Дистервег, Г.Ноль, Г.Боймер, К.Молленгауэр. Они считали, что социальная педагогика должна иметь дело не с передачей культурного содержания, а с решением проблемы, возникшей у ребенка в процессе развития и включения в общество.

В России социальная педагогика развивалась как ответвление педагогической наука, то есть в рамках первого зарубежного подхода. Представителями являются А.В.Мудрик, В.Д.Семенов, В.И.Загвязинский.

Второй подход в России поддержал Г.Н.Филонов. Он рассматривал социальную педагогику как теорию, акцентирующую внимание на экономических и социокультурных преобразований, преодоление кризисных ситуаций в целях сближения личности и социума. Его поддерживали такие ученые как М.А.Галагузова, Л.Я.Олиференко. Таким образом, в рамках второго подхода социальная педагогика развивается как научное обоснование специфической разновидности социальной работы, ориентированной на разрешение социальных проблем у детей.

Разнообразие трактовок очевидно, но их можно разделить на две группы:

1. Социальная педагогика – это наука о социальном воспитании;

2. Социальная педагогика – это наука о социально-педагогической помощи детям, нуждающимся в ней.

Определение предметной области социальной педагогики существует в различных подходах. В рамках первого подхода, где социальная педагогика является социальным воспитанием, объектом является человек или социально педагогическое явление, предметом – социальное воспитание. Функции: организационно-снабженческая (выравнивание воспитательных возможностей социальной среды), управленческая (обеспечение координации воспитательных воздействий различных педагогических систем), воспитательная (организация жизнедеятельности человека).

В рамках второго подхода, где социальная педагогика – это наука о помощи, объектом является человек, нуждающийся в помощи или способы оказания помощи, предметом – помощь нуждающемуся. Функции по Платонову: диагностическая (оценка социально-педагогических факторов социума), прогностическая (прогнозирование протекания социальных процессов среды), адаптационная (помощь в приспособлении человека к среде), коррекционная (учет недостатков развития и воспитания), исправления (преодоление недостатков обучения), мобилизующая (активизация интересов человека к жизни), контрольно-санкционирующая (оценка и контроль социального поведения), регулятивная (уравновешивание отношений человека со средой и другими людьми), реабилитационная (снятие стресса, восстановление духовных и физических сил), профилактическая (предупреждение дивиантного поведения), компенсационная (замещение утраченных или отсутствующих функций и способов деятельности).

Социальная педагогика - относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью. Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики: дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику профессионального образования, воспитания в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогику клубной работы, педагогику среды, военную педагогику, производственную педагогику, педагогику временных объединений, педагогику социальной работы Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т.е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка. В современных условиях социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию. Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений

Социальное воспитание – это социологически ориентированная и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица».

Социальное образование – это целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний, и формирование социальных умений и навыков, способствующих становлению социального развития ребенка.

Социальная педагогическая деятельность – это вид духовно-практической деятельности, осуществление которой обусловлено потребностями общества и воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. «Социально-педагогическая деятельность» - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика - «наука о воспитательном влиянии социальной среды»

Социализация – это процесс вхождения, вживания человека в общество по средствам которых он приобретает социально-личностные атрибуты, которые характеризуют его на следующей стадии развития.

Адаптация – это приспособление к физическим, химическим и биологическим условиям. В основе научного понятия социальной адаптации лежит взаимодействие между общественным субъектом и социальным объектом, т.е. наличие двух противоположных сторон социальной сферы и адаптирующего субъекта.

Реабилитация– это возвращение возможности проявить свои способности, т.е. восстановление утраченных способностей функционирования в обществе.

Коррекция– это развитие и определение как исправлений частичных или полных недостатков психического и физического развития человека с помощью системы, специальных приемов и мероприятий. Коррекция определяется как способ компенсации дефекта.

Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время. Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях. Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми. Социальная педагогика - не новый раздел в педагогики, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания, поэтому прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам воспитания в семье, заботы государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитании христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности.

Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции и задачи?

1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта.

2.Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров. Более сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это: воспитательная, социально-правовая и социально-реабилитационная

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания. Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту. Социально-реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, Физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.

Прикладные задачи социальной педагогики кратко можно сформулировать так:

- воспитать делать добро;

- научить организовывать свою жизнь;

- развивать познавательные интересы;

- помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.

 

 

Вопрос №30



2015-11-10 1174 Обсуждений (0)
Социальная педагогика как наука. Междисциплинарные и специфические понятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная педагогика как наука. Междисциплинарные и специфические понятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)