Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Внимание (практическое занятие)





1. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

А, Б

Б
А

А

Б

Б
А

А
Б

I II III IV V

а) А) внимание – Б) ориентировочный рефлекс;

б) А) произвольное внимание – Б) непроизвольное внимание;

в) А) внимание – Б) переключение внимания;

г) А) внимание – Б) сознание;

д) А) внимание – Б) направленность личности;

е) А) внимание – Б) внимательность;

ж) А) восприятие – Б) внимание.

2. Какие особенности внимания иллюстрируют приведенные примеры? Ответ поясните.

а) Однажды Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы.

б) Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки.

(«Вот какой рассеянный» С. Я.Маршак).

в) Изумительная способность [Н.Г. Чернышевского] позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера.

3. Выделите в приведенных фрагментах факторы, способствующие становлению произвольного внимания. Почему произвольное внимание присуще только человеку?

а) Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую, специфически человеческую его форму – произвольное внимание… произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обуславливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов его внимания (А. В. Петровский).

б) Произвольное внимание «принципиально отличается от непроизвольного внимания, хотя ведет свое происхождение от него и хотя… оно использует механизмы непроизвольного внимания. Это внимание обязано своим происхождением и развитием труду… произвольное внимание есть акт нашей воли… результат активности нашей личности» (Т. Рибо).

4. Оцените приведенные утверждения с точки зрения их правильности. С какими из них Вы согласны и почему?



а) Внимание детей преддошкольного возраста – кратковременное, порхающее, непроизвольное; имеет низкую устойчивость и небольшой объем.

б) К концу первого года жизни наблюдается появление ориентировочных рефлексов как врожденного признака непроизвольного внимания.

в) Работа психофизиологического механизма произвольного внимания теснейшим образом связана с ориентировочным рефлексом.

г) Лобные доли коры головного мозга человека являются ведущим аппаратом, регулирующим состояние непроизвольного внимания.

д) Внимание – ограничение поля восприятия: внимание ограничивает ту часть информации, поступающей от различных органов чувств, которая будет реально обрабатываться.

 

Мышление (практическое занятие).

1. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

А, Б

Б
А

А

Б

Б
А

А
Б

I II III IV V

а) А) психика – Б) мышление;

б) А) познание – Б) отражение;

в) А) знание – Б) суждение;

г) А) умозаключение – Б) понятие;

д) А) восприятие – Б) мышление;

е) А) суждение – Б) понятие;

ж) А) сознание – Б) мышление;

з) А) мысль – Б) информация.

2. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

а) Образец: ВОСПРИЯТИЕ : ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Понятие : … (обобщенное отражение, информация, психика, мысль).

б) Образец: ОЩУЩЕНИЕ : ИНТЕРОЦЕПТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ

Понятие : … (идеальное, частное, опережающее отражение, мысль).

в) Образец: ГРЕЗЫ : ВООБРАЖЕНИЕ

Образное мышление : … (словесно-логическое мышление, сознание, мышление, понятие).

г) Образец: ОЩУЩЕНИЕ : ЧУВСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Понятие : … (классификация, слово, общее, мысль).

3. В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» есть такой диалог: «Алиса спрашивает Чеширского кота:

– А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?

– Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?

– Допустим, – согласилась Алиса.

– Дальше, – сказал кот. – Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда доволен, а виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме».

Правильно ли это умозаключение? На какой аналогии основаны выводы? Приведите свой пример подобной аналогии.

4. Определите, о каком виде мышления идет речь в следующих фрагментах, указывая на особенности:

а) Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в доме топится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можем сделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии. Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии, хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину), мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем вывод о другом (о топке печи, об аварии).

б) Удивление перед тайной является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью всего нашего познания, а именно – посредством наибольшего знания достигнуть подлинного незнания, вместо того, чтобы позволить бытию исчезнуть в абсолютизации замкнутого в себе предмета познания (К. Ясперс).

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)