Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория культурно-исторических типов Данилевского



2015-11-10 1736 Обсуждений (0)
Теория культурно-исторических типов Данилевского 0.00 из 5.00 0 оценок




.Данилевский принадлежал к славянофильскому направлению в русской общественной мысли, в центре внимания которого были размышления о культурном своеобразии России, неповторимости цивилизационного пути ее развития. Размышления автора о судьбе России привели его к развитию новых идей и методов осмысления культурно-исторических процессов в целом, среди которых ключевое место занимает методологически значимое для объяснения процессов культурной динамики понятие «культурно-исторический тип".

Каждый отдельный социальный организм, подобно биологическим видам, согласно

Подходу Данилевского , проходит естественные стадии возмужания, дряхлости и неизбежной гибели.

В социальной науке, согласно Данилевскому, до сих пор превалирует искусственная, а не

естественная система объяснения истории, а потому и результат - искаженное, ненаучное

понимание культурно-исторического процесса.

Подвергая критике современные ему взгляды на культурно-исторический процесс и его

периодизацию, Данилевский высказывает несогласие с общепринятым пониманием исторического процесса как единого однолинейного поступательного прогресса и с делением всемирной истории на древнюю, среднюю и новую.

Степени развития можно отличать только внутри одного и того же типа организма (это - общее и для развития социальных организмов, цивилизаций, и для процессов в органическом мире). «Собственно говоря, и Рим и Греция, и Индия и Египет, и все исторические племена имели свою древнюю, свою среднюю и свою новую историю, то есть, как все органическое, имели свои фазисы развития...» [с. 69]. Скажем, падение Римской империи — событие, ознаменовавшее конец древней истории и начало средневековья, - имело значение для Европы,

Ученый выдвигает идею о возможности вступления на историческую арену нового,

славянского культурно-исторического типа общества, который образует столь же самобытный

культурно-исторический тип, как и другие, но, «ежели откажется от самостоятельного развития

своих начал, то и вообще должно отказаться от всякого исторического значения и снизойти на

ступень служебного, для чуждых целей, этнографического материала» [с. 136]. При этом автор не

умаляет значимости дальнейшего развития и европейских народов.

Н.Я.Данилевский насчитывает четыре основополагающих вида

деятельности.

1. Он выделяет, во-первых, деятельность религиозную, объемлющую собой отношение к Богу (на современном научном языке — религиозно- мировоззренческую деятельность). По его мнению она лежит в основе нравственной и всякой другой деятельности.

2. Другой вид деятельности, рассматриваемый ккак некий самостоятельный, — это, по выражению самого Данилевского, собственно культурная деятельность, объемлющая отношение человека к внешнему миру и реализуемая в теоретико- научной, эстетическо художественной и технико-промышленной формах. В этих формообразованиях собственно культурной деятельности у Данилевского заложено и легко просматривается структура культуры.

3. Третий вид самостоятельной деятельности, выделяемый Данилевским, — политическая деятельность (деятельность "вокруг" власти, по поводу власти), включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.

4. Наконец, четвертый самостоятельный вид деятельности — деятельность экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы. На основе доминирования какого-либо вида деятельности Н. Я. Данилевский и дает классификацию культур. Указанные виды деятельности не даны сразу в развитом состоянии, их формирование, становление и развитие осуществляется постепенно. Поэтому классификация Данилевского приложима к уже развитым культурам. Но культуры на первом этапе, на стадии зарождения культуры первичный или подготовительный характер, где вырабатываются, по

мнению Данилевского, условия, при которых вообще возможна жизнь, и здесь ни один из видов деятельности не является достаточно развитым и доминирующим. К таким первичным культурам Данилевский относит: египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую, иранскую. Именно эти культуры, по убеждению Н.Я.Данилевского, как раз и заложили основы последующего культурно-

деятельного развития. Дальнейший ход рассуждений приводит Н.Я.Данилевского к мысли о том что если рассматривать культуры на стадии расцвета, то есть в развитой форме, то соответственно указанным видам деятельности и их приоритетному месту в той

или иной культуре 66 можно выделить три типа культур в дополнение к первичному типу культуры.

· Одноосновные культуры, которые следовали за подготовительными стадиями и где ярко и полно проявился преимущественно один из видов (разрядов) деятельности. К такому типу культур он относит еврейскую культуру, где доминировала, по его мнению, религиозно-мировоззренческая деятельность и которая дала миру монотеистическую религию, ставшую основой христианства. К этому же одноосновному типу культуры он относит и греческую культуру, которая воплотила собственно культурную деятельность, где ведущей деятельностью были искусство и философия. Сюда же включает Данилевский римскую культуру с преобладанием в ней политико-правовой деятельности и подарившую миру классическую систему права и государственности, сохраняющую свою значимость и до сих пор.

· Двухосновные культуры. К этому типу он относит германо-романскую, или европейскую, культуру. Ее он называет политико-культурным типом, так как эти два вида деятельности — политическая и собственно культурная — стали, по его убеждению, основой всей творческой деятельности европейских народов. Именно Европа подарила миру парламент и колониальную систему в рамках политической деятельности и колоссальное развитие науки, техники, искусства. По его мнению, в экономической деятельности европейцы преуспели в меньшей степени, так как созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости.

· Четырехосновный тип культуры. Тип этот только возникает, формируется, но за ним — будущее. Это будет, по мнению Данилевского, особый тип в истории человеческой культуры, в котором реализуются все четыре вида деятельности в гармонии, и соответственно он обеспечит гармонию всех основных видов ценностей: истинной веры, политической и экономической справедливости, свободы, науки (истины) и искусства (красоты). Это будет, по мысли культуролога, совершенный гармоничный общественный строй, который не удалось создать всем предшествующим культурам. Данилевский приходит к выводу, что таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну слепо принимать готовые культурные формы от европейцев. единая общечеловеческая культура и история понимаются им как такая общность, которая существует вне каждой индивидуальной культуры, как нечто субстанциально самостоятельное, как альтернатива самобытной единичной культуре, вне ее, рядом с ней, а не как сходство, похожесть, аспект, существенный момент в любой единичной культуре. Достоинством типологии Данилевского является то, что в ее основу он одним из первых заложил одну из фундаментальных характеристик культуры — ее деятельностную природу.



2015-11-10 1736 Обсуждений (0)
Теория культурно-исторических типов Данилевского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория культурно-исторических типов Данилевского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1736)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)