Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Терять не то ль, что живописцу – зренье



2015-11-10 1025 Обсуждений (0)
Терять не то ль, что живописцу – зренье 0.00 из 5.00 0 оценок




Или актёру – голос и движенье,

А женщине прекрасной – красоту?

 

Но не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное небесами:

Осуждены – и это знаем сами –

Мы расточать, а не копить.

(А. Ахматова)

 

№ 24

Из-под каких развалин говорю,

Из-под какого я кричу обвала!

Я снова всё на свете раздарю,

И этого ещё мне будет мало.

 

Я притворилась смертною зимой

И вечные навек закрыла двери,

Но всё-таки узнают голос мой,

И всё-таки опять ему поверят.

(А. Ахматова)

№ 25

Затянулся ржавой тиною

Пруд широкий, обмелел,

Над трепещущей осиною

Лёгкий месяц заблестел.

 

Замечаю всё, как новое.

Влажно пахнут тополя.

Я молчу. Молчу, готовая

Снова стать тобой, земля.

(А. Ахматова)

 

№ 26

И упало каменное слово

На мою ещё живую грудь.

Ничего, ведь я была готова.

Справлюсь с этим как-нибудь.

 

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

(А. Ахматова)

 

№ 27

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах чёрных, все сердца туманит…

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.

 

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Забвенье боли и забвенье нег –

За это жизнь отдать не мало.

(А. Ахматова)

№ 28

Всё мне видится Павловск холмистый,

Круглый луг, неживая вода,

Самый томный и самый тенистый,

Ведь его не забыть никогда.

 

Как в ворота чугунные въедешь,

Тронет тело блаженная дрожь,

Не живёшь, а ликуешь и бредишь

Иль совсем по-иному живёшь.

(А. Ахматова)

 

№ 29

Ты не меняешься с теченьем лет,

Такой же ты была, когда впервые

Тебя я встретил. Три зимы седые

Трёх пышных лет запорошили след.

 

Три нежные весны сменили цвет

На сочный плод и листья огневые,

И трижды лес был осенью раздет…

А над тобой не властвуют стихии.

(У. Шекспир. Перевод с англ. С. Маршака)

 

№ 30

Предчувствиям не верю и примет

Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда

Я не бегу. На свете смерти нет.

Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо

Бояться смерти ни в семнадцать лет,

Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,

Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.

Мы все уже на берегу морском,

И я из тех, кто выбирает сети,

Когда идёт бессмертье косяком.

(А. Тарковский)

 

№ 31

Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Её любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

 

И если мне томленье тяжело,

Я у Неё одной молю ответа,

Не потому, что от Неё светло,

А потому, что с ней не надо света.

(И. Анненский)

 

№ 32

Бледнеет ночь… Туманов пелена

В лощинах и лугах становится белее,

Звучнее лес, безжизненней луна

И серебро росы на стёклах холоднее.

 

Ещё усадьба спит… В саду ещё темно,

Недвижим тополь матово-зелёный,

И воздух слышен мне в открытое окно,

Весенним ароматом напоенный…

(И. Бунин)

 


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 ПО ТЕМЕ: «ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ГРАФИКА»

Вариант 1

 

1. Назовите основные различия между понятиями «фонема» и «звук».

1)………… 2)……….. 3) ………

2. Установите, каковы фонетические различия между словами, образующими видовую пару. Объясните, действием каких фонетических законов они обусловлены: дореза́ть (несов. вид); доре́зать (сов. вид).

3. Сделайте фонетическую транскрипцию слова. Дайте характеристику всех звуков: восход.

4. Укажите, на какие группы и подгруппы делятся согласные звуки по признаку «наличие/отсутствие палатализации».

5. Выясните, какими фонемами различаются слова. Что общего в употреблении этих фонем? Пью – бью; круто - груда; шил – жил; фрак – враг.

6. Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «участие голоса и шума», но сильные по признаку «наличие/отсутствие палатализации»: старый, лес, изморозь, с опаской, письмо, рубка.

7. Выясните, сколько слабых гласных фонем в указанных ниже словах; в каких звуках реализуются эти фонемы: холод, холодить, легка, легковат, жакет.

8. Сделайте фонетическую транскрипцию слов. Укажите количество букв и звуков: езда, счастливый, расшуметься, решишь, понимаем, позже, съест.

 

Вариант 2

1. Сделайте фонетическую транскрипцию слова. Дайте характеристику всех звуков: просьба.

2. Укажите основные различия между гласными и согласными звуками:

а) … б) … в) … г) … д) …

3. Установите, каковы фонетические различия между однокоренными словами. Объясните, действием каких фонетических законов они обусловлены: забе́гал (быстро по комнате); забега́л (часто к нам по дороге домой).

4. Укажите, на какие группы и подгруппы делятся согласные звуки по признаку «участие голоса и шума».

5. Выясните, какими фонемами различаются слова. Что общего в употреблении этих фонем? Уголок – уголёк, пыл – пил, плот – плоть, пуст – пусть, Анка – Анька.

6. Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «наличие/отсутствие палатализации», но сильные по признаку «участие голоса и шума»:

здание, срезать, спилить, безвольный, беспроигрышный.

7. Выясните, сколько сильных гласных фонем в указанных ниже словах; в каких звуках реализуются эти фонемы: повёз, повозка, возит; упасть, упал.

8. Сделайте фонетическую транскрипцию слов. Укажите количество букв и звуков: ешь, съедали, едоков, поели, кружится, переписчик, визжание

 

 


VII. ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ:

«ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ГРАФИКА»

Задания разбиты на варианты и блоки:

Блок А «Фонетика.»

Блок Б «Фонетика. Графика.»

Блок В «Фонетика. Фонология.»

 

Вариант I

А-1 В каком ряду (рядах) во всех словах имеется [Ù]?

1) молчаливый, молчание, вымолвил,

2) норма, освещенность, нормальны,

3) заманчиво, англичане, попасть,

4) отыскивать, по-вашему, раздумье.

 

А-2 В каком ряду (рядах) во всех словах имеется [ь]?

1) впятером, замечание, везучий;

2) выехать, пятачок, зерновой;

3) вершина, беспокоили, тяжеловат;

4) доверие, едоки, ледяной.

 

А-3 В каких словах произносится звук [г]?

1) упругим; 2) легко; 3) погаснут; 4) мог; 5) вымок бы.

 

А-4 Какая характеристика звука [ц] верно отражает его артикуляционные свойства?

1) согласный, шумный, звонкий, переднеязычный, зубной, аффриката, непалатализованный.

2) согласный, шумный, глухой, непарный, переднеязычный, зубной, аффриката, палатализованный, непарный.

3) согласный, шумный, глухой, непарный, переднеязычный, зубной, аффриката, непалатализованный, непарный.

4) согласный, шумный, звонкий, непарный, переднеязычный, небно-зубной, щелевой, палатализованный, непарный.

 

А-5 Выберите ответы и сгруппируйте их таким образом, чтобы охарактеризовать полностью позицию употребления звука [ие]:

1) во втором предударном прикрытом и заударном слогах;

2) после твердых согласных;

3) после мягких согласных;

4) в первом предударном прикрытом слоге;

5) в соответствии с ударным [и];

6) в соответствии с ударными [а], [о], [е].

 

А-6 Выделите гласные верхнего подъема:

1) [а]; 2) [о]; 3) [у]; 4) [ы]; 5) [е]; 6) [и].

 

А-7 В каких словах произносится звук [ы]?

1) молодцы; 2) жизненный; 3) поможем; 4) с Ирой; 5) вышел.

 

А-8 В каких словах произносится звук [ш:]?

1) пошире; 2) из шубки; 3) расширить; 4) без шума; 5) ищут.

 

А-9 Выделите слова, в которых есть согласные звуки, непарные по признаку «участие голоса и шума»:

1) тюльпан; 2) бойко; 3) вызов; 4) цари; 5) часовщик; 6) зуб.

 

А-10 В каких словах все фонетические слоги построены по принципу восходящей звучности?

1) могущество; 2) молвят; 3) марля; 4) мутнеть; 5) покраска.

А-11 В каких словах произносится гласный [ъ]?

1) топтать; 2) топчет; 3) вытоптать; 4) топтание; 5) растоптать.

А – 12 Выделите омофоны; сгруппируйте их:

1) везти (на машине); 2) лез (в окно); 3) сбе́гал (за хлебом); 4) (несколько раз) сбега́л (с занятий); 5) вести (за руку); 6) за́пахом (черемухи); 7) (хвойный) лес; 8) (пальто с большим) запа́хом; 9) посветить (фонарем); 10) посвятить (поэму сыну).

 

Б-1 В каком ряду (или рядах) у всех слов количество букв и звуков одинаково?

1) дерзко, горячее, гибкость;

2) доехать, договор, высшая;

3) детская, даешь, объемистый;

4) именной, ёлка, выставка.

Б-2 В каком ряду (или рядах) у всех слов букв больше, чем звуков?

1) расшуметься, прилечь, сонный;

2) вытащить, поздно, батарея;

3) собирается, пахать, солнце;

4) ателье, баррикадный, безвкусица.

Б-3 В каком ряду (или рядах) у всех слов звуков больше, чем букв?

1) делающий, шестерка, едкий;

2) весною, понимание, маяк;

3) южная, поединок, выяснил;

4) ядовитый, вследствие, вслепую.

Б-4 Укажите, в каких позициях буква ё передает два звука:

1) в положении после гласной буквы;

2) в положении после согласной буквы;

3) в положении после ъ;

4) в положении после ь;

5) в абсолютном начале слова.

Б-5 Укажите, в каких словах нет отступлений от слогового принципа русской графики: 1) пожелание; 2) итальянец; 3) роскошь; 4) крепость; 5) щадить.

В-1 Уточните, какие позиции являются сильными для согласных фонем, образующих пары по признаку «участие голоса и шума»:

1) положение в абсолютном конце слова;

2) позиция перед гласными фонемами;

3) положение перед всеми шумными звонкими согласными фонемами;

4) позиция перед сонорными согласными фонемами;

5) положение перед согласными фонемами <в>, <в’>.

В-2 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же сильной гласной фонемы: 1) вытащили; 2) тащит; 3) подтащил; 4) вытаскивает; 5) тянут.

В-3 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же слабой гласной фонемы: 1) смягчился; 2) мягковат; 3) мягкий; 4) облегчён; 5) лёгкую.

В-4 Выделите пары слов, которые различаются согласными фонемами: 1) был – бил; 2) был – быль; 3) лук – люк; 4) мак – маг; 5) семи – семьи; 6) мак – мог.

В-5 Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «наличие – отсутствие палатализации», но сильные по признаку «участие голоса и шума»: 1) втягивать; 2) выброс; 3) злостный; 4) дверь; 5) карман.

В-6 Укажите, в каких словах есть абсолютно слабые согласные фонемы: 1) пусть; 2) живёт; 3) мелко; 4) здание; 5) стены.

 

ВАРИАНТ II

А-1 В каком ряду (рядах) во всех словах имеется звук [ие]?

1) зелёный, зелени, зеленоватый;

2) размягчать, смешали, яснее;

3) дождевик, земляной, ледок;

4) дотаять, игольный, пешком.

А-2 В каком ряду (рядах) во всех словах имеется звук [ъ]?

1) доскрести, выварки, выговор;

2) выезд, изношенный, коротенькая;

3) корчевали, легкость, лекарская;

4) лежебока, неблестящий, ничтожество.

А-3 В каких словах произносится звук [с]?

1) стих; 2) расшуметься; 3) вёсла; 4) повозка; 5) сдали.

А-4 Какая характеристика звука [г] верно отражает его артикуляционные свойства?

1) согласный, шумный, звонкий, парный, заднеязычный, задненебный, щелевой, непалатализованный, парный;

2) согласный, шумный, глухой, парный, среднеязычный, средненебный, смычный, непалатализованный, парный;

3) согласный, шумный, звонкий, непарный, заднеязычный, задненебный, щелевой, непалатализованный, парный;

4) согласный, шумный, звонкий, парный, заднеязычный, задненебный, смычный, непалатализованный, парный.

А-5 Выберите ответы и сгруппируйте их таким образом, чтобы охарактеризовать полностью условия употребления звука [ь]:

1) в первом предударном слоге;

2) во втором предударном прикрытом и заударном слогах;

3) после мягких согласных;

4) после твердых согласных;

5) в соответствии с ударными [а], [о], [е];

6) в соответствии с ударным [и].

А-6 Выделите гласные среднего подъема:1) [у]; 2) [о]; 3) [ы]; 4) [е]; 5) [и]; 6) [а].

А-7 В каких словах произносится звук [и]?

1) сшила; 2) чисто; 3) житель; 4) силой; 5) гляжу.

А-8 В каких словах произносится звук [ж:]?

1) с живописью;2) ваш же; 3) дрожжевой; 4) дождик; 5) дождь.

А-9 Выделите слова, в которых есть согласные звуки, непарные по признаку «наличие – отсутствие палатализации»: 1) якорь;2) несётся;3) образован; 4) чистота; 5) расщелина; 6) мирок.

А-10 В каких словах есть отступления от принципа восходящей звучности, являющегося основным при построении фонетических слогов: 1) грамматика; 2) употребление; 3) комбат; 4) богатство; 5) таинственный.

А-11 В каких словах произносится гласный [Ù]?

1) тайно; 2) тайком; 3) утаивать; 4) затаить; 5) таинственный.

А-12 Выделите омофоны, сгруппируйте их: 1) вывози́ть (за границу лес); 2) (дверной) код; 3) суд (присяжных); 4) (сибирский) кот; 5) вы́́возить (платье в грязи); 6) суть (дела); 7) вас (искали); 8) нагой (тополь); 9) (несколько) ваз; 10) левой ногой.

 

Б-1 В каком ряду (или рядах) у всех слов количество букв и звуков одинаково?

1) разиня, комья, раздробленные;

2) разладиться, разжечь, едят;

3) против, жужжание, объезд;

4) забрезжить, выброшенный, журчание.

Б-2 В каком ряду (или рядах) у всех слов букв больше, чем звуков?

1) забегаться, прибавление, слезь;

2) праздно, докладчик, выйти;

3) стеречь, прелестно, резьба;

4) братство, довязать, вверх.

Б-3 В каком ряду (или рядах) у всех слов звуков больше, чем букв?

1) дерматин, ячейка, поёживался;

2) ясный, пояснение, объяснил;

3) своей, ершистый, тяжелее;

4) ярко, поющий, объявление.

Б-4 Укажите, в каких позициях буква ю передает только один звук:

1) в абсолютном начале слова;

2) в положении после согласной буквы;

3) в положении после гласной буквы;

4) в положении после ь;

5) в положении после ъ.

Б-5 Укажите, в каких словах есть отступления от слогового принципа русской графики: 1) кошелёк; 2) заправлять; 3) частенько; 4) рожь; 5) еловый.

 

В-1 Уточните, какие позиции являются сильными для согласных фонем, образующих пары по признаку «наличие – отсутствие палатализации»:

1) позиция перед гласными фонемами;

2) положение в абсолютном конце слова;

3) позиция перед сонорными согласными фонемами;

4) для переднеязычных согласными перед твердыми заднеязычными и губными согласными фонемами;

5) положение перед фонемами <в>;<в’>;

6) для губных перед заднеязычными.

В-2 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же слабой гласной фонемы: 1) ожесточённый; 2) расширял; 3) жарю; 4) жарко; 5) выжарки.

В-3 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же сильной гласной фонемы: 1) привёз; 2) везли; 3) возчик; 4) повозка; 5) вывезут.

В-4 Выделите пары слов, которые различаются согласными фонемами:

1) тушь – туш;2) пыл – пил;3) пыл – пыль; 4) съезд – съест; 5) шёлка – щёлка; 6) рог – рок.

В-5 Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «участие голоса и шума», но сильные по признаку «наличие – отсутствие палатализации»: 1) вышит; 2) замазка; 3) пошёл; 4) выставка; 5) аврал.

В-6 Укажите, в каких словах есть абсолютно сильные согласные фонемы: 1) рад; 2) домики; 3) малюют; 4) туговато; 5) попрёки.

 

ВАРИАНТ III

А-1 В каком ряду (или рядах) во всех словах имеется звук [ь]?

1) темень, веселиться, поведение;

2) певец, песенный, певчая;

3) ложе, веселить, семестровый;

4) нелепее, механизация, методист.

А-2 В каком ряду (или рядах) во всех словах имеется звук [Ù]?

1) малютка, маловат, говорю;

2) сажали, посадки, садовничий;

3) вязал, святая, осмотреть;

4) смятение, подойдя, высказал.

А-3 В каких словах произносится звук [тц]?

1) боятся; 2) двадцать; 3) молодец бы; 4) братцы; 5) царский.

А-4 Какая характеристика звука [ж] верно отражает его артикуляционные свойства?

1) согласный, шумный, звонкий, парный, переднеязычный, зубной, щелевой, непалатализованный, непарный;

2) согласный, шумный, звонкий, парный, переднеязычный, небно-зубной, щелевой, непалатализованный, парный;

3) согласный, шумный, глухой, парный, переднеязычный, небно-зубной, аффриката, непалатализованный, непарный;

4) согласный, шумный, звонкий, парный, переднеязычный, небно-зубной, щелевой, непалатализованный, непарный.

А-5 Выберите ответы и сгруппируйте их таким образом, чтобы охарактеризовать полностью условия употребления звука [ъ]:

1) в первом предударном слоге;

2) во втором предударном прикрытом и заударном слогах;

3) после мягких согласных;

4) после твердых согласных;

5) в соответствии с ударным [ы];

6) в соответствии с ударными [а], [о], [э].

А-6 Выделите гласные переднего ряда: 1) [у]; 2) [и]; 3) [а]; 4) [е]; 5) [о]; 6) [ы]; 7) [ие];

А-7 В каких словах произносится звук [ыэ]?

1) лежит; 2) женился; 3) цена; 4) выжал; 5) шестерка.

А-8 В каких словах произносится звук [п’]?

1) пейджер; 2) пестовали; 3) клуб; 4) голубь; 5) степями.

А-9 Выделите слова, в которых есть сонорные звуки: 1) зорко; 2) звуки; 3) смеясь; 4) подскакивать; 5) ежевика; 6) дед.

А-10 В каких словах все фонетические слоги построены по принципу восходящей звучности: 1) медяшка; 2) перекатиться; 3) выпуск; 4) романтик; 5) кривая.

А-11 В каких словах произносится гласный [ие]?

1) жестянка; 2) лизать; 3) медовый; 4) небольшой; 5) рядок.

А-12 Выделите омофоны, сгруппируйте их: 1) а́тлас (мира); 2) столп (общества); 3) (детский) рот; 4) (телеграфный) столб; 5) (блестящий) атла́с; 6) (женский) род; 7) ростовский мэр; 8) мог (говорить); 9) (зеленый) мох; 10) (несколько) мер.

 

Б-1 В каком ряду (или рядах) у всех слов количество букв и звуков одинаково?

1) съест, пестрят, вьюжный;

2) сплошная, ванна, сердцем;

3) ложь, грустно, явление;

4) цедили, явь, легкий.

Б-2 В каком ряду (или рядах) у всех слов букв больше, чем звуков?

1) несчастье, счастливый, участь;

2) связались, изжить, чувства;

3) единство, езженый, маячить;

4) безжалостно, прячутся, слечь.

Б-3 В каком ряду (или рядах) у всех слов звуков больше, чем букв?

1) ведет, участие, несчастье;

2) крикливые, южней, январский;

3) листья, единственный, ещё;

4) пьющие, ясновидец, поёт.

Б-4 Укажите, в каких позициях буква ь не является показателем мягкости согласного, обозначенного предшествующей буквой:

1) в позиции после букв, обозначающих непарные мягкие согласные;

2) в положении после букв, передающих непарные твердые согласные;

3) в позиции после букв, обозначающих мягкие согласные, парные по признаку «наличие – отсутствие палатализации».

Б-5 Укажите, в каких словах нет отступлений от слогового принципа русской графики: 1) роковое; 2) разрежь; 3) жесты; 4) молча; 5) друг.

 

В-1 Уточните, какие позиции являются слабыми для согласных фонем, образующих пары по признаку «участие голоса и шума»:

1) позиция перед гласными фонемами;

2) положение перед согласными фонемами <в>, <в’>;

3) позиция в абсолютном конце слова;

4) позиция перед сонорными согласными фонемами;

5) позиция перед шумными звонкими согласными фрнемами;

6) положение перед шумными глухими согласными фонемами;

В-2 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же сильной гласной фонемы: 1) весенняя; 2) иск; 3) цена; 4) ищет; 5) подыщут.

В-3 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же слабой гласной фонемы: 1) ледок; 2) льдинки; 3) ледяной; 4) выпуск; 5) домой.

В-4 Выделите пары слов, которые различаются согласными фонемами: 1) прав – правь; 2) рану – раню; 3) плот – плоть;4) (ателье) мод – (он такой) мот;5) нос – нёс;6) рос (забиякой) – (букет) роз.

В-5 Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «наличие – отсутствие палатализации», но находящиеся в сильной позиции по признаку «участие голоса и шума»: 1) гараж; 2) широкий; 3) маршрут; 4) пожарил; 5) плющ.

В-6 Укажите, в каких словах есть абсолютно слабые согласные фонемы: 1) программа; 2) гости; 3) сделка; 4) зарплата; 5) поезд.

 

 

Даются ответы на вопросы тестов первого варианта, который студентам предлагается использовать для тренировки.

Второй и третий варианты тестов могут быть даны как контрольные задания.

 

 

ОТВЕТЫ

Задания Вариант I
А-1 3, 4
А-2 2, 4
А-3 3, 5
А-4
А-5 3, 4, 6
А-6 3, 4, 6
А-7 1, 2, 4, 5
А-8 2, 3, 4
А-9 1, 2, 4, 5
А-10 1, 3, 5
А-11 3, 5
А-12 1, 5;2, 7; 9, 10
Б-1 2, 3
Б-2
Б-3 2, 3
Б-4 1, 3, 4, 5
Б-5 2, 4
В-1 2, 4, 5
В-2 2, 4, 5
В-3 1, 2, 4
В-4 1, 2, 3, 5
В-5 2, 3, 4
В-6 1, 4, 5

 




2015-11-10 1025 Обсуждений (0)
Терять не то ль, что живописцу – зренье 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Терять не то ль, что живописцу – зренье

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1025)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)