Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Народнохозяйственное значение и экономическая эффективность комплексного использования водных ресурсов



2015-11-11 1174 Обсуждений (0)
Народнохозяйственное значение и экономическая эффективность комплексного использования водных ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок




Использование водных ресурсов в нашей стране комплексное. Можно выделить основные направления использования водных ресурсов: 1) водоснабжение (коммунальное, промышленное); 2) гидроэнергетика; 3) водный транспорт; 4) орошение; 5) рыбное хозяйство.

Использование водных ресурсов для удовлетворения потребностей нескольких отраслей народного хозяйства называют комплексным. Таким образом от природных ресурсов получают наибольший эффект. Все воды государства (реки, озера, водохранилища и др. поверхностные водоемы и водоисточники) составляют единый государственный водный фонд и должны использоваться оптимально при строгом соблюдении закона об охране природы и водных ресурсов.

В целях планомерного использования водных ресурсов страны составлена Генеральная схема комплексного использования и охраны водных ресурсов, в которой на длительную перспективу намечены основные направления использования водных ресурсов, выявлены дефицитные по воде районы, предусмотрены мероприятия по охране водных ресурсов.

Комплексное использование водных ресурсов имеет место прежде всего при строительстве комплексных гидроузлов, эффективность сооружения которых заключается в уменьшении народнохозяйственных затрат по сравнению с изолированным строительством объектов, увеличении и унификации габаритов судового хода, эффективной эксплуатации крупнотоннажных судов, погашении скорости течения, спрямлении судоходных трасс, увеличении сети эксплуатируемых водных путей за счет подпора малых и боковых рек, улучшения гидрологического режима работы портов, уменьшения амплитуды колебаний уровней воды, создания межбассейновых соединений.

 

Создание единой глубоководной европейской водной системы,

Ее роль в развитии воднотранспортного комплекса

Республики Беларусь

К концу 80-х годов ХХ в. была создана единая сеть внутренних водных путей сообщения европейской части континента. В ней объединены 13 тыс. км водных путей Днепровского и 40 тыс. км путей Волжского бассейнов с гарантированными глубинами 3,2–3,5 м. Общая протяженность искусственных судоходных путей (каналов, водохранилищ и шлюзованных рек) более – 20 тыс. км. С вводом в эксплуатацию Волго-Балтийского водного пути появилась возможность организовать бесперевалочную транспортировку важнейших грузов между портами пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Черного и Азовского, осуществлять пропуск иностранных судов из Балтийского в Черное и Азовское моря.

С окончанием реконструкции Днепро-Бугского канала и р. Припяти в соответствии с мероприятиями Программы развития морского и речного флота Республики Беларусь до значений проектных гарантированных габаритов (ширина судового хода – 40 м, глубина – 140 см) указанный водный путь будет включен в Единую европейскую сеть водных путей класса V-a с обозначением Е-40. Реализация данного проекта позволит Республике Беларусь иметь выход от речных портов Брест и Мозырь к бассейнам Черного и Средиземного морей, осуществлять транзит грузов по водному пути.

Существует также проект создания глубоководного пути между Черным и Балтийским морями. С этой целью на Немане необходимо возвести каскад ГЭС (ранее упоминалось пять). Водораздел между притоком Немана р. Щарой и притоком Припяти р. Ясельдой в проекте намечено пересечь 70-километровым шлюзованным каналом. Этот канал должен пройти местами параллельно старинной Огинской системе, а в некоторых местах по ее трассе. Он будет глубоководным и сможет пропускать суда грузоподъемностью до 5000 т. Предварительные расчеты показали, что перевозки по этой трассе обойдутся в 1,5 раза дешевле, чем перевозки морем вокруг Европы.

 

Основные направления развития

И технического совершенствования транспортного флота.

Прогрессивные транспортно-технологические системы (ТТС)

Водного транспорта

На водном транспорте страны в соответствии с государственной Программой развития морского и речного флота предусматривается существенное обновление производственных фондов, техническое перевооружение предприятий отрасли, значительное улучшение использования имеющегося производственного потенциала. Главным средством интенсификации и повышения эффективности работы водного транспорта является ускорение научно-технического прогресса, быстрое и масштабное освоение новой техники и технологии. Эффективность и качество работы водного транспорта должны быть повышены в первую очередь за счет обновления и модернизации транспортного флота, улучшения коммерческой и эксплуатационной деятельности, сокращения порожних пробегов и простоев судов, применения высокопроизводительной перегрузочной техники и более совершенной технологии перегрузочных операций, широкого распространения передовых методов работы флота, портов, транспортных узлов, внедрения логистики на водном транспорте.

Программой развития флота предусматривается до 2010 года приобретение и строительство собственных морских судов дедвейтом 3000–3600 т, судов смешанного "река–море" плавания грузоподъемностью 800–1000 т, а также модернизация буксиров-толкачей до регистровой мощности 500–600 л.с. и класса плавания "О" и несамоходных барж грузоподъемностью 900–1100 т с люковыми закрытиями. Обновление флота позволит национальным судоходным компаниям перевозить собственные экспортно-импортные грузы (объем перевозок таких грузов морем достигает более 5,0 млн т в год), а также оказывать транспортные услуги иностранным грузовладельцам.

Важное место отводится строительству судов смешанного класса плавания, способным осуществлять грузовые перевозки из портов Беларуси в порты Черного моря и дунайские порты в бесперевалочном варианте. Судно подобного класса "О-пр" с баржей-приставкой построено на Гомельском судоремонтно-судостроительном заводе и с навигации 2002 года находится в эксплуатации, осуществляя перевозки экспортных калийных удобрений из порта Мозырь в Николаевский морской торговый порт. Общая грузоподъемность состава составляет 1500 т, осадка судов в полном грузу – 1,89 м. До 2010 года предусматривается наличие 16 подобных составов судов. Экономический эффект от перевозки грузов в судах смешанного "река–море" плавания достигается за счет исключения дорогостоящей операции перевалки с одного вида транспорта на другой или с одного вида флота на другой.

Все элементы водного транспорта должны развиваться на основе внедрения новой и передовой технологии. Основное направление ускорения научно-технического прогресса на водном транспорте – создание транспортно-технологических систем (ТТС): пакетной, контейнерной, ролкерной, лихтерной, баржебуксирной и др. В связи с развитием смешанных грузовых сообщений с участием нескольких видов транспорта (мультимодальные и интермодальные перевозки), стремлением сократить в пунктах перевалки время нахождения грузов, а также их потери, внедряют так называемые бесперегрузочные перевозки разных грузов. Под бесперегрузочными сообщениями принято считать такие виды, когда груз в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой не перегружается из одной перевозочной емкости в другую, а передается в той же емкости, в которую был загружен в пункте первоначального отправления.

Применяемые системы бесперегрузочных сообщений можно разделить на три группы:

– перевод грузов с одного вида транспорта на другой происходит при использовании тех же транспортных средств (суда смешанного "река–море" плавания);

– перевозки вагонов, автомобилей и полуприцепов на судах-паромах;

– применение контейнеров и лихтеров – при этом груз непосредственно не перегружается, но контейнеры с грузом перегружают из вагонов или автомобилей на суда; лихтеры выгружаются на воду из морских судов и затем речными буксируются в порты под выгрузку-погрузку.

К третьей системе можно отнести и ролкерную ТТС, предусматривающую перевозку широкой номенклатуры грузов укрупненными местами и колесной техники с горизонтальным способом погрузки-выгрузки через кормовые или носовые ворота судна по аппарелям.

 



2015-11-11 1174 Обсуждений (0)
Народнохозяйственное значение и экономическая эффективность комплексного использования водных ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Народнохозяйственное значение и экономическая эффективность комплексного использования водных ресурсов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)