Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эксплуатационно-экономические показатели работы



2015-11-11 2843 Обсуждений (0)
Эксплуатационно-экономические показатели работы 4.75 из 5.00 4 оценки




Транспортного флота

Провозная способность флота, качество и эффективность его использования на перевозках определяются системой эксплуатационных и экономических показателей.

Совокупность показателей, отражающих использование транспортного флота на перевозках, составляет систему эксплуатационных показателей, а показателей, отражающих экономические результаты работы судов, – систему экономических показателей работы транспортного флота.

Эксплуатационные и экономические показатели необходимы для планирования, анализа и оценки работы отдельного транспортного судна или определенной группы судов, а также работы отдельных видов флота (грузового самоходного, грузового несамоходного, буксирной тяги и др.).

По составу эксплуатационные и экономические показатели подразделяют на количественные (объемные) и качественные.

Количественные показатели определяют общий объем выполняемой транспортной продукции и абсолютные размеры произведенных затрат флота, денежные средства и трудовые затраты (контингент работников плавсостава) на выполнение этой продукции. К ним относят: затраты флота в сила(тоннаже)-сутках и сила(тоннаже)-километрах; объем перевозок в тоннах; грузооборот в тонно-километрах; численность работников плавсостава; общие расходы по судну (в целом по флоту).

Качественные показатели выявляют качество использования флота по нагрузке, скорости, времени и производительности. К ним относят: производительность труда; себестоимость единицы транспортной продукции; фондоотдачу; рентабельность и др. Качественные показатели – величины относительные. Получают их как отношение двух количественных показателей.

Эксплуатационные показатели работы флота делят на четыре группы. Это показатели использования судов по нагрузке, скорости, времени и производительности.

Показатели использования судов по нагрузке отражают степень использования грузоподъемности, мощности и пассажировместимости судов.

Показатель использования грузового судна по грузоподъемности, т/т тоннажа,

ξ гр = (2)

показатель использования тягового средства по мощности, т/л.с.,

 

ξ т = (3)

показатель использования пассажирского судна по пассажировместимости, чел./место,

ξ пасс = (4)

где Qэ, Qc, Y – соответственно масса груза, погруженного в судно или состав,

т, и число пассажиров, находящихся на судне;

Qр, Nр, Mр – соответственно регистровая грузоподъемность, т; мощность,

л.с.; пассажировместимость судна, мест.

Количество груза и пассажиров на борту судна в течение рейса может изменяться. В этом случае показатели использования судов по нагрузке определяют с учетом пробега:

– для грузового судна, т/ т тоннажа,

= (5)

– для буксирного судна, т/л.с.,

= (6)

– для пассажирского судна, чел./место,

= (7)

где А, Пк – общее количество соответственно тонно-километров и пассажи-

рокилометров, фактически выполненных за рейс;

Тк, Ск, Мк – соответственно количество тоннаже-километров, сила-километ-

ров и пассажиро-место-километров, выполненных за рейс.

Показатели скорости характеризуют скоростные качества судов и сроки доставки грузов. Различают техническую, путевую и маршрутную скорость движения судов.

Технической скоростью называют среднюю скорость, с которой движется судно между любыми пунктами бассейна (учитывается только время чистого хода, без затрат на стоянки в пути). Техническая скорость, км/сут,

 

u = (8)

 

где l – расстояние между пунктами, км;

t х – время чистого хода между этими пунктами, сут.

Путевая скорость – средняя скорость движения судна за время нахождения в пути с учетом затрат времени на шлюзование, подбуксировку и отбуксировку барж, смену тяги и т.п. Путевая скорость, км/сут,

 

uп = (9)

 

где t пут – затраты времени на стоянки в пути, сут.

Маршрутная скорость – средняя скорость доставки груза судном. При ее расчете учитывают все затраты времени, связанные с доставкой груза, включая затраты времени на выполнение грузовых и технических операций в начальном и конечном пунктах линии. Маршрутная скорость судна, км/сут,

uм = (10)

где t н, t к – затраты времени на обслуживание судна соответственно в начальном и конечном пунктах линии, сут.

Коэффициентами использования времени по элементам рейса называют отношение времени, затраченного на отдельные элементы рейса, к общим

(валовым) затратам времени судна за рейс или за оборот (круговой рейс). Основным является коэффициент использования времени на ход с грузом:

, (11)

где t х.г – затраты времени судна на ход с грузом за расчетный период;

t в – общие (валовые) затраты времени за расчетный период.

Показатель производительности в валовые сутки определяет количество тонно- и пассажиро-километров, приходящихся на 1 т грузоподъемности, 1 л.с. мощности и 1 пассажирское место судна в валовые сутки, т.е. в сутки эксплуатационного периода. Этот показатель может быть рассчитан как произведение элементных показателей использования судов по нагрузке, скорости и коэффициента использования времени на ход с грузом или как частное от деления объема транспортной продукции на валовые затраты тоннаже-суток, сила-суток и пассажиро-место-суток. Показатель производительности в валовые сутки:

– для грузового судна

 

P (12)

или

 

P = (13)

 

– для буксирного судна

P = ξ u грτ хб (14)

или

 

= (15)

 

– для пассажирского судна

 

P = ξ u пасτ хпас (16)

 

или

P = , (17)

 

где А, Пк – общее количество соответственно тонно-километров и

пассажиро-километров, выполненных за рейс;

Тсут в, Ссут в, Пм.сут в – соответственно количество валовых т-же∙суток, сила-

суток и пассажиро-место-суток за расчетный период.

В таблице 1 приведены количественные показатели использования флота и рассчитанные на их основе качественные показатели.

Таблица 1 – Показатели использования флота

Показатели Грузовые самоходные суда Буксирные суда (тяга)
Количественные Грузооборот, млн т∙км Объем перевозок, тыс. т Затраты тоннаже (сила)-километров на ход с грузом, млн Затраты тоннаже (сила)-рейсов, тыс. Валовые затраты тоннаже (сила)-суток, тыс. В том числе в ходу с грузом, тыс.   1200,0 1500,0   1333,3 1666,7   7058,8 4235,3   800,0 2000,0   177,8 444,4   1066,8 906,8
Качественные Средняя длительность рейса, сут Средний пробег с грузом, км Нагрузка на 1 т тоннажа (1 л. с. тяги), т Техническая скорость, км/сут   Коэффициент использования времени на ход с грузом, % Производительность 1 т тоннажа (1 л. с. тяги): за ходовые с грузом сутки, т·км за валовые сутки, т·км   4,24 0,9 314,8     60,0     283,3 170,0     2,4 4,5 196,1     85,0     882,2 749,9  

 

Эффективность работы транспортного флота характеризуют следующие основные экономические показатели:

– производительность труда плавсостава;

– себестоимость единицы объема транспортной работы.

Производительность труда – это количество транспортной продукции (работы) в тонно-километрах, приходящейся на одного работника плавсостава за сутки эксплуатационного периода. Определяют данный показатель в целом по флоту судоходной компании (пароходства), по видам флота и каждому судну в отдельности:

 

Pтр.пер = (18)

где А – объем транспортной работы, выполненной судном, видом флота

или флотом всей судоходной компании (пароходства), т·км;

Кконт – контингент плавсостава, занятый на перевозках, чел.;

t э – продолжительность эксплуатационного периода, сут.

Потребность в контингенте плавсостава определяют умножением числа членов экипажа судна по штатному расписанию на число судов, необходимых для выполнения транспортной работы. При расчете производительности труда в целом по флоту судоходной компании (пароходства), по определенному виду флота учитывают дополнительно контингент береговых работников, непосредственно обслуживающих транспортный флот (служба судового хозяйства, диспетчерский аппарат и др.), а также контингент плавсостава рейдово-маневрового, служебно-разъездного и вспомогательного флота.

Себестоимость единицы объема транспортной работы наиболее полно отражает результаты эксплуатационной деятельности и определяет количество денежных средств, расходуемых на выполнение единицы транспортной продукции. Этот показатель определяется по формуле

 

S пер = Э/А , (19)

 

где Э – суммарные эксплуатационные расходы по судну, виду флота или

всему флоту судоходной компании (пароходства), д. е.

 



2015-11-11 2843 Обсуждений (0)
Эксплуатационно-экономические показатели работы 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Эксплуатационно-экономические показатели работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2843)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)