Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы практических и семинарских занятий



2015-11-11 488 Обсуждений (0)
Темы практических и семинарских занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Общий план строения и методы изучения нервной системы. Формирование нервной системы в онтогенезе

Вид занятия: семинар.

Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.

Вопросы для подготовки:

1. Формирование нервной системы в онтогенезе:

а) основные процессы созревания нейронов: пролиферация, миграция, дифференцировка, образование контактов;

б) стадии формирования отделов нервной системы в пренатальном онто- генезе.

в) основные процессы постнатального онтогенеза: рост, синаптизация, миелинизация.

2. Общий план строения нервной системы:

а) структурно-функциональная характеристика нервных клеток и

их элементов;

б) элементы центральной и периферической нервной системы;

в) белое и серое вещество ЦНС.

3. Методы изучения нервной системы:

а) перерезки и экстирпации;

б) раздражения;

в) записи электрической активности;

г) исследования метаболизма.


Список литературы

Основной:

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 6-10; 35-43; 65-71; 94-98; 244-254.

Дополнительной:

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168

2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 31-36, 159-166.

3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 64-67, 325-327.

Тема 2. Общие принципы регуляции деятельности организма: взаимодействие и специфика нервной, гуморальной и местной регуляции

Вид занятия: семинар.

Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.

Вопросы для подготовки:

1. Виды регуляций функций организма:

а) понятие контура регуляции, прямой и обратной связи;

б) нервная, гуморальная, местная регуляции, характер их взаимодействия;

в) сущность и значение низшей и высшей нервной деятельности.

2. Характеристика возбудимости ткани.

а) возбудимость и возбуждение;

б) раздражитель, понятие адекватности и универсальности раздражителя;

в) порог раздражения, хронаксия.

3. История исследования возбудимых тканей. Первый и второй опыты Гальвани.

4. Мембранные потенциалы в покое и при возбуждении:

а) величина заряда в покое и динамика его изменений при возбуждении;

б) изменения возбудимости ткани при возбуждении;

г) рефрактерность и лабильность.

Список литературы

Основной:

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 109-123; 127-133.

Дополнительной:

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168

2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 141-154.

3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 327-329

Тема 3. Механизмы возбуждения и торможения в ЦНС. Рефлекторная деятельность нервной системы. Функции и свойства нервных центров

Вид занятия: семинар.

Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.

Вопросы для подготовки:

1. Строение синапсов, механизм передачи сигналов через возбуждающие и тормозные синапсы.

2. Торможение как активный физиологический процесс. Сеченовское торможение.

3. Простые возбуждающие цепи: конвергентные, дивергентные, реверберирующие.

4. Простые тормозные цепи: реципрокное, возвратное, латеральное торможение.

5. Понятие рефлекса, рефлекторной дуги, функции ее элементов, виды рефлексов.

6. Физиологическое понятие нервного центра. Свойства нервных центров.

Список литературы

Основной:

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. СПб. 2002. С. 7-27; 66-86.

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 25-35; 141-147; 153-162; 166-168.

Дополнительной:

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168

2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 36-43, 70-91, 95-101.

3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 331-334.

 

Тема 4. Структура и функции спинного мозга

Вид занятия: практическое занятие

Цель занятия: разобрать теоретические вопросы, разобрать рисунки отделов нервной системы

Вопросы для подготовки:

1. Основные функции спинного мозга. Двигательные и вегетативные ядра.

2. Значение межсегментарных, восходящих и нисходящих связей.

3. Участие спинного мозга в осуществлении движений. Виды двигательных рефлексов спинного мозга.

Список литературы

Основной:

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 183-192.


Дополнительной:

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168.

2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 174-185.

3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 334-341.

Тема 5. Структура и функции ствола мозга

Вид занятия: практическое занятие.

Цель занятия: разобрать теоретические вопросы, разобрать рисунки отделов нервной системы.

Вопросы для подготовки:

1. Функции продолговатого мозга: регуляция процессов жизнеобеспечения, проведение восходящих и нисходящих сигналов.

2. Функции моста, роль кортико-мозжечковых связей. Комплекс вестибулярных ядер, их значение.

3. Функции среднего мозга: ориентировочные рефлексы, центры регуляции вегетативных и соматических процессов. Красные ядра и черная субстанция.

4. Ретикулярная формация ствола: восходящие и нисходящие влияния, ее функциональные особенности.

5. Физиологические функции промежуточного мозга: таламуса и гипоталамуса.

Список литературы

Основной:

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 197-214.

Дополнительной:

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168

2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 185-220.

3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 346-361.

Тема 6. Структура, виды, значение функциональных систем

Вид занятия: семинар.

Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.

Вопросы для подготовки:

1. Понятие, структура, типы функциональных систем:

а) системообразующий фактор;

б) типы функциональных систем, их структура;

в) компоненты блока афферентного синтеза, их значение;

г) блоки принятия решения и эфферентного синтеза;

д) значение акцептора результата действия и обратной афферентации.

2. Понятие системогенеза, значение для выживания новорожденного.

Список литературы

Основной:

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С.43-59; 378-384.

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. СПб., 2002. С. 389-395.

Дополнительной:

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168

2. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 146,147.

3. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 248-250, 311-316.

4.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С.

Тема 7. Понятие условного рефлекса УР. Принципы и механизмы условнорефлекторной деятельности

Вид занятия: семинар.

Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.

Вопросы для подготовки:

1. Виды УР. Правила их выработки.

2. Динамика условнорефлекторной деятельности;

а) внешнее торможение УР (индукционное и запредельное);

б) внутреннее торможение УР (угасательное, дифференцировочное, за- паздывательное, условный тормоз);

в) значение процессов торможения УР

3. УР как замыкание временной связи:

а) концепция И.П.Павлова о проторении связи между центрами коры;

б) противоречия теории замыкания временной связи;

в) УР в представлении Э.А.Асратяна.

Список литературы

Основной:

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С.257-265, 285-288.

Дополнительной:

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168

2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. С.114-127, 137-144.

3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 15-26, 74-84.

4. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 276-292.

5.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 392-396.

Тема 8. Поведение и формы обучения. Значение доминанты в организации поведения и формирования ВНД ребенка

Вид занятия: семинар.

Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.

Вопросы для подготовки:

1. Виды поведения и обучения.

2. Развитие форм поведения и обучения в фило- и онтогенезе. Теория диссолюции и теория системогенеза.

3. Понятие доминанты. История открытия доминанты.

4. Свойства доминанты и их нейрофизиологическое обоснование:

а) посттетаническая потенциация как модель повышенной возбудимости;

б) явление конвергенции и притяжение возбуждения;

в) реверберация и стойкость возбуждения.

5. Доминанта и теория функциональных систем:

а) участие доминанты в целостой деятельности организма;

б) роль доминанты в организации афферентного синтеза;

в) взаимодействие доминантных очагов.

6. Значение доминанты в обучении ребенка.

Список литературы

Основной:

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 378-385.

Дополнительной:

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. С. 172-182.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168.

3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 24, 42.

4. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 268-174.

5.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 389-390.

 

Тема 9. Нейрофизиологические механизмы мотиваций и эмоций. Биологические ритмы и функциональные состояния

Вид занятия: семинар.

Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.

Вопросы для подготовки:

1. Потребность как движущая сила поведения. Виды потребностей.

2. Физиологические свойства мотивационного возбуждения.

3. Нейроанатомия и нейрохимия мотивационного возбуждения (МВ):

4. Простые, дифференцированные и сложные эмоции: принципы подразделения.

5. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение (по Вальдману).

6. Эмоция как функция потребности и информации (по П.В.Симонову).

7. Циркадианные ритмы, их синхронизация и десинхронизация:

а) значение циклического изменения функций организма для его жизне деятельности;

б) смена часовых поясов и рассогласование ритмов – фазовое опережение и фазовое отставание;

в) временные интервалы восстановления разных ритмов.

 

Список литературы

Основной:

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 326-334.

Дополнительной:

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. С. 82-92, 105-108.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168.

3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 102-123.

4. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 348-360.

5.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 390-392.

 

Тема 10. Латерализация и межполушарная асимметрия. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Пластичность мозга как основа компенсации функций

Вид занятия: семинар.

Цель занятия: разобрать теоретические вопросы.

Вопросы для подготовки:

1. Медленный сон, его характеристика, значение.

2. Быстрый сон, его особенности, длительность, значение.

3. Основные теории сна.

4. Мозговые структуры, участвующие в организации сна.

5. Право - левополушарность. Распределение центров в правом и левом полушариях.

6. Современные данные о право - леворукости и расположением речевых центров.

7. Дихотомии полушарий. Их использование для организации деятельности, в том числе учебной.

8. Резервные нейроны и принцип пластичности мозга.

Список литературы

Основной:

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С.344-364.

Дополнительной:

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. С. 319-326.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168.

3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 329-333

4. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 296-303.



2015-11-11 488 Обсуждений (0)
Темы практических и семинарских занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы практических и семинарских занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)