Темы практических и семинарских занятий
Тема 1. Общий план строения и методы изучения нервной системы. Формирование нервной системы в онтогенезе Вид занятия: семинар. Цель занятия: разобрать теоретические вопросы. Вопросы для подготовки: 1. Формирование нервной системы в онтогенезе: а) основные процессы созревания нейронов: пролиферация, миграция, дифференцировка, образование контактов; б) стадии формирования отделов нервной системы в пренатальном онто- генезе. в) основные процессы постнатального онтогенеза: рост, синаптизация, миелинизация. 2. Общий план строения нервной системы: а) структурно-функциональная характеристика нервных клеток и их элементов; б) элементы центральной и периферической нервной системы; в) белое и серое вещество ЦНС. 3. Методы изучения нервной системы: а) перерезки и экстирпации; б) раздражения; в) записи электрической активности; г) исследования метаболизма. Список литературы Основной: Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 6-10; 35-43; 65-71; 94-98; 244-254. Дополнительной: 1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168 2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 31-36, 159-166. 3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 64-67, 325-327. Тема 2. Общие принципы регуляции деятельности организма: взаимодействие и специфика нервной, гуморальной и местной регуляции Вид занятия: семинар. Цель занятия: разобрать теоретические вопросы. Вопросы для подготовки: 1. Виды регуляций функций организма: а) понятие контура регуляции, прямой и обратной связи; б) нервная, гуморальная, местная регуляции, характер их взаимодействия; в) сущность и значение низшей и высшей нервной деятельности. 2. Характеристика возбудимости ткани. а) возбудимость и возбуждение; б) раздражитель, понятие адекватности и универсальности раздражителя; в) порог раздражения, хронаксия. 3. История исследования возбудимых тканей. Первый и второй опыты Гальвани. 4. Мембранные потенциалы в покое и при возбуждении: а) величина заряда в покое и динамика его изменений при возбуждении; б) изменения возбудимости ткани при возбуждении; г) рефрактерность и лабильность. Список литературы Основной: Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 109-123; 127-133. Дополнительной: 1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168 2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 141-154. 3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 327-329 Тема 3. Механизмы возбуждения и торможения в ЦНС. Рефлекторная деятельность нервной системы. Функции и свойства нервных центров Вид занятия: семинар. Цель занятия: разобрать теоретические вопросы. Вопросы для подготовки: 1. Строение синапсов, механизм передачи сигналов через возбуждающие и тормозные синапсы. 2. Торможение как активный физиологический процесс. Сеченовское торможение. 3. Простые возбуждающие цепи: конвергентные, дивергентные, реверберирующие. 4. Простые тормозные цепи: реципрокное, возвратное, латеральное торможение. 5. Понятие рефлекса, рефлекторной дуги, функции ее элементов, виды рефлексов. 6. Физиологическое понятие нервного центра. Свойства нервных центров. Список литературы Основной: Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. СПб. 2002. С. 7-27; 66-86. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 25-35; 141-147; 153-162; 166-168. Дополнительной: 1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168 2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 36-43, 70-91, 95-101. 3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 331-334.
Тема 4. Структура и функции спинного мозга Вид занятия: практическое занятие Цель занятия: разобрать теоретические вопросы, разобрать рисунки отделов нервной системы Вопросы для подготовки: 1. Основные функции спинного мозга. Двигательные и вегетативные ядра. 2. Значение межсегментарных, восходящих и нисходящих связей. 3. Участие спинного мозга в осуществлении движений. Виды двигательных рефлексов спинного мозга. Список литературы Основной: Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 183-192. Дополнительной: 1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168. 2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 174-185. 3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 334-341. Тема 5. Структура и функции ствола мозга Вид занятия: практическое занятие. Цель занятия: разобрать теоретические вопросы, разобрать рисунки отделов нервной системы. Вопросы для подготовки: 1. Функции продолговатого мозга: регуляция процессов жизнеобеспечения, проведение восходящих и нисходящих сигналов. 2. Функции моста, роль кортико-мозжечковых связей. Комплекс вестибулярных ядер, их значение. 3. Функции среднего мозга: ориентировочные рефлексы, центры регуляции вегетативных и соматических процессов. Красные ядра и черная субстанция. 4. Ретикулярная формация ствола: восходящие и нисходящие влияния, ее функциональные особенности. 5. Физиологические функции промежуточного мозга: таламуса и гипоталамуса. Список литературы Основной: Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 197-214. Дополнительной: 1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168 2. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 185-220. 3.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 346-361. Тема 6. Структура, виды, значение функциональных систем Вид занятия: семинар. Цель занятия: разобрать теоретические вопросы. Вопросы для подготовки: 1. Понятие, структура, типы функциональных систем: а) системообразующий фактор; б) типы функциональных систем, их структура; в) компоненты блока афферентного синтеза, их значение; г) блоки принятия решения и эфферентного синтеза; д) значение акцептора результата действия и обратной афферентации. 2. Понятие системогенеза, значение для выживания новорожденного. Список литературы Основной: Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С.43-59; 378-384. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. СПб., 2002. С. 389-395. Дополнительной: 1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168 2. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 146,147. 3. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 248-250, 311-316. 4.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. Тема 7. Понятие условного рефлекса УР. Принципы и механизмы условнорефлекторной деятельности Вид занятия: семинар. Цель занятия: разобрать теоретические вопросы. Вопросы для подготовки: 1. Виды УР. Правила их выработки. 2. Динамика условнорефлекторной деятельности; а) внешнее торможение УР (индукционное и запредельное); б) внутреннее торможение УР (угасательное, дифференцировочное, за- паздывательное, условный тормоз); в) значение процессов торможения УР 3. УР как замыкание временной связи: а) концепция И.П.Павлова о проторении связи между центрами коры; б) противоречия теории замыкания временной связи; в) УР в представлении Э.А.Асратяна. Список литературы Основной: Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С.257-265, 285-288. Дополнительной: 1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168 2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. С.114-127, 137-144. 3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 15-26, 74-84. 4. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 276-292. 5.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 392-396. Тема 8. Поведение и формы обучения. Значение доминанты в организации поведения и формирования ВНД ребенка Вид занятия: семинар. Цель занятия: разобрать теоретические вопросы. Вопросы для подготовки: 1. Виды поведения и обучения. 2. Развитие форм поведения и обучения в фило- и онтогенезе. Теория диссолюции и теория системогенеза. 3. Понятие доминанты. История открытия доминанты. 4. Свойства доминанты и их нейрофизиологическое обоснование: а) посттетаническая потенциация как модель повышенной возбудимости; б) явление конвергенции и притяжение возбуждения; в) реверберация и стойкость возбуждения. 5. Доминанта и теория функциональных систем: а) участие доминанты в целостой деятельности организма; б) роль доминанты в организации афферентного синтеза; в) взаимодействие доминантных очагов. 6. Значение доминанты в обучении ребенка. Список литературы Основной: Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 378-385. Дополнительной: 1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. С. 172-182. 2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168. 3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 24, 42. 4. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 268-174. 5.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 389-390.
Тема 9. Нейрофизиологические механизмы мотиваций и эмоций. Биологические ритмы и функциональные состояния Вид занятия: семинар. Цель занятия: разобрать теоретические вопросы. Вопросы для подготовки: 1. Потребность как движущая сила поведения. Виды потребностей. 2. Физиологические свойства мотивационного возбуждения. 3. Нейроанатомия и нейрохимия мотивационного возбуждения (МВ): 4. Простые, дифференцированные и сложные эмоции: принципы подразделения. 5. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение (по Вальдману). 6. Эмоция как функция потребности и информации (по П.В.Симонову). 7. Циркадианные ритмы, их синхронизация и десинхронизация: а) значение циклического изменения функций организма для его жизне деятельности; б) смена часовых поясов и рассогласование ритмов – фазовое опережение и фазовое отставание; в) временные интервалы восстановления разных ритмов.
Список литературы Основной: Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С. 326-334. Дополнительной: 1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. С. 82-92, 105-108. 2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168. 3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 102-123. 4. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 348-360. 5.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 390-392.
Тема 10. Латерализация и межполушарная асимметрия. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Пластичность мозга как основа компенсации функций Вид занятия: семинар. Цель занятия: разобрать теоретические вопросы. Вопросы для подготовки: 1. Медленный сон, его характеристика, значение. 2. Быстрый сон, его особенности, длительность, значение. 3. Основные теории сна. 4. Мозговые структуры, участвующие в организации сна. 5. Право - левополушарность. Распределение центров в правом и левом полушариях. 6. Современные данные о право - леворукости и расположением речевых центров. 7. Дихотомии полушарий. Их использование для организации деятельности, в том числе учебной. 8. Резервные нейроны и принцип пластичности мозга. Список литературы Основной: Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. С.344-364. Дополнительной: 1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. С. 319-326. 2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.151-168. 3. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности М., 1988. С. 329-333 4. Общий курс физиологии ... . Т.1 / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М., 1991. С. 296-303.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |