Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приборы для проведения функциональных исследований: электрокардиограф, рефлексометр, неврологические молоточки, периметр, компьютер, компьютерная программа «психофизиология ВНД», активациометр.

Методические указания студентам

Задания для самостоятельной работы по темам, на которые не предусмотрены аудиторные часы

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Очное отделение
Частная физиология центральной нервной системы Выполнить рисунки отделов нервной системы: восходящие и нисходящие пути спинного мозга и ствола; рефлекторные дуги проприоцептивных рефлексов. Показать на рисунках уровень перерезки спинного мозга, вызывающий остановку дыхания
Рефлекторная деятельность нервной системы Разобрать отличия условного и безусловного рефлексов, показать значение условнорефлекторной деятельности, как формы обучения
Системный принцип регуляции организма Составить задачи, иллюстрирующие значение разных блоков функциональной системы
Латерализация и межполушарная асимметрия Определить по двигательным и сенсорным тестам степень латерализации полушарий
Заочное отделение
Общая и частная физиология нервной системы. Системный принцип регуляции организма Составить словарь физиологических терминов

Методические рекомендации для преподавателя



Для выполнения самостоятельных работ студентами преподаватель предоставляет методики и проводит консультацию как ими пользоваться. Студентам следует напоминать к какому занятию необходимо выполнить ту или иную самостоятельную работу. При проведении аудиторного занятия или семинара студенты должны иллюстрировать свои ответы примерами из самостоятельной работы.

 

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

 

Вопросы к экзамену на дневном отделении

 

1. Методы изучения деятельности мозга человека. Мозг как субстрат психической деятельности. Поступление и переработка информации в нервной системе.

2. Общий план строения и назначение нервной системы. Эмбриогенез нервной ткани.

3. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной ткани. Виды нейронов, их расположение. Значение элементов нейрона.

4. Виды клеток глии, их назначение, происхождение.

5. Оболочки головного и спинного мозга. Желудочки мозга. Значение спинномозговой жидкости.

6. Сосуды головного и спинного мозга. Вилизиев круг, венозные синусы. Понятие гематоэнцефалического барьера.

7. История исследования возбудимых тканей. Биоэлектрические явления. Виды раздражителей, их действие на ткани. Возбудимость и возбуждение, меры возбудимости, признаки возбуждения.

8. Заряды мембран возбудимых тканей, их изменения как основа возбуждения.

9. Изменения возбудимости при возбуждении. Рефрактерность и лабильность.

10. Виды нервных волокон, их строение, функции, понятие двигательных и чувствительных нервных волокон. Организация нервов и нервных путей.

11. Нерв как совокупность нервных волокон, виды нервных волокон и способы передачи возбуждения по ним. Законы проведения возбуждения и их значение в целостном организме.

12. Виды и значение синаптических контактов. Строение и принципы работы синапса. Развитие возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов. Интеграция синаптических процессов на нейроне, ее значение.

13. Взаимодействие возбуждения и торможения в нервной системе. Виды возбуждающих и тормозных нейронных сетей.

14. Торможение как активный физиологический процесс. Опыт сеченовского торможения. Соотношение возбудительных и тормозных процессов у детей разного возраста.

15. Понятие рефлекса, история развития рефлекторной теории. Свойства и классификация рефлексов,. Элементы рефлекторной дуги, их назначение, особенности передачи сигналов в разных участках рефлекторной дуги.

16. Физиологическое понятие нервного центра, его основные свойства. Принципы взаимодействия нервных центров.

17. Концепция функциональных систем (П.К.Анохин): общие подходы к теории функциональных систем, выделение системообразующего фактора, его биологическая значимость.

18. Компоненты и значение блока афферентного синтеза функциональной системы.

19. Значение акцептора результата действия и обратной афферентации функциональной системы для эффективного ее протекания и завершения.

20. Строение и функции спинного мозга Спинальный шок.

21. Рефлекторная и проводниковая функции продолговатого мозга и моста

22. Функции моста, роль кортико-мосто-мозжечковых связей. Комплекс вестибулярных ядер, их значение.

23. Функции среднего мозга: ориентировочные рефлексы среднего мозга, центры регуляции вегетативных и соматических процессов.

24. Ретикулярная формация ствола (РФ), восходящие и нисходящие влияния РФ, ее функциональные особенности.

25. Функции мозжечка, роль мозжечка в организации движений

26. Функциональное разделение ядер таламуса, их участие в специфических, неспецифических и ассоциативных реакциях нервной системы.

27. Гипоталамо-гипофизарная система: связи гипоталамуса с передней и задней долями гипофиза, нейросекреты разных ядер гипоталамуса, их влияние на аденогипофиз и нейрогипофиз.

28. Выработка и значение нейрогормонов - окситоцина и антидиуретического гормона.

29. Физиология вегетативной нервной системы (ВНС). Симпатический и парасимпатический отделы, особенности их организации, функционирования. Симпатические и парасимпатические медиаторы.

30. Физиология двигательных систем. Нервно-мышечные контакты, понятие двигательной единицы, мышечные сокращения и проприоцептивные рефлексы. Мотонейроны спинного мозга как нейроны “конечного пути”.

31. Первичные, вторичные и третичные поля новой коры. Колоночный и модульный принцип организации внутрикорковых взаимодействий.

32. Неокортекс. Функции проекционной и ассоциативной коры. Электрическая активность неокортекса. Вызванные ответы.

33. Понятие анализатора, его структура. Значение и виды анализаторов.

34. Общие свойства и закономерности деятельности рецепторных структур: чувствительность, рецепторный потенциал, адаптация.

35. Специфические и неспецифические соматосенсорные системы: пути и принципы переработки информации.

36. Структура и функции проводникового и центрального отделов сенсорной системы.

37. Отделы зрительного анализатора. Построение изображения на сетчатке. Нарушения рефракции.

38. Обработка сигналов в проводниковом и центральном отделах зрительной системы. Бинокулярное зрение.

39. Строение и функции слухового анализатора. Восприятие звука. Понятие амплитудного максимума, микрофонного и суммационного потенциалов.

40. Строение и функции проводникового и центрального отделов слухового анализатора.

41. Строение и функции вестибулярного анализатора.

42. Кожный анализатор. Теории кожной чувствительности (М.Фрей, Г.Гед, Д.Нейф).

43. Особенности безусловных и условных рефлексов. Классификация рефлексов по биологическому значению.

44. Поведение и формы обучения. Характеристика основных форм обучения.

45. Виды памяти. Роль памяти в обучении. Возможные механизмы памяти и забывания.

46. Условный рефлекс как одна из форм обучения. Правила образования условного рефлекса. Возможные механизмы замыкания условного рефлекса.

47. Виды торможения условных рефлексов. Значение торможения в процессах ВНД.

48. Понятие доминанты, ее свойства, значение, роль в процессах ВНД.

49. Функциональная система как модель структуры поведенческого акта. Значение теории функциональных систем в обосновании процессов ВНД.

50. Потребности и мотивации. Общие свойства мотиваций, их нейрофизиология и нейрохимия. Роль в ВНД.

51. Физиологические основы эмоций. Теории эмоций. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение. Роль эмоций в ВНД.

52. Физиологические основы внимания. Значение внимания в ВНД.

53. Виды биоритмов. Их значение в жизнедеятельности организма. Синхронизация и десинхронизация циркадианных ритмов.

54. Теории сна. Значение сна в жизнедеятельности организма. Физиология и нейрофизиология сна. Физиологические изменения во время сна.

55. Двигательные системы. Иерархия двигательных систем, Управление движением.

56. Функциональная асимметрия полушарий мозга, ее значение в процессах ВНД.

57. Структура и взаимоотношения речевых центров. Развитие речи, связь речи с мышлением.

58. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Их влияние на процессы ВНД.

59. Нейродинамическая конституция. Свойства нервной системы, их измерение.

60. Соотношение нейродинамических и психодинамических свойств у человека. Структура темперамента.

61. Типы нервной деятельности детей и подростков. Особенности соотношения возбуждения и торможения в разные периоды роста и развития.

62. Влияния на ВНД внешних и внутренних факторов. Срывы ВНД.

 

Вопросы к экзамену на заочном отделении

1. Методы изучения деятельности мозга человека. Мозг как субстрат психической деятельности. Поступление и переработка информации в нервной системе.

2. Общий план строения и назначение нервной системы. Эмбриогенез нервной ткани.

3. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной ткани. Виды нейронов, их расположение. Значение элементов нейрона

4. История исследования возбудимых тканей. Биоэлектрические явления. Виды раздражителей, их действие на ткани. Возбудимость и возбуждение, меры возбудимости, признаки возбуждения.

5. Заряды мембран возбудимых тканей, их изменения как основа возбуждения.

6. Изменения возбудимости при возбуждении. Рефрактерность и лабильность.

7. Виды нервных волокон, их строение, функции, понятие двигательных и чувствительных нервных волокон. Организация нервов и нервных путей.

8. Нерв как совокупность нервных волокон, виды нервных волокон и способы передачи возбуждения по ним. Законы проведения возбуждения и их значение в целостном организме.

9. Виды и значение синаптических контактов. Строение и принципы работы синапса. Развитие возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов. Интеграция синаптических процессов на нейроне, ее значение.

10. Взаимодействие возбуждения и торможения в нервной системе. Виды возбуждающих и тормозных нейронных сетей.

11. Торможение как активный физиологический процесс. Опыт сеченовского торможения. Соотношение возбудительных и тормозных процессов у детей разного возраста.

12. Понятие рефлекса, история развития рефлекторной теории. Свойства и классификация рефлексов,. Элементы рефлекторной дуги, их назначение, особенности передачи сигналов в разных участках рефлекторной дуги.

13. Физиологическое понятие нервного центра, его основные свойства. Принципы взаимодействия нервных центров.

14. Концепция функциональных систем (П.К.Анохин):общие подходы к теории функциональных систем, выделение системообразующего фактора, его биологическая значимость.

15. Компоненты и значение блока афферентного синтеза функциональной системы.

16. Значение акцептора результата действия и обратной афферентации функциональной системы для эффективного ее протекания и завершения.

17. Строение и функции спинного мозга Спинальный шок.

18. Рефлекторная и проводниковая функции продолговатого мозга и моста

19. Функции моста, роль кортико-мосто-мозжечковых связей. Комплекс вестибулярных ядер, их значение.

20. Функции среднего мозга: ориентировочные рефлексы среднего мозга, центры регуляции вегетативных и соматических процессов.

21. Ретикулярная формация ствола (РФ), восходящие и нисходящие влияния РФ, ее функциональные особенности.

22. Функции мозжечка, роль мозжечка в организации движений

23. Функциональное разделение ядер таламуса, их участие в специфических, неспецифических и ассоциативных реакциях нервной системы.

24. Гипоталамо-гипофизарная система: связи гипоталамуса с передней и задней долями гипофиза, нейросекреты разных ядер гипоталамуса, их влияние на аденогипофиз и нейрогипофиз.

25. Физиология вегетативной нервной системы (ВНС). Симпатический и парасимпатический отделы, особенности их организации, функционирования. Симпатические и парасимпатические медиаторы.

26. Физиология двигательных систем. Нервно-мышечные контакты, понятие двигательной единицы, мышечные сокращения и проприоцептивные рефлексы. Мотонейроны спинного мозга как нейроны “конечного пути”.

27. Неокортекс. Функции проекционной и ассоциативной коры. Электрическая активность неокортекса. Вызванные ответы.

28. Понятие анализатора, его структура. Значение и виды анализаторов.

29. Общие свойства и закономерности деятельности рецепторных структур: чувствительность, рецепторный потенциал, адаптация.

30. Специфические и неспецифические соматосенсорные системы: пути и принципы переработки информации.

31. Структура и функции проводникового и центрального отделов сенсорной системы.

32. Отделы зрительного анализатора. Построение изображения на сетчатке. Нарушения рефракции.

33. Строение и функции слухового анализатора. Восприятие звука. Понятие амплитудного максимума, микрофонного и суммационного потенциалов.

34. Строение и функции проводникового и центрального отделов слухового анализатора.

35. Строение и функции вестибулярного анализатора.

36. Кожный анализатор. Теории кожной чувствительности (М.Фрей, Г.Гед, Д.Нейф).

37. Особенности безусловных и условных рефлексов. Классификация рефлексов по биологическому значению.

38. Поведение и формы обучения. Характеристика основных форм обучения.

39. Виды памяти. Роль памяти в обучении. Возможные механизмы памяти и забывания.

40. Условный рефлекс как одна из форм обучения. Правила образования условного рефлекса. Возможные механизмы замыкания условного рефлекса.

41. Виды торможения условных рефлексов. Значение торможения в процессах ВНД.

42. Понятие доминанты, ее свойства, значение, роль в процессах ВНД.

43. Функциональная система как модель структуры поведенческого акта. Значение теории функциональных систем в обосновании процессов ВНД.

44. Потребности и мотивации. Общие свойства мотиваций, их нейрофизиология и нейрохимия. Роль в ВНД.

45. Физиологические основы эмоций. Теории эмоций. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение. Роль эмоций в ВНД.

46. Физиологические основы внимания. Значение внимания в ВНД.

47. Виды биоритмов. Их значение в жизнедеятельности организма. Синхронизация и десинхронизация циркадианных ритмов.

48. Двигательные системы. Иерархия двигательных систем, Управление движением.

49. Функциональная асимметрия полушарий мозга, ее значение в процессах ВНД.

50. Структура и взаимоотношения речевых центров. Развитие речи, связь речи с мышлением.

51. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Их влияние на процессы ВНД.

52. Нейродинамическая конституция. Свойства нервной системы, их измерение.

53. Соотношение нейродинамических и психодинамических свойств у человека. Структура темперамента.

54. Типы нервной деятельности детей и подростков. Особенности соотношения возбуждения и торможения в разные периоды роста и развития.

 

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7