Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
Приборы для проведения функциональных исследований: электрокардиограф, рефлексометр, неврологические молоточки, периметр, компьютер, компьютерная программа «психофизиология ВНД», активациометр. Методические указания студентам Задания для самостоятельной работы по темам, на которые не предусмотрены аудиторные часы
Методические рекомендации для преподавателя Для выполнения самостоятельных работ студентами преподаватель предоставляет методики и проводит консультацию как ими пользоваться. Студентам следует напоминать к какому занятию необходимо выполнить ту или иную самостоятельную работу. При проведении аудиторного занятия или семинара студенты должны иллюстрировать свои ответы примерами из самостоятельной работы.
II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ
Вопросы к экзамену на дневном отделении
1. Методы изучения деятельности мозга человека. Мозг как субстрат психической деятельности. Поступление и переработка информации в нервной системе. 2. Общий план строения и назначение нервной системы. Эмбриогенез нервной ткани. 3. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной ткани. Виды нейронов, их расположение. Значение элементов нейрона. 4. Виды клеток глии, их назначение, происхождение. 5. Оболочки головного и спинного мозга. Желудочки мозга. Значение спинномозговой жидкости. 6. Сосуды головного и спинного мозга. Вилизиев круг, венозные синусы. Понятие гематоэнцефалического барьера. 7. История исследования возбудимых тканей. Биоэлектрические явления. Виды раздражителей, их действие на ткани. Возбудимость и возбуждение, меры возбудимости, признаки возбуждения. 8. Заряды мембран возбудимых тканей, их изменения как основа возбуждения. 9. Изменения возбудимости при возбуждении. Рефрактерность и лабильность. 10. Виды нервных волокон, их строение, функции, понятие двигательных и чувствительных нервных волокон. Организация нервов и нервных путей. 11. Нерв как совокупность нервных волокон, виды нервных волокон и способы передачи возбуждения по ним. Законы проведения возбуждения и их значение в целостном организме. 12. Виды и значение синаптических контактов. Строение и принципы работы синапса. Развитие возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов. Интеграция синаптических процессов на нейроне, ее значение. 13. Взаимодействие возбуждения и торможения в нервной системе. Виды возбуждающих и тормозных нейронных сетей. 14. Торможение как активный физиологический процесс. Опыт сеченовского торможения. Соотношение возбудительных и тормозных процессов у детей разного возраста. 15. Понятие рефлекса, история развития рефлекторной теории. Свойства и классификация рефлексов,. Элементы рефлекторной дуги, их назначение, особенности передачи сигналов в разных участках рефлекторной дуги. 16. Физиологическое понятие нервного центра, его основные свойства. Принципы взаимодействия нервных центров. 17. Концепция функциональных систем (П.К.Анохин): общие подходы к теории функциональных систем, выделение системообразующего фактора, его биологическая значимость. 18. Компоненты и значение блока афферентного синтеза функциональной системы. 19. Значение акцептора результата действия и обратной афферентации функциональной системы для эффективного ее протекания и завершения. 20. Строение и функции спинного мозга Спинальный шок. 21. Рефлекторная и проводниковая функции продолговатого мозга и моста 22. Функции моста, роль кортико-мосто-мозжечковых связей. Комплекс вестибулярных ядер, их значение. 23. Функции среднего мозга: ориентировочные рефлексы среднего мозга, центры регуляции вегетативных и соматических процессов. 24. Ретикулярная формация ствола (РФ), восходящие и нисходящие влияния РФ, ее функциональные особенности. 25. Функции мозжечка, роль мозжечка в организации движений 26. Функциональное разделение ядер таламуса, их участие в специфических, неспецифических и ассоциативных реакциях нервной системы. 27. Гипоталамо-гипофизарная система: связи гипоталамуса с передней и задней долями гипофиза, нейросекреты разных ядер гипоталамуса, их влияние на аденогипофиз и нейрогипофиз. 28. Выработка и значение нейрогормонов - окситоцина и антидиуретического гормона. 29. Физиология вегетативной нервной системы (ВНС). Симпатический и парасимпатический отделы, особенности их организации, функционирования. Симпатические и парасимпатические медиаторы. 30. Физиология двигательных систем. Нервно-мышечные контакты, понятие двигательной единицы, мышечные сокращения и проприоцептивные рефлексы. Мотонейроны спинного мозга как нейроны “конечного пути”. 31. Первичные, вторичные и третичные поля новой коры. Колоночный и модульный принцип организации внутрикорковых взаимодействий. 32. Неокортекс. Функции проекционной и ассоциативной коры. Электрическая активность неокортекса. Вызванные ответы. 33. Понятие анализатора, его структура. Значение и виды анализаторов. 34. Общие свойства и закономерности деятельности рецепторных структур: чувствительность, рецепторный потенциал, адаптация. 35. Специфические и неспецифические соматосенсорные системы: пути и принципы переработки информации. 36. Структура и функции проводникового и центрального отделов сенсорной системы. 37. Отделы зрительного анализатора. Построение изображения на сетчатке. Нарушения рефракции. 38. Обработка сигналов в проводниковом и центральном отделах зрительной системы. Бинокулярное зрение. 39. Строение и функции слухового анализатора. Восприятие звука. Понятие амплитудного максимума, микрофонного и суммационного потенциалов. 40. Строение и функции проводникового и центрального отделов слухового анализатора. 41. Строение и функции вестибулярного анализатора. 42. Кожный анализатор. Теории кожной чувствительности (М.Фрей, Г.Гед, Д.Нейф). 43. Особенности безусловных и условных рефлексов. Классификация рефлексов по биологическому значению. 44. Поведение и формы обучения. Характеристика основных форм обучения. 45. Виды памяти. Роль памяти в обучении. Возможные механизмы памяти и забывания. 46. Условный рефлекс как одна из форм обучения. Правила образования условного рефлекса. Возможные механизмы замыкания условного рефлекса. 47. Виды торможения условных рефлексов. Значение торможения в процессах ВНД. 48. Понятие доминанты, ее свойства, значение, роль в процессах ВНД. 49. Функциональная система как модель структуры поведенческого акта. Значение теории функциональных систем в обосновании процессов ВНД. 50. Потребности и мотивации. Общие свойства мотиваций, их нейрофизиология и нейрохимия. Роль в ВНД. 51. Физиологические основы эмоций. Теории эмоций. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение. Роль эмоций в ВНД. 52. Физиологические основы внимания. Значение внимания в ВНД. 53. Виды биоритмов. Их значение в жизнедеятельности организма. Синхронизация и десинхронизация циркадианных ритмов. 54. Теории сна. Значение сна в жизнедеятельности организма. Физиология и нейрофизиология сна. Физиологические изменения во время сна. 55. Двигательные системы. Иерархия двигательных систем, Управление движением. 56. Функциональная асимметрия полушарий мозга, ее значение в процессах ВНД. 57. Структура и взаимоотношения речевых центров. Развитие речи, связь речи с мышлением. 58. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Их влияние на процессы ВНД. 59. Нейродинамическая конституция. Свойства нервной системы, их измерение. 60. Соотношение нейродинамических и психодинамических свойств у человека. Структура темперамента. 61. Типы нервной деятельности детей и подростков. Особенности соотношения возбуждения и торможения в разные периоды роста и развития. 62. Влияния на ВНД внешних и внутренних факторов. Срывы ВНД.
Вопросы к экзамену на заочном отделении 1. Методы изучения деятельности мозга человека. Мозг как субстрат психической деятельности. Поступление и переработка информации в нервной системе. 2. Общий план строения и назначение нервной системы. Эмбриогенез нервной ткани. 3. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной ткани. Виды нейронов, их расположение. Значение элементов нейрона 4. История исследования возбудимых тканей. Биоэлектрические явления. Виды раздражителей, их действие на ткани. Возбудимость и возбуждение, меры возбудимости, признаки возбуждения. 5. Заряды мембран возбудимых тканей, их изменения как основа возбуждения. 6. Изменения возбудимости при возбуждении. Рефрактерность и лабильность. 7. Виды нервных волокон, их строение, функции, понятие двигательных и чувствительных нервных волокон. Организация нервов и нервных путей. 8. Нерв как совокупность нервных волокон, виды нервных волокон и способы передачи возбуждения по ним. Законы проведения возбуждения и их значение в целостном организме. 9. Виды и значение синаптических контактов. Строение и принципы работы синапса. Развитие возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов. Интеграция синаптических процессов на нейроне, ее значение. 10. Взаимодействие возбуждения и торможения в нервной системе. Виды возбуждающих и тормозных нейронных сетей. 11. Торможение как активный физиологический процесс. Опыт сеченовского торможения. Соотношение возбудительных и тормозных процессов у детей разного возраста. 12. Понятие рефлекса, история развития рефлекторной теории. Свойства и классификация рефлексов,. Элементы рефлекторной дуги, их назначение, особенности передачи сигналов в разных участках рефлекторной дуги. 13. Физиологическое понятие нервного центра, его основные свойства. Принципы взаимодействия нервных центров. 14. Концепция функциональных систем (П.К.Анохин):общие подходы к теории функциональных систем, выделение системообразующего фактора, его биологическая значимость. 15. Компоненты и значение блока афферентного синтеза функциональной системы. 16. Значение акцептора результата действия и обратной афферентации функциональной системы для эффективного ее протекания и завершения. 17. Строение и функции спинного мозга Спинальный шок. 18. Рефлекторная и проводниковая функции продолговатого мозга и моста 19. Функции моста, роль кортико-мосто-мозжечковых связей. Комплекс вестибулярных ядер, их значение. 20. Функции среднего мозга: ориентировочные рефлексы среднего мозга, центры регуляции вегетативных и соматических процессов. 21. Ретикулярная формация ствола (РФ), восходящие и нисходящие влияния РФ, ее функциональные особенности. 22. Функции мозжечка, роль мозжечка в организации движений 23. Функциональное разделение ядер таламуса, их участие в специфических, неспецифических и ассоциативных реакциях нервной системы. 24. Гипоталамо-гипофизарная система: связи гипоталамуса с передней и задней долями гипофиза, нейросекреты разных ядер гипоталамуса, их влияние на аденогипофиз и нейрогипофиз. 25. Физиология вегетативной нервной системы (ВНС). Симпатический и парасимпатический отделы, особенности их организации, функционирования. Симпатические и парасимпатические медиаторы. 26. Физиология двигательных систем. Нервно-мышечные контакты, понятие двигательной единицы, мышечные сокращения и проприоцептивные рефлексы. Мотонейроны спинного мозга как нейроны “конечного пути”. 27. Неокортекс. Функции проекционной и ассоциативной коры. Электрическая активность неокортекса. Вызванные ответы. 28. Понятие анализатора, его структура. Значение и виды анализаторов. 29. Общие свойства и закономерности деятельности рецепторных структур: чувствительность, рецепторный потенциал, адаптация. 30. Специфические и неспецифические соматосенсорные системы: пути и принципы переработки информации. 31. Структура и функции проводникового и центрального отделов сенсорной системы. 32. Отделы зрительного анализатора. Построение изображения на сетчатке. Нарушения рефракции. 33. Строение и функции слухового анализатора. Восприятие звука. Понятие амплитудного максимума, микрофонного и суммационного потенциалов. 34. Строение и функции проводникового и центрального отделов слухового анализатора. 35. Строение и функции вестибулярного анализатора. 36. Кожный анализатор. Теории кожной чувствительности (М.Фрей, Г.Гед, Д.Нейф). 37. Особенности безусловных и условных рефлексов. Классификация рефлексов по биологическому значению. 38. Поведение и формы обучения. Характеристика основных форм обучения. 39. Виды памяти. Роль памяти в обучении. Возможные механизмы памяти и забывания. 40. Условный рефлекс как одна из форм обучения. Правила образования условного рефлекса. Возможные механизмы замыкания условного рефлекса. 41. Виды торможения условных рефлексов. Значение торможения в процессах ВНД. 42. Понятие доминанты, ее свойства, значение, роль в процессах ВНД. 43. Функциональная система как модель структуры поведенческого акта. Значение теории функциональных систем в обосновании процессов ВНД. 44. Потребности и мотивации. Общие свойства мотиваций, их нейрофизиология и нейрохимия. Роль в ВНД. 45. Физиологические основы эмоций. Теории эмоций. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение. Роль эмоций в ВНД. 46. Физиологические основы внимания. Значение внимания в ВНД. 47. Виды биоритмов. Их значение в жизнедеятельности организма. Синхронизация и десинхронизация циркадианных ритмов. 48. Двигательные системы. Иерархия двигательных систем, Управление движением. 49. Функциональная асимметрия полушарий мозга, ее значение в процессах ВНД. 50. Структура и взаимоотношения речевых центров. Развитие речи, связь речи с мышлением. 51. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Их влияние на процессы ВНД. 52. Нейродинамическая конституция. Свойства нервной системы, их измерение. 53. Соотношение нейродинамических и психодинамических свойств у человека. Структура темперамента. 54. Типы нервной деятельности детей и подростков. Особенности соотношения возбуждения и торможения в разные периоды роста и развития.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |