Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы формирования организационных структур управления



2015-11-11 1906 Обсуждений (0)
Основы формирования организационных структур управления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В предыдущем параграфе мы видели, как в процессе управления происходит делегирование прав и обязанностей и распределение задач решаемых различными работниками предприятия, руководители должны передать сотрудникам свои права и обязанности, иначе требуемая работа не будет выполнена. На основе делегирования прав и обязанностей работников строится организационная структура предприятия. Задача менеджера состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам предприятия, а также воздействует на его внутренние и внешние факторы.

Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед предприятием задач, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах предприятия. Это означает, что организационная структура управления предприятия должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию его стратегии. Поскольку с течением времени стратегия меняется, то могут понадобиться соответствующие изменения и в организационных структурах.

Организационная структура управления формируется под воздействием различных факторов, среди которых ведущую роль играют цели, задачи и вытекающие из них функции управления.

Структура системы управления в потребительской кооперации отличается сложностью и разнообразием содержания. Поэтому выбор типа структуры и его рациональное использование имеет существенное значение в решении задач перехода предприятий к рыночным отношениям.

Различают следующие основные типы структур управления предприятием: линейная, функциональная, комбинированная.

Линейная структура. Это первичный, наиболее простой тип структуры, при котором руководитель предприятия (подразделения) осуществляет все функции управления. Этот тип структуры широко применяется на предприятиях розничной торговли, общественного питания, хлебообеспечения и других предприятиях, а также в подразделениях аппарата управления.

Функциональная структура. Это тип структуры, основанный на разделении основных и специфических функций между звеньями аппарата управления. Применение функциональной структуры не исключает использование линейного управления.

Комбинированная структура. В основе этого типа структуры лежит сочетание линейного и функционального управления. Должен быть применим данный тип структуры на крупных предприятиях.

В соответсвии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «о некоммерческих организациях» (в действующей редакции) и Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ (с изменениями от 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г.) внеочередное 126-ое общее Собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации утвердило следующую примерную организационную структуру потребительской кооперации РФ (рис.8)

В целом организационная структура управления потребительской кооперации Российской Федерации представляет собой совокупность множества типов структур, объединяемых линейными и функциональными формами связей.

Каждая организация системы потребительской кооперации Российской Федерации является самостоятельной, имеет свое обособленное имущество, действует на основе Устава и пользуется правом юридического лица.

 

 

 

 


Потребительские общества первого уровня (ст. 116 ГК РФ)
«РОЗНИЦА» [ЕНВД,УСНО] «ОБЩЕПИТ» [ЕНВД,УСНО] «БЫТОВЫЕ УСЛУГИ» [ЕНВД,УСНО] «ТРАНСПОРТ» [ЕНВД,УСНО] «СТРОИТЕЛЬСТВО» [ЕНВД,УСНО] «ПРОИЗВОДСТВО» [ЕНВД,УСНО] «ПРОЧИЕ» [ЕНВД,УСНО]

 

 

Рис. 8. Организационное построение системы потребительской

кооперации Российской Федерации

 

(Условные обозначения: ЕНВД – единый налог на вмененный доход, УСНО – упрощенная система налогообложения; ОРНО – общий режим налогообложения)

Настоящая организационная структура (рис. 8) позволяет:

§ защищать интересы пайщиков в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

§ не допустить отчуждение кооперативной собственности и сохранить системную целостность потребительской кооперации;

§ максимально следовать нормам указанного Закона и другим законодательно-нормативным документам Российского законодательства;

§ правильно представлять информацию в статистические органы о собственности потребительской кооперации по коду 19 «Собственность потребительской кооперации».

1. Пайщиками потребительских обществ первого уровня могут быть:

– одни и те же пайщики:

– разные пайщики;

– потребительские общества второго уровня (если их не менее трех).

2. Количество, отраслевая направленность потребительских обществ зависит от системы налогообложения.

3. Потребительские общества самостоятельные юридические лица.

4. Учредителями (членами) потребительских обществ второго уровня – «потребительских союзов» могут быть:

– те же пайщики, учредившие потребительские общества первого уровня;

– потребительские общества первого уровня.

Взаимоотношения между потребительскими обществами в действующих законодательно-нормативных актах не прописаны.

5. Учредителями (членами) союза потребительских обществ являются потребительские общества первого уровня или потребительские общества второго уровня. Возможно объединение потребительских обществ первого уровня в союз потребительских обществ без формирования потребительских обществ второго уровня.

6. Учредителями (членами) союза потребительских союзов являются потребительские общества второго уровня.

7. Потребительские общества и союзы могут создавать учреждения (образовательные, медицинские, социальные и др.)

8. В зависимости от действующей системы налогообложения (Налоговый кодекс, Законы Субъектов Федерации и местное законодательство) потребительские режимы налогообложения.

9. Потребительские общества первого уровня осуществляют предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли, которая после уплаты соответствующих налогов направляется на формирование фондов потребительской кооперации, которые аккумулируются в зависимости от конкретной структуры организаций потребительской кооперации в регионе:

– в потребительском обществе (потребительский союз);

– в союзе потребительских обществ, за исключением Центросоюза.

Часть прибыли может быть оставлена в потребительском обществе, в связи с использованием средств на капитальные вложения.

10. Цель создания потребительских обществ второго уровня: управление финансово-хозяйственной деятельностью потребительских обществ первого уровня для достижения основной некоммерческой цели – удовлетворение потребностей пайщиков, осуществление социальной работы, проведение собраний пайщиков (уполномоченных) и т. д.

Деятельность потребительских обществ второго уровня осуществляется в соответствии с утвержденным бюджетом, состоящим из следующих частей:

– доходы и расходы по текущей деятельности, включая расходы на управление потребительскими обществами первого уровня:

– инвестиционный бюджет.

 

Все объекты недвижимости можно зарегистрировать на праве собственности в потребительском обществе второго уровня. Однако в этом случае следует продумать порядок использования недвижимости потребительскими обществами первого уровня и последствия налогообложения. Вариантом использования имущества может быть договор доверительного управления.

11. При отсутствии в регионе потребительских обществ второго уровня их функции могут выполнять союзы потребительских обществ.

12. Цель создания союзов любого ранга – координация деятельности системы потребительской кооперации на данном уровне, как в России, так и за рубежом.

13. В целях эффективного управления хозяйственной деятельностью весь аппарат управления потребительскими обществами, включая центральную бухгалтерию сосредоточен в потребительском обществе второго уровня. В потребительских обществах первого уровня работают только конкретные работники (продавцы, повара, швеи, а также председатель правления, который является по сути исполнительным директором).

В целях эффективного управления финансовыми ресурсами финансовые документы (платежные поручения, кассовые ордера) могут быть:

1) с одной подписью (председателя правления), но все платежи должны быть согласованы с потребительским обществом второго уровня (механизм согласования следует разработать и утвердить);

2) с двумя подписями (председатель правления потребительского общества первого уровня, ответственный работник потребительского общества второго уровня).

14. Чистая прибыль (вся или часть) направляется в потребительское общество второго уровня для формирования фондов потребительской кооперации.

§ районный, областной, краевой, республиканский, центральный союз потребительских обществ (далее также – союз) – добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ;

§ районный союз потребительских обществ – союз потребительских обществ района, созданный потребительскими обществами для координации из деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления. Решения союза, обязательны для потребительских обществ, являющихся его членами;

§ областной, краевой или республиканский союз потребительских обществ – союз потребительских обществ области, края или республики, созданный потребительскими обществами для координации деятельности обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления. Решения органов управления союза по вопросам, определенным в уставе данного союза, обязательны как для являющихся его членами потребительских обществ, так и для соответствующих районных союзов потребительских обществ;

§ центральный союз потребительских обществ России (Центросоюз РФ) – союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях. Решения органов управления центрального союза потребительских обществ России по вопросам. Определенным в уставе данного союза, обязательны как для являющихся его членами потребительских обществ, так и для соответствующих районных, областных, краевых и республиканских союзов потребительских обществ:

§ контрольно-ревизионное управление союза – структурное подразделение союза потребительских обществ, осуществляющее проведение проверок деятельности организаций потребительской кооперации в соответствии с решениями правления союза.

Центросоюз РФ для достижения уставных целей вправе осуществлять: торговую, промышленную, сельскохозяйственную, промысловую, заготовительную, строительную, образовательную, медицинскую, фармацевтическую, санаторно-курортную, посредническую, лизинговую, страховую, банковскую деятельность, проектирование зданий и сооружения, малый кооперативный бизнес, бытовые и производственные услуги населению иную предпринимательскую деятельность, направленную на борьбу с бедностью, предоставление рабочих мест, увеличение денежных доходов населения и достижение других социальных и экономических целей, ради которых Центросоюз создан и соответствует этим целям.

Проектирование организационных структур управления должно осуществляться на научной основе, предполагающей учет общих принципов организации управления, а также использование принципов и методов проектирования структур.

К основным принципам построения организационных структур управления относятся: оптимальность числа звеньев в системе управления, четкость распределения функций между подразделениями и должностными лицами, а также прав и ответственности; гибкость структуры; экономичность структуры.

Принципы оптимальности структуры предполагает нахождение рационального соотношения специализации и концентрации управленческих работ.

Принцип четкого распределения функций в системе управления исключает дублирование и параллелизм в работе, устраняет двойственность подчинения, обеспечивает установление ясно очерченных границ между функциональными подразделениями и руководителями. В основе данного принципа лежит правило: каждое звено (исполнитель) должно иметь одного непосредственного руководителя и точно определенные функции.

Принцип гибкости создает возможности для реагирования структур на изменения во внешней и внутренней среде. Иначе говоря, организационные структуры должны обладать свойством самосовершенствования.

Принцип экономичности структур обеспечивает уменьшение затрат на создание и совершенствование организационных структур управления.

Практическая реализация рассмотренных принципов позволяет создавать и развивать структуры, отвечающие требованиям современных форм организации хозяйственной деятельности и обеспечивающие рациональное функционирование систем управления.

Построение организационных структур управления и работы по их совершенствованию осуществляются на основе использования соответствующих методов. Наиболее распространенными методами разработки организационных структур являются: метод аналогий и сравнений, метод организационного моделирования, метод экспериментальных оценок и другие. Выбор того или иного метода зависит от ряда факторов – квалификации разработчиков, задач организационного проектирования и т.д.

В кооперативных организациях используются два метода совершенствования организационных структур: метод аналогов и экспертный метод. Более эффективные методы, например, организационное моделирование, слабо применяется.

Процесс формирования организационных структур систем управления, так же как и их совершенствование, разделяется на три последовательных этапа организационного проектирования: аналитический (изучение применяемой структуры); проектный (разработка новой) и организационный (внедрение).

Проектные работы по формированию организационной структуры управления включают: определение задач проектирования структуры или ее совершенствования; выбор методов проектирования, выбор типа организационной структуры управления, определение параметров – количества ступеней управления и норм управляемости, определение рационального состава числа структурных подразделений аппарата управления и установления связи между ними, разработку положений о подразделениях и должностных инструкций специалистов.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность функции «организация» управления.

2. В чем состоит сущность организации взаимодействия и полномочия в системе управления?

3. В каких нормативных документах отражены права и обязанности работников управления организации?

4. Опишите типы структур управления в потребительской кооперации.

5. Раскройте основы проектирования структур управления.

6. Какие изменения происходят в организационных структурах при изменении форм собственности?

 

 



2015-11-11 1906 Обсуждений (0)
Основы формирования организационных структур управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы формирования организационных структур управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1906)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)