Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Самостоятельная работа слушателей. 1. Какой фундаментальный принцип проявляется в шуточной песенке об уроке в звериной




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Какой фундаментальный принцип проявляется в шуточной песенке об уроке в звериной школе, когда на указание учителя: "Приготовьте, дети, перья, напишите, что за зверь я", были получены разные ответы: Поросёнок выводил: "хрюкодил". лягушонок выводил: "квакодил", а утёнок выводил: "клякодил"?

2. Проследите, какие особенности процессов припоминания обнаруживаются в приведенных ниже примерах смысловых замен; определите, на основании каких параметров проявился принцип субъективной эквивалентности.

/а/ В газете "Тверская жизнь" (31.05.1996) опубликованы заметки учительницы Л.А. Шутиковой о ее открытом уроке: "Было столько учителей! Я не видела никого. Кого спрашивала? Чего спрашивала? Один мальчик, особо ретивый такой, все время руку поднимал. Я точно знаю, что я его все время называла "Витя Телегин". За урок он получил "четыре". На перемене подошел ко мне, губы дрожат и с такой обидой: "Людмила Алексеевна, а почему Вы меня целый урок спрашивали, спрашивали и все говорили "Телегин отвечает"? Я не поняла, о чем он. Но когда стала смотреть журнал, "Телегина" не нашла. Спрашиваю: "А как твоя фамилия?" — "Каретников". Я извинилась. И вспомнила, что смутно представляла: его фамилия — это то, на чем едем".



/б/ В ходе педагогической практики ведущая урок студентка сказала: "Лебедева и Орехов, перестаньте разговаривать. Это вызвало дружный смех учащихся, поскольку действительные фамилии — Гусева и Грецкий.

3. При сопоставлении первого и последнего куплетов шуточной песенки "Всем известно, что у нас память — просто высший класс!" из радиопередачи "Весёлый урок" проследите, какие особенности процессов памяти проявляются в том, что сохраняется в (Б) по сравнению с (А):

(А) Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне.

(Б) Ехал фикус на окне, вел старушку на ремне, а собачка в это время мыла Ваню на коне.

4. Сравните название книги и аннотацию к ней; дайте объяснение рассогласования между смыслом названия и аннотации. Приведите аналогичные примеры из своего личного опыта или из ваших наблюдений. "Можно ли изучить 50 языков": О знаменитых политологах.

5. Объясните случай, имевший место в разговоре между двумя дамами в троллейбусе:

- "Моя соседка купила такой замечательный холодильник!"

- "Стиморол", наверное. Я тоже такой хочу.

6. Дайте объяснение противоречий между задуманным и реализованным в предвыборной листовке одного из кандидатов в депутаты; укажите на факторы, создающие неоднозначность высказывания и вызывающие определенную реакцию со стороны читателя:

- "Я также выступаю категорически против продажи Земли!"

7. Ознакомьтесь с выдержками из рекламного текста (г. Курск) и объясните причины создаваемой двусмысленности (написание слов, согласование и знаки препинания сохранены точно по оригиналу). В какой мере этот текст отвечает задачам именно рекламного текста?

ОТЛИЧИЕ "ДИАНЫ" — КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Сейчас нет ни одного вуза, который не имеет платного обучения. И напрасно государственные учреждения пытаются выдавать в качестве своего превосходства принадлежность бюджета. Главное отличие "Дианы" — это качество обучения и желания научить людей зарабатывать деньги.

Тех, кого обучили и трудоустроили не без помощи "Дианы" — сотни. Конечно, есть как и везде другая категория — пьяницы и жулики. 70% обучающихся: официант-бармен и охрана, как само собой разумеется запускают руку в чужой карман. Не смотря на то, что "чаевые" в сфере обслуживание — это деньги, которые посетитель оставил в благодарность за хорошее обслуживание, а не получили сдачи. Потому что ее целый час искали. Ученики, находясь на практике в носке и просто в трусах, прячут и выносят соломку для соков, салфетки.

Даже если вы уже учитесь в одном из учебных заведений. Получите для страховки одну из наших специальностей. Уверяю вас в перспективе, именно они позволяют добиться материальной независимости и благополучия.

Звоните. Приходите и не говорите, что мы вас не предупреждали.

8. Проанализируйте фразу "Старший зять Веры Ивановны готовится к защите докторской диссертации". Что вам отсюда известно о самой Вере Ивановне, её семье в целом и о названном члене этой семьи? Какую часть этой информации вы эксплицировали при первом прочтении фразы? Постройте цепочки импликаций с акцентированием внимания на том, как взаимодействуют языковые и энциклопедические знания, какие виды опор выводят на картину мира.

9. Ознакомьтесь с примерами из раздела "Тоска объявлений" ("Комсомольская правда" от 6 ноября 1998 г.) и объясните причины создавшегося эффекта рассогласования между прогнозируемым началом текста и реализуемым в его продолжении.

(а) Хотите быть больным и несчастным, страдать неврозом и бессоницей, гипертоническими кризами и спазмами в сосудах, быть нервным и несдержанным, портить жизнь себе и окружающим? Приходите. Вас проконсультирует врач психотерапевт высшей категории с клиническим стажем 40 лет ("Воронежский курьер").

(б) От всей души! Ансамбль, гармонист, ведущий, дискотека, жених, невеста для вашего торжества ("Ва-банк", г. Воронеж).

10. В рассказе В. Катаева "Дорогой, милый дедушка" описана следующая ситуация. Дедушка и внучка смотрят по телевизору трансляцию оперы "Евгений Онегин". Определите, по ходу слушания каких широко известных арий девочка задала приведенные ниже вопросы. Дайте объяснение каждого из этих случаев. Что может помочь разобраться в причинах неверного восприятия слышимого? Может ли подобное происходить со взрослыми людьми? Приведите аналогичные случаи из вашей жизни, из литературы.

(А) "Это про львов? Что львы слыхали?" (Б) "А теперь про удавов?"

11. Известный психолингвист А.А. Леонтьев сказал однажды: «Никакой текст не существует вне процессов его восприятия». Прав ли он? Что он имел ввиду? Может ли быть, что некая книга (текст), стоящая в шкафу, к которому вы даже не подходили, из которого данную книгу не брали и которую не раскрывали, - что эта книга как текст не существует?

12. Попытайтесь найти «смысловые скважины» в тексте и «заполнить» их (как вы это сделаете?): «Полотно «Ночной дозор» Рембрандта не оставляет равнодушным никого. Великий голландец был мастером композиции и светотени. После холстов великого реалиста нелегко бывает признать содержательность и мастерство абстракционистов, даже самых крупных. Переход от яркой предметности к декоративной беспредметности требует специальной подготовки». Подсказка: какова связь между предложениями этого текста {формальная или содержатель­ная)? Что приходится вставлять в смысловые скважины?

13. Проанализируйте тексты с точки зрения их интерпретируемости, связно­сти и цельности.

Ночь. Луна. Кусочек мыла. Собака выла, выла, выла А в поле трактор «дыр - дыр - дыр». И все мы боремся за мир.

Машенька, рыдая, прибегает к маме. -Доченька, что случилось?

Папа ударил себе молотком по пальцу!

А ты почему плачешь?

А я засмеялась.

14. Если И.П. Павлов назвал язык (речь) «второй сигнальной системой», а первая система - это наши ощущения и ответы на них - рефлексы, то где бы вы нашли место для НКК? (Подсказка: отдельно проанализируйте каждую из существующих систем альтернативной коммуникации).

15. Почему психолог М.М. Кольцова назвала маленького ребёнка «сущест­вом невербальным» по преимуществу?

16. Известно, что ребёнок довольно часто испытывает острое состояние одиночества и заброшенности. Это состояние психологи называют «депри-мацией». Известно также, что маленькие дети довольно часто задают одни и те же вопросы, на которые взрослый сначала отвечает, а затем, раздражаясь, перестаёт отвечать. Было замечено, что ребёнок перестаёт спрашивать о хо­рошо ему известном, если взрослый предпринимает некоторые невербальные действия, которые заменяют ребёнку и ответы на его вопросы, и необходи­мость в самих вопросах. Что это за действия? Что следует назвать квазивопросом в отличие от подлинного вопроса?

17. Какую систему цифровых обозначений числа следует назвать более древней - ту, что мы называем «римской», или ту, что называем «арабской»? Сравните ряды цифр в обеих системах и ответьте на заданный во­прос, приведя в доказательство правоты свои аргументы.

18. Вспомните и перечислите в последовательности этапы порождения речи. Можете ли вы назвать, наблюдая за своей речью и речью других, те этапы, которые не могут иметь места ранее других?

19. Н.И. Жинкину принадлежит терминологическое сочетание «дешифрат смысла». Как можно понять это терминосочетание, если учёный употреблял его всякий раз, когда ему задавали вопросы вроде: «... почему и как родители понимают речь своего ребёнка, в которой нарушается фо­нологическая система языка («блюбЛюд» вместо «верблюд», «мувавей» вместо «муравей», «чияк» вместо «червяк», «катета» вместо «конфета» и вместо «котлета», «нюна» вместо «юла» и т.п.); ребёнок вообще говорит очень невнятно и бессвязно?».

20. Почему и как люди умудряются понимать иноязычную речь с очень сильным акцентом и многими грамматическими нарушениями?

21. Почему и как иногда можно понять человека, говорящего на языке, кото­рым не владеет слушающий и наблюдающий за иностранцем?

22. Почему и как наступает иногда полное понимание собеседника, хотя тот вообще ничего не говорит?

23. Вспомните «феномен Герасима» и задайтесь вопросом, мог ли Герасим, живущий в период крепостничества, мысленно и правильно объединять разнофункциональные предметы в группы типа «мебель», «посуда», «музыкальные инструменты» и т.д.? Аргументируйте свой ответ.

24. Все ли мысли и чувства подвластны словам языка? Как вы понимаете высказывание Ф.И. Тютчева: «Мысль изречённая есть ложь!»?

25. Исходным материалом для лингвиста служат тексты-источники, т.е. речевые произведения зафиксированные на письме. В ПЛ дело обстоит иначе. Психолингвист изучает порождение, восприятие и понимание жи­вой речи в режиме реального времени. Как вы понимаете последнее ут­верждение? Как данная позиция отражается в психолингвистической трактовке ключевых научных категорий, методах исследования психо­лингвистики, проблематике дисциплины?

26. Существует миф, якобы Гай Юлий Цезарь умел одновременно читать, слушать донесения да ещё и диктовать что-то своему писцу. Для проверки «феномена Цезаря» был проведён эксперимент: группе испытуемых через наушники передавались одни тексты, а синхронно через зритель­ный канал надо было одновременно обрабатывать тексты такого же объ­ёма, но совершенно другого содержания. После опыта испытуемые должны были рассказать оба текста. Предположите результаты экспери­мента и аргументируйте ваш прогноз.

27. Вторая часть вышеописанного опыта проходила иначе: через наушники передавались тексты, для зрительного предъявления была избрана серия рисунков X. Бидструпа (по 6 в каждой серии). Каждая серия представля­ла собой своеобразный «рисунчатый» рассказ о каком-либо событии, по­нять которое можно было только последовательно переходя от одного рисунка к другому. Время было выверено так, чтобы текст на слух мог быть нормально усвоен за тот же промежуток, что и серия рисунков. Ка­ков же результат?

28. На уровне анекдота описывается следующая ситуация из жизни Пушки­на-ребёнка: на ковре играют дети; на диване сидит гость - граф, который то и дело довольно бесцеремонно вмешивается в разговоры детей; Пушкин скороговоркой произносит: «ДЕТИНАПОЛУУМНЫЙНАДИВАНЕ». Почему оскорбился граф? Почему Пушкин не был наказан?

29. Что подразумевал Л. Виттгенштейн, афористически комментируя идеи Э.Сепира следующим образом: «Границы моего языка означают границы моего мира»?




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7