Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.1. Вопросы к зачету

 

1. Определение понятий «психолингвистика», «нейролингвистика», «нейропсихология», «психофизиология», «логопедия».

2. Предмет и объект психолингвистики. Место психолингвистики в системе психологических и лингвистических дисциплин.

3. Причины появления психолингвистики.

4. Задачи психолингвистики. Методы психолингвистики.

5. Вербальные и невербальные средства общения.

6. Понятия «язык», «речь», «речевая деятельность», «речевая способность», «речевой акт», «речевое поведение», «речевая коммуникация» и др.

7. Единицы речи и языка. Различия языка и речи.

8. Речь человека и коммуникация животных. Дети-Маугли.

9. Функции речи (основные, факультативные). Виды речи.

10. Единицы языка и их системная организация.

11. Принципы организации языка (синтагматический, парадигматический). «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» в понимании А.Р. Лурия.

12. Генезис слова. Функции слова. Взгляд Л. С. Выготского на функции слова (предметная отнесенность; категориальное, понятийное значение).

13. Структура слова в лингвистической традиции. «Значение» и «смысл» слова. Коннотация и денотация.



14. Методика ассоциативного эксперимента. Виды ассоциативных экспериментов, методика их организации, интерпретация полученных результатов.

15. Метод «семантического радикала» А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой.

16. Метод «семантического дифференциала» Чарльза Осгуда.

17. Структура речевой коммуникации. Речевой акт и его строение.

18. Речевые ошибки в производстве и восприятии речи.

19. Стохастическая модель производства речи.

20. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского.

21. Теория уровней языка в процессе речепроизводства (кодирования речи).

22. Модель порождения речи по А. А. Леонтьеву и Т.В. Ахутиной-Рябовой.

23. Модель порождения речи по А.Р. Лурия.

24. Модель порождения речи по Л.С. Выготскому.

25. Неосознаваемость восприятия. Соотнесение с действительностью при восприятии. Механизм вероятного прогнозирования.

26. Этапы понимания речи по А.Р. Лурия.

27. Фазы восприятия речи по Н.И. Жинкину.

28. Модель восприятия речи Ч. Осгуда.

29. Основные теории восприятия речи (акустическая, моторная, анализ через синтез).

30. Модель производства текста. Структура текста. Свойства текста.

31. Понятие «письменная речь». Процессы чтения и письма.

32. Эволюция письменной речи. Значение письменной речи для человека.

33. Виды письменности. Распространенность письменных систем.

34. Различия письменной и устной речи.

35. Готовность ребенка к овладению письменной речью.

36. Психологическая структура письма.

37. Виды чтения. Психологическая структура чтения.

38. Основные теории формирования речи (теория научения, преформистская теория, конструктивистская теория).

39. Дословесный период развития речи.

40. Развитие фонетического строя речи в онтогенезе.

41. Развитие лексического строя речи в онтогенезе.

42. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе.

43. Развитие речи в период младенчества и в раннем детстве.

44. Развитие речи в дошкольном возрасте.

45. Проблема соотношения речи и мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов.

46. Интеллектуальный акт и его строение.

47. Слово и понятие. «Житейские» и «научные» понятия по Л.С. Выготскому.

48. Внутренняя речь. Отличие внутренней речи от внешней. Генезис внутренней речи.

49. Билингвизм. Причины билингвизма. Типы билингвизма.

50. Аккультурация. Лингвистический шок.

51. Речь в состоянии эмоциональной напряженности.

52. Речь при акцентуациях и психопатиях.

53. Методы исследования экспрессивной и импрессивной речи.

54. Методы исследования внутренней речи.


Тематика рефератов

1. История возникновения и развития науки о речевой деятельности.

2. Л.С. Выготский как один из основоположников психолингвистики.

3. Язык и мышление.

4. Речевая деятельность: структура и компоненты.

5. Идеи В. Гумбольдта и психолингвистика.

6. Идеи И. Бодуэна де Куртенэ и психолингвистика.

7. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа.

8. Билингвизм и его типы.

9. Понятие языковой картины мира.

10. Идеи А. Потебни и психолингвистика.

11. Язак животных.

12. Говорящие животные.

13. Дети-маугли.

14. Основные этапы развития детской речи.

15. Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.

16. Методы экспериментального исследования в психолингвистике.

17. Лингвистический эксперимент и его использование в прикладной психолингвистике и специальной педагогике.

18. Использование невербальных экспериментально-психологических методик в психолингвистическом эксперименте.

19. Методы психолингвистического исследования в практике специально-педагогического и психологического обследования.

20. Метод ассоциативного эксперимента. Возможности его использования в специально-педагогическом и психолого-педагогическом исследованиях.

21. Лингвистические и психолингвистические методики исследования лексикона и уровня овладения семантикой слова как языкового знака.

22. Исследование способности к произвольному оперированию лексиконом (словом как семантическим знаком языка) в рамках психолого-педагогического обследования.

23. Метод семантического дифференциала как инструментарий психолингвистического исследования семанти­ческой стороны речи.

24. Метод завершения (восстановления) речевого вы­сказывания и его использование в практике коррекцион­ной логопедической работы.

25. Методика восстановления деформированного текста и ее использование в логопедической практике.

26. Психолингвистическое исследование сформированности навыков составления речевых высказываний.

27. Метод определения грамматической правильности предложения и его использование в практике коррекционной педагогической работы.

28. Метод прямого толкования слова (речевого высказывания) в психолингвистическом исследовании.

29. Методы исследования речевой (вербальной) памяти в структуре психолингвистического исследования.

30. Психолингвистические методы исследования связной монологической речи.

31. Исследование уровня сформированности связной речи в рамках психолого-педагогического диагностического исследования.

32. Методики психолингвистического исследования уровня сформированности и скорости чтения.

33. Экспериментальные методы компьютерной психолингвистики.


IV. Список рекомендуемой литературы

4.1. Основная литература

1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

2. Беккер К., Совак М. Логопедия. – М.,1981, с.199-229.

3. Белянин В.П. Психолингвистика.- М.: Флинта, 2003.- 232. с.

4. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия / К.Ф. Седов.- М.: Лабиринт, 2004.- 330 с.

5. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.

6. Горелов И.Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики.- М., 1997.

7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1970.

8. Залевская А.А. Введение в психолингвистику.– М.: Академия, 2003. – 320 с.

9. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности.– М.: АСТ: Астрель, 2007. – 318 с.

10. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999.- 287 с.

11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1999, с.84-126.

12. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы речевого высказывания. – М., 1969, С. 133-224.

13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.- С.10-13; 27-28;31-42.

14. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М., 1969, C.397-413.

15. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975, C.4-45.

16. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979, C.187-216.

17. Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2000.- C. 7-26; 32-38.

18. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1998. – C.7-16; 24-32.

19. Маслова В.А. Разговор о психолингвистике.- Мн,: Нар.асвета, 1992.- 80 с.

20. Психолингвистика в очерках и извлечениях. Хрестоматия./ Под ред. В.К. Радзиховской.- М.: Академия, 2003.- 454 с.

21. Психологические и психофизиологические исследования речи /Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М., 1985. – С. 3-11.

22. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику.- Л., 1989.

23. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М., 1976, C. 27-53.

24. Тарасов Е.Ф. Теории развития психолингвистики. – М., 1987.

25. Фрумкина Р.М. Психолингвистика – М.: Академия, 2003. – 320 с.

 

4.2. Дополнительная литература

26. Батова Н.Я., Хомская Е.Д. Нейропсихологический анализ эмоционального фактора восприятия словесного материала. – Вопросы психологии, 1984, №3.

27. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе. – Вопросы психологии, 1984, №5.

28. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов. – В кн.: Психолингвистика /Под ред. Шахнаровича А.М. - М., 1984.

29. Ван дер Беер Р. Культурно-исторические исследования в западной психологии. – Вопросы психологии, 1986, №6.

30. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция в речемыслительный процессах. – Психологический журнал, 1986, №3.

31. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – В кн.: «Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики». /Под ред. Беляковой Л.И. – М., 1985.

32. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М., 1985.

33. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. – Вопросы языкознания, 1964, №6.

34. Зейгарник Б.В. Патология мышления. – М., 1962.

35. Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы. – Вопросы психологии, 1987, №2.

36. Каптеленин В.Н. Экспериментальные исследования зрительного восприятия слов. – Вопросы психологии, 1983, № 1.

37. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта. - В кн.: Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К. Вилюнса, Ю.Б. Гиппенрейтор. – М., 1984.

38. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства обучения. – М., 1974.

39. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.

40. Петренко В.Ф. Психосемантические исследования мотивации. – Вопросы психологии, 1983, № 3.

41. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления – В кн.: Психолингвистика /Под ред. А.М. Шахнаровича. - М., 1984.

42. Психолингвистика /Под ред. Шахнаровича А.М. – М., 1984.

43. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.

44. Реформаторский А.А. Введение в языковедение. – М.: 2003.

45. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. _М., 1970.

46. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики. В кн.6 Психолингвистика /Под ред., А.М. Шахнаровича. – М., 1984.

47. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М., 1967.

48. Ушакова Т.Н. Методы исследования речи в психологии. – Психологический журнал, 1986, № 3.

49. Ушакова Т.Н. Проблемы внутренней речи. – Вопросы психологии, 1985, № 3.

50. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Н. Аспекты исследования семантики слова. – Психолог.журнал, 1981. № 5.

51. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Н., Зачесова И.А., Психологические исследования семантики речи. – Вопросы психологии, 1983, № 5.

52. Фердинанд де Соссюр Курс общей лингвистики. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 256 с.

53. Чистович Л.А. Речь, артикуляция и восприятие. – М. – Л., 1966.

54. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. – М.: Academia, 2005. – 400 с.

55. Шмелев А.Г. Ассоциативный эксперимент в исследовании структуры лексической памяти. - В кн.: Практикум по общей психологии. Эксперимент. - М., 1984.

56. Шмелев А.Г. Концепция системы значений в экспериментальной психосемантике. - Вопросы психологии, 1983, № 4.

 

Литература для самостоятельного изучения

57. Ахутина Т.В., Глозман Ж.М., Цветкова Л.С. Проблемы нейролингвистического исследования афазий. – В кн.: А.Р. Лурия и современная психология. /Под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник. – М., 1982.

58. Зарецкая Е. Н.Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с.

59. Халилова Л. Б. Некоторые аспекты изучения лексической системы языка учащихся с церебральным параличем // Дефектология . № 3. 1986.С.20-24.

60. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект.- М., 1995.

61. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. - М., 1985.

62. Эймас П. Восприятие речи в младенческом возрасте. - В мире науки. - 1985, № 3.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7