Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (Теоретческие основы общения)




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для того, чтобы представить, о какой категории человеческой жизнедеятельности пойдет речь в тренинге коммуникативной культуры, постараемся лаконично раскрыть теоретические основы общения.

В психологии общением называется взаимодействие между людьми, в процессе которого между ними возникают субъективные межличностные отношения (В.А. Семиченко). Кроме того общение рассматривается как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Психический контакт в данном случае характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми (А.В. Петровский).

Виды общения многообразны. Для их рассмотрения целесообразно сначала обратиться к теоретической модели общения. Она состоит из таких компонентов как: содержание, цель, участники, средства, тип устанавливающихся между участниками связей, форма и результат общения.

Содержание общения – это информация, которая передается от одного участника общения другому. По содержанию преобразовательных контактов виды общения на производственные, учебные, семейные, практически-бытовые, межличностные, научно-теоретические.



В содержательном аспекте различают:

1. Деятельностное общение, связанное с определенными организационно-техническими процессами, в ходе реализации которых люди вступают во взаимодействие;

2. Материальное общение, когда люди обмениваются продуктами и предметами деятельности;

3. Когнитивное общение, в процессе которого осуществляется обмен знаниями и способами их интерпретации.

4. Кондиционное общение, осуществляемое как однонаправленное влияние или обмен эмоциональными или функциональными состояниями.

5. Мотивационное – заключается в передаче другому установок, убеждений, готовности к действиям, локальных побуждений.

Цель общения – то, ради чего осуществляется данное взаимодействие.

По целям общение делят на целевое и инструментальное (как элемент какой либо деятельности).

По типу связей, которые устанавливаются между участниками общение бывает: одно и дву-направленное. Первое это монолог, а второе – диалог.

Различают: непосредственное и опосредованное общение (через третье лицо, вещь, письмо).

По средствам общение делится на вербальное и невербальное (через мимику, пантомимику, телесные контакты, через прямые сенсорные контакты).

Общение напоминает своеобразную пирамиду состоящую из 4-х граней: мы обмениваемся информацией; мы взаимодействуем с другими людьми; мы познаем их; переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения.

Структура общения представлена тремя ее сторонами:

КОММУНИКАЦИЯ – ИНТЕРАКЦИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

Коммуникативная интерактивная перцептивная сторона

сторона сторона

Коммуникативная (коммуникация) состоит в обмене информации между субъектами.

Интерактивная – заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. не только в обмене знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная - означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения позволяет представить нам общение как обмен информацией. Информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. В.Н.Мясищев коммуникацию представлял как интерсубъектный процесс.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, коммуникативных барьерах, коммуникативном влиянии и существовании различных уровней передачи информации. Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем.

Для межличностного общения характерен механизм обратной связи. Она может быть прямой и косвенной. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации (риторические вопросы, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции и др.). В этом случае коммуникатор сам должен догадываться, что хотел ему сообщить партнер по общению.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту.

Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте (ОБРАЗ) и отношения к нему, а также от ситуации общения.

Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.

Психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению называется коммуникативным барьером.Есть барьеры понимания, барьеры отношения, барьеры социально-культурных различий. Определенную роль здесь играют предубеждения и установки, а также аффекты.

Барьеры отношений формируются на основе субъективного жизненно

го опыта, привычек, стереотипов. На этой основе может появляться доверие или недоверие, отторжение, агрессия. Барьеры коммуникативного взаимодействия проявляются и в стилях взаимодействия (избегание, приспособление, сотрудничество, соперничество), позициях (НАД и ПОД).

Созвучны функциям – аспекты общения.

Л.П.Буева выделяет следующие аспекты исследования общения:

- информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией).

- интерактивный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

- гносиологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);

- аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);

- нормативный ( выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения).

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

1. Контактная 5. Понимания

2. Информационная 6. Эмотивная

3. Побудительная 7. Установления отношений

4. Координационная 8. Оказания влияния.

 

А.А. Брудный выделяет:

А) начальные функции общения:

1. Активационная – побуждающая к действию;

2. Интердиктивная – запрещения, торможения;

3. Дестабилизирующая – угроза, оскорбление.

Б)основные функции:

1. Инструментальная – координации путем общения;

2. Синдикативная – создания общности, группы;

3. Самовыражения;

4. Трансляционная.

 

Р.Якобсон выделяет функции речи:

1.Эмотивная – отношение говорящего (коммуникатора) к слушающему (реципиенту);

2. Конативная – побуждение адресата к действию, приказ;

3. Реферационная – выражение мыслей;

5. Поэтическая – демаркация реального и воображаемого;

6. Фактическая – поддержание контакта;

7. Метаязыковая – уточнение, регуляция собственного высказывания.

В теории коммуникации известны два типа коммуникации:

А) аксиальный – когда сигналы направлены единичным приемникам информации;

Б) ретиальный – когда сигналы направлены множеству приемников информации.

В социальной психологии выделяют следующие средства общения:

речь; оптико-кинестетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима); паралингвистическая; экстролингвистическая система (интонации, паузы); система организации пространства и времени коммуникации; система контакта глазами.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА

КОММУНИКАТИВНОЙ ЭТИКИ

Тренинг коммуникативной этики состоит из системы относительно самостоятельных, но логически взаимосвязанных между собой занятий. В структуру каждого занятия входит комплекс: упражнений на знакомство, аналитических упражнений, «подвижек и релаксов», упражнений на самоосознание, на развитие рефлексии и эмпатии. Основу занятий составляет коммуникативный блок, состоящий из двух модулей: теоретического и практического. Практический модуль коммуникативного блока представляет собой упражнения на формирование различных коммуникативных способностей.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7