Составляющие тягового баланса автомобиля
Законы движения автомобиля могут быть аналитически установлены, если известны силы, действующие на автомобиль в процессе его движения. Эти силы подразделяются на две группы: силы движущие и силы сопротивления. Силами, движущими автомобиль, являются окружные (тангенциальные) силы, возникающих на шинах ведущих колес в точках соприкосновения их с дорогой в результате передачи вращающего момента Ме от двигателя к колесам. Результирующую составляющую этих сил называют тяговой силой (касательной силой тяги) на ведущих колесах. Сумма сил ΣРi внешних сопротивлений, испытываемых автомобилем при движении, включает в себя силы отдельные виды сопротивлений. К ним относятся: сила сопротивления качению Рf, сила сопротивления подъему Рh, сила сопротивления воздуха Рw и сила сопротивления ускорению Рj, которая обусловлена не только массой поступательно движущихся частей автомобиля, но и массами его вращающихся элементов конструкции (двигателя, трансмиссии и колес).
Касательная сила тяги Между колесами и поверхностью, по которой движется автомобиль, под действием ведущего момента Мк, подведенного к ведущим колесам, возникает тяговое усилие, так называемая касательная сила тяги (Рк ). Её можно подсчитать при известной характеристике двигателя по формуле: где rк - радиус приложения силы Рк (радиус качения колеса). uкп - передаточное число коробки передач; u0 - передаточное число главной передачи (ведущего моста); ηТ - КПД, учитывающий потери энергии в трансмиссии. Касательная сила тяги представляет собой реакцию со стороны почвы или поверхности дороги, действующую на ведущие колеса в направлении движения машины. Учитывая, что крутящий момент двигателя с учетом его характеристики изменяется в зависимости от его мощности Nе и угловой скорости ω коленчатого вала, можно воспользоваться также следующей формулой:
Таким образом, величина касательной силы тяги на ведущих колесах изменяется прямо пропорционально мощности двигателя, передаточному числу коробки передач uкп и главной передачи (ведущего моста) u0 и обратно пропорционально радиусу качения rк ведущего колеса и угловой скорости ω (частоте вращения) вала двигателя. Величина реакции почвы, направленная в сторону движения машины, численно равна сумме сил сопротивления движению автомобиля. На твердой недеформируемой поверхности дороги реакция, вызываемая вращением ведущих колес, зависит от величины силы трения между колесами и дорогой. При движении по мягкой почве протектор шины вдавливается в грунт и, кроме сил трения, в почве возникают горизонтальные реакции благодаря сцеплению выступающего рисунка протектора с почвой. Следовательно, максимально возможная величина касательной силы тяги ограничивается силой сцепления ведущих колес Рφ автомобиля с почвой: Рк ≤ Рφ . Сцепные качества автомобиля характеризуются коэффициентом использования сцепления (коэффициентом сцепления) φ. Для автомобилей с одним ведущим мостом коэффициент использования сцепления определяется по формуле: , где Gφ – вес автомобиля, приходящийся на ведущие колеса (сцепной вес), Н. Для автомобилей, у которых все колеса – ведущие (Gφ = G), коэффициент сцепления φ равен: , где Рк – тяговое усилие на ведущих колесах автомобиля, Н; G – вес (сила тяжести) автомобиля (G = mg), Н. Если касательная сила тяги, реализуемая двигателем, превосходит величину возможной силы сцепления, то наступает буксование, полное или частичное проскальзывание ведущих колес. Движение автомобиля становится невозможным или происходит с большой потерей поступательной скорости. При работах автотягача на грунтовых дорогах с прицепом, как правило, имеет место буксование, вызванное возникновением сравнительно больших по величине горизонтальных реакций, которые вызывают некоторое смятие и сдвиг почвы, и соответствующую потерю скорости движения автомобиля. Наибольшая касательная сила тяги, которая может быть реализована по условиям сцепления с почвой, не является постоянной величиной и зависит от условий эксплуатации автомобиля, физико-механических свойств грунта или дороги, а также от нагрузки, приходящейся на ведущие колеса. Скорость поступательного движения машины (v, м/с) без буксования определяется угловой скоростью вращения ведущих колес (ωк, с -1), радиусом их качения (rк , м): , м/с. Так как скорости 1 м/с соответствует скорость 3,6 км/ч, а ω=πn/30, то: , км/ч. Таким образом, каждой величине угловой скорости коленчатого вала двигателя ω (или его частоте вращения n) соответствует на данной передаче определенная сила тяги на ведущих колесах автомобиля и определенная скорость (v).
Силы сопротивления движению автомобиля Анализ сил сопротивления движению автомобиля позволяет установить, какая часть мощности, передаваемая от двигателя, может быть использована полезно и из каких составляющих состоит общее сопротивление движению. Выше отмечалось, что на автомобиль в общем случае движения действуют следующие силы сопротивления: 1) сопротивление качению ( Рf ); 2) сопротивление воздуха ( Рw ); 3) сопротивление подъему ( Рh ); 4) сопротивление разгону ( Рj ); 5) тяговое (крюковое) сопротивление прицепа ( Ркр ).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1903)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |