Сила сопротивления воздуха
Дорожная эксплуатационная мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивлений, весьма велика (см. рис.). Например, для поддержания равномерного движения (190 км/ч) четырех дверного седана, массой 1670 кг, площадью миделя 2,05 м2, Сх = 0,45 требуется около 120 кВт мощности, причем 75 % мощности затрачивается на аэродинамическое сопротивление. Мощности, затрачиваемые на преодоление аэродинамического и дорожного (качения) сопротивления приблизительно равны на скорости 90 км/ч, и в сумме составляют 20 – 25 кВт.
Примечание к рисунку: сплошная линия – аэродинамическое сопротивление; пунктирная линия – сопротивление качению.
Сила сопротивления воздуха Рw обусловлена трением в прилегающих к поверхности автомобиля слоях воздуха, сжатием воздуха движущейся машиной, разрежением за машиной и вихреобразованием в окружающих автомобиль слоях воздуха. На величину аэродинамического сопротивления автомобиля влияет ряд и других факторов, главным из которых является его форма. В качестве упрощенного примера влияния формы автомобиля на его аэродинамическое сопротивление проиллюстрировано на схеме, приведенной ниже.
Направление движения автомобиля Значительная часть всей силы сопротивления воздуха составляет лобовое сопротивление, которое зависит от лобовой площади (наибольшей площади поперечного сечения автомобиля). Для определения силы сопротивления воздуха используют зависимость: Рw = 0,5·сх·ρ·F·vn , где сх – коэффициент, характеризующий форму тела и аэродинамическое качество машины (коэффициент аэродинамического сопротивления); F - лобовая площадь автомобиля (площадь проекции на плоскость, перпендикулярную продольной оси), м2; v - скорость движения машины, м/с; n - показатель степени (для реальных скоростей движения автомобилей принимается равным 2). ρ - плотность воздуха: , кг/м3, где ρ0 = 1,189 кг/м3, р0 = 0,1 МПа, Т0 = 293К – плотность, давление и температура воздуха при нормальных условиях; ρ, р, Т – плотность, давление и температура воздуха при расчетных условиях. При расчетах лобовую площадь F легковых автомобилей со стандартным кузовом определяют по приближенной формуле: F = 0,8ВгНг, где Вг - габаритная ширина автомобиля, м; Нг - габаритная высота автомобиля, м. Для автобусов и грузовых автомобилей с кузовом в виде фургона или с тентом: F = 0,9ВГНГ. Для условий работы автомобиля плотность воздуха изменяется мало (ρ = 1,24…1,26 кг/м3). Заменив произведение (0,5·сх·ρ) , через кw, получим: Рw = кw ·F·v2 , где кw – коэффициент обтекаемости; по определению он представляет собой удельную силу в Н, необходимую для движения со скоростью 1 м/с в воздушной среде тела данной формы с лобовой площадью 1 м2: , Н·с2/м4. Произведение (кw·F)называют фактором сопротивления воздушной среды или фактором обтекаемости, характеризующим размеры и форму автомобиля в отношении свойств обтекаемости (его аэродинамические качества). Средние значения коэффициентов сх, kw и лобовых площадей F для различных типов автомобилей приведены в табл. 2.1. Таблица 2.1. Параметры, характеризующие аэродинамические качества автомобилей:
Известные значения аэродинамических коэффициентов cx и kw и площади габаритного поперечного (миделевого) сечения F для некоторых серийно выпускаемых автомобилей (по данным заводов-изготовителей) приведены в табл. 2.1.-а. Таблица 2.1-а. Аэродинамические коэффициенты и лобовая площадь автомобилей:
Примечание: cx, Н·с2/м·кг; кw, Н·с2/м4– аэродинамические коэффициенты ; F, м2– лобовая площадь автомобиля.
Для автомобилей, имеющих высокие скорости движения, сила Рw имеет доминирующее значение. Сопротивление воздушной среды определяется относительной скоростью автомобиля и воздуха, поэтому при её определении следует учитывать влияние ветра. Точка приложения результирующей силы сопротивления воздуха Рw (центр парусности) лежит в поперечной (лобовой) плоскости симметрии автомобиля. Высота расположения этого центра над опорной поверхностью дороги hw оказывает значительное влияние на устойчивость автомобиля при движении его с высокими скоростями. Увеличение Рw может привести к тому, что продольный опрокидывающий момент Рw·hw настолько разгрузит передние колеса машины, что последняя потеряет управляемость вследствие плохого контакта управляемых колес с дорогой. Боковой ветер может вызвать занос автомобиля, который будет тем более вероятен, чем выше расположен центр парусности. Попадающий в пространство между нижней части автомобиля и дорогой воздух создает дополнительное сопротивление движению за счет эффекта интенсивного образования вихрей. Для снижения этого сопротивления желательно передней части автомобиля придавать конфигурацию, которая препятствовала бы попадание встречного воздуха под его нижнюю часть. По сравнению с одиночным автомобилем коэффициент сопротивления воздуха автопоезда с обычным прицепом выше на 20…30%, а с седельным прицепом – примерно на 10%. Антенна, зеркало внешнего вида, багажник над крышей, дополнительные фары и другие выступающие детали или открытые окна увеличивают сопротивление воздуха. При скорости движения автомобиля до 40 км/ч сила Рw меньше силы сопротивления качению Рf на асфальтированной дороге. При скоростях свыше 100 км/ч сила сопротивления воздуха представляет собой основную составляющую тягового баланса автомобиля. Грузовые автомобили имеют плохо обтекаемые формы с резкими углами и большим числом выступающих частей. Чтобы снизить Рw, на грузовиках устанавливают над кабиной обтекатели и другие приспособления. Подъемная аэродинамическая сила. Появление подъемной аэродинамической силы обусловлено перепадом давлений воздуха на автомобиль снизу и сверху (по аналогии подъемной силы крыла самолета). Преобладание давления воздуха снизу над давлением сверху объясняется тем, что скорость воздушного потока, обтекающего автомобиль снизу, гораздо меньше, чем сверху. Значение подъемной аэродинамической силы не превышает 1,5% от веса самого автомобиля. Например, для легкового автомобиля ГАЗ-3102 «Волга» подъемная аэродинамическая сила при скорости движения 100 км/ч составляет около 1,3% от собственного веса автомобиля. Спортивным автомобилям, движущимся с большими скоростями, придают такую форму, при которой подъемная сила направлена вниз, которая прижимает автомобиль к дороге. Иногда с этой же целью такие автомобили оснащают специальными аэродинамическими плоскостями.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4023)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |