Выбор передаточного числа коробки передач
К числу расчетных параметров коробки передач относят: диапазон передаточных чисел, число ступеней в коробке передач и структурный ряд передаточных чисел. При проведении тягового расчета автомобиля диапазон передаточных чисел в коробке передач определяют в основном из условия обеспечения наибольшей максимальной скорости автомобиля vmax, с одной стороны, и возможности его движения на предельном подъеме на первой передачи – с другой. Эти условия движения автомобиля определены техническим заданием на проектирование. Для легковых автомобилей диапазон передаточных чисел четырехступенчатых коробок передач составляет обычно 3,4…4,0; пятиступенчатых – 3,5…4,5. Для грузовых автомобилей и автобусов он соответствует 5…25. Передаточное число на первой передаче определяют из условия преодоления заданного наибольшего подъема (максимального сопротивления дороги, определяемое коэффициентом суммарного сопротивления ψмах = D1мах; обычно в расчетах принимают ψ1мах = 0,35…0,40). Для этого на первой передачи КП к ведущим колесам автомобиля необходимо подвести тяговую силу, равную указанному максимальному сопротивлению дороги или превышающую его. Величина тяговой силы определяется, в свою очередь, максимальным крутящим моментом двигателя Ммах. При этом сопротивление воздуха из-за малой скорости движения обычно не учитывают Рw = 0. Уравнение, отражающее баланс сил для этих условий, имеет вид: , откуда . (2) Очевидно, автомобиль с передаточным числом первой передачи КП i1, полученным расчетом, может преодолеть заданное дорожное сопротивление (главным образом подъем), если сцепление колес с дорогой будет достаточным. Если сцепление будет ниже некоторого предела, то касательная сила на ведущих колесах автомобиля окажется нереализованной из-за буксования. Чтобы этого не произошло, сила сцепления Рφ должна быть больше или равна касательной силе тяги Рк, то есть: Рφ ≥ Рк мах или φGφ ≥ Ммах u0 u1ηТР /rк, откуда . Коэффициент сцепления ведущих колес с дорогой φ обычно принимают в пределах 0,5…0,6. Для полученного неравенства сцепной вес автомобиля Gφ выбирают из следующих соображений: Gφ = G - для полноприводных автомобилей; Gφ = λ2G – для автомобилей с задним ведущим мостом; Gφ = λ1G - для автомобилей с передним ведущим мостом; λ1 и λ2 – коэффициенты перераспределения веса автомобиля на передний и задний мосты соответственно. После определения передаточного числа КП на первой и высшей передачах необходимо выбрать число ступеней и наиболее рациональное соотношение между ними на смежных передачах (структурный ряд передаточных чисел). При этом подразумевается, что высшая прямая передача имеет передаточное число, равное единице, а высшая повышающая передача – 0,65…0,8. Число передач выбирают из условия обеспечения интенсивного разгона автомобиля и наиболее полного использования мощности двигателя. Существуют оптимальные значения соотношений между ступенями на смежных передачах КП. Так, для наиболее распространенных 4-6-ступенчатых коробок передач они составляют 1,4…1,8. Чтобы при разгоне двигатель работал в режиме, близком к максимальной мощности, необходимо предусмотреть переключение передач при таких значениях частоты вращения вала двигателя, диапазон между которыми соответствовал бы участку максимальной мощности на внешней скоростной характеристике ДВС. Предположим, что разгон начинается с первой передачи при частоте вращения коленчатого вала двигателя n1. Двигатель повышает обороты при разгоне до n2. За это время скорость автомобиля также увеличивается пропорционально отношению n2 / n1. При переходе на вторую передачу число оборотов вала ДВС снижается до n1, а достигнутая на первой передаче скорость автомобиля сохраняется такой же за счет изменения передаточного числа коробки передач с u1 на u2. Далее начинается разгон на второй передаче и т.д. Максимальная скорость, достигаемая автомобилем на первой передаче: , а минимальная скорость на второй передаче:
. По условию переключения передач v1мах = v2мin, то есть: = . Разделив на n1 и умножив на u1 обе части равенства, после соответствующих преобразований получим: n2 / n1 = u1 / u2. Следовательно, в общем виде для структурного ряда передаточных чисел коробки передач имеем: . Из полученного ряда одинаковых отношений видно, что передаточные числа коробки передач автомобиля представляют собой геометрическую прогрессию, каждый последующий член которой равен предыдущему, умноженному на постоянное число qi – знаменатель прогрессии, то есть: u1 = u2 qi ; u2 = u3 qi ;…; u n-1 = un qi или u1 = u3 qi2 = un qin-1. Откуда: qi = , где n – число передач в коробке; un - передаточное число на высшей передаче. Если in = 1 (прямая передача), то: qi = . Известно, что основную часть эксплуатационного времени (80…90%) автомобиль работает на двух высших передачах. Чтобы работать с более полной нагрузкой двигателя на этих передачах, а также с целью более интенсивного разгона при переходе с предпоследней на высшую передачу перепад передаточного числа между высшими передачами выполняют меньше расчетного. Необходимый диапазон и число ступеней передаточных чисел коробки передач будут сохранены, если увеличить передаточное число между первой и второй передачами. Откорректированный таким образом ряд скоростей не сохраняет постоянным знаменатель геометрической прогрессии. На высших передачах его на 5…15% уменьшают, а на низших передачах на такую же величину увеличивают. В современном автомобилестроении получили распространение пятиступенчатые коробки передач с ускоряющей (пятой) передачей, передаточное число которой меньше единицы. Включение ускоряющей передачи в хороших дорожных условиях несколько повышает максимальную скорость движения, а при сохранении заданной скорости движения уменьшает расход топлива и износ двигателя. Передаточное число ускоряющей передачи обычно не рассчитывается по приведенным выше формулам, а принимается в каждом конкретном случае индивидуально с учетом получения наилучших эксплуатационных показателей автомобиля. Опыт эксплуатации автомобилей показывает, что увеличение количества передач в коробке (повышении плотности скоростного ряда) позволяет более полно использовать мощность двигателя при разгоне. В этом случае процесс переключения передач можно осуществлять с меньшим диапазоном изменения угловых скоростей вала двигателя в области скоростной характеристики, соответствующей его максимальной мощности Nmax. Исходя из этого, наилучшим вариантом трансмиссии является бесступенчатая (автоматическая) передача, с применением которой разгон автомобиля может осуществляться при Nmax. Скорости движения автомобиля на различных передачах определяют из соотношений: vn-1 = vмах /qn-1; vn-2 = vn-1 /qn-2 и т.д. Общие передаточные числа автомобильных трансмиссий (uтр= u0 uКП)находятся в следующих пределах: у легковых автомобилей от 4 до 30, у грузовых автомобилей и автобусов от 6 до 50, у самосвалов до 60, а у автомобилей повышенной проходимости до 100. Следует иметь в виду, что при движении автомобиля с колесной формулой 4×2 на прямой передаче, когда передаточное число коробки передач iкп = 1, редуктор главной передачи является единственным механизмом трансмиссии, где происходит изменение крутящего момента и скорости вращения валов (для механической трансмиссии). В главной передаче происходит распределение передаваемой от двигателя к колесам энергии на два энергетических потока. Передаточные числа коробок передач и главных передач для ряда современных легковых, грузовых автомобилей и автобусов приведены в табл. 2.3. Таблица 2.3.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1466)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |