Номотетический и идеографический подходы. Интеракционизм
Предмет псхд, виды. Осн задачи тестирования 1921г . – Роршех ввел термин. Псхд – отрасль психологической науки, связанная с теоретическими основами и практическими аспектами разработки, проведения и использования псих.тестов. Общая псд – теоретическая и прикладная, связана с теоретическими основами разработки тестов. Частная – связана с использованием тестов в конкретных областях псих-ой практики. Психометрика: общая – измерение псих. хар-к стимула, связь м\у хар-ми раздражителя; Дифференциальная – изучает различия м\у людьми. Задачи:1.сфера образования (оценка способностей и знаний школьника,проверка эфф-ти обучающих программ) 2.клиническая практика (уточнение диагноза, оценка способностей детей, испытывающих проблемы в адаптации к учебе) 3.при проведении психотерапии 4.консультирование 5.сфера бизнеса и проф.деятельности (профпригодность,профориентация) 6.спорт, юридическая практика 7. для подтверждения т\иной псих.теории
История развития псхд. Тестология – прикладная область для диагностических процедур Книга судей (как пьет воду, такой и воин) Пифагор отбирал учеников (беседа, наблюдение, проверка интеллекта,стойкость перед унижением) Индийский принц (шахматы, нарды) Китай – конкурсная основа на гос. службу. династья Минь (3 этапа) Платон (золото, серебро, бронза, медь) Гален пытался доказать что интеллект в мозге. Средние века «Молот ведьм» 1649г. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (осмотр военных служащих, если здоров, то исследуют душу)
Экспер.псих. и психд. Г. Фехнер психофизический метод исследования (1860г. – первый количественный закон) В.Вундт первая экспериментальная лаборатория по изучению психических свойств. (считал, что нельзя исследовать высшие псих.функции)
Диффер псих А. Бине и В. Анри 1896г доклад «Индивидуальная психология» - о возможности измерения высших псих.функций. Френсис Гальтон наследственность на горохе, потом на людях. 1884г. антропологическая лаборатория в Лондоне (9377 человек по 17 показателям). Развитие идей корреляционного и регрессионного анализа. Первый создатель теста для диагностики ума, личностныз особеннотстей, ассоциаций. Вильям Штерн 1900г «О психологии индивидуальных различий». Различия не м\у людьми, а м\у психическими функциями!!! Джеймс Маккин Кетелл – основатель тестологии. (ученик Вундта) ввел термин «умственный тест». Тест должен отвечать требованиям (одинаковые условия, огранич времени и пр). Идея внешней валидности. Повторение теста(надежность)
Мат.статистика и психд. Карл Пирсон коэф.корреляции Чарлз Спирмен предложены методы для оценки надежности теста, собственный коэф.корреляции для малых выборок, основанный на ранжировании – «коэф ранговой корреляции». Разработал метод однофакторного анализа Луис Терстоун попытался применить технику психометрического шкалирования в социологических исследованиях. Предлож метод многофакторного анализа. А. Бине, Т.Симон попытка построить тест умственного развития. Проверка теста ДО его практического использования. 30заданий. Критерии отбора заданий:трудность, степень совпадения рез-та теста с оценкой преподавателя. Шкала умственного развития считается первым настоящим психометрическим тестом. История развития отеч.псхд После окончания войны тесты стали быстро распостраняться в т.ч. и в России К 1928г около 1300 тестов и 30млн тестовых результатов. В осн. диагност способн, темпер, интеллект. М.коллизий – для исслед. морального развития. 20,30е гг. развитие тестирования, психотехника, педология. Россолимо, Бернштейн, Блонский. (1927г кронференция, дискуссия о тестах) Споры - направления академическое и практическое. 1936г педология и психотехника признаны лженауками. Причины: 1.политические (эти науки не дали научного обоснования идеалогии большевиков, рез-ты получились неудовлетворительными для партии) 2.Дилетанты без подготовки проводили тесты 3.У сына Сталина по тестам низкий ай-кью. Начало 2ой мировой привело к развитию тестов 1)адаптация призывников2)профотбор летчиков. В России тесты стали возраждаться во времена Хрущева «Психодиагностика», «Иматон», «Смысл». Предм псхд. Теор личностных диспозиций. Личность-ситуация Почему: 1) Одна и та же Личность в разн сит ведет себя одинаково 2) Разные люди в одной сит ведут себя одинаково 3) Разн люди в одной сит вед себя одинаково? Ответ: 1.существуют стойкие личн образования, кот проявляются всегда 2.сама ситуация такова что нивелирует инд различия и даёт одинак поведение 3.одна и та же ситуация воспр-ся по-разному 1 реализуется в теории личностных диспозиций. Она исходит из положения о наличии стойких личночтных особенностей, которые определяют поведение субъекта в различн.ситуациях. Эта концепция конкретизируется в 2х осн. теоретических подходах: теория черт и т.типов Достоинства: 1. дает возможность предсказать поведение личности в т\иной сит. (принц.надситуативности) 2. выразить личностную особенность в количественной форме. Недостаток – невозможность объяснить поведение (порочный круг)
Теория черт Любую личностную хар-ку можно представить как точку на некоем континууме от самого низкого значения её выраженности до высокого. Оценки на этом континууме будут подчинятся закону норм.распределения. Основатель подхода Г.Олпорт. Поведение чел-ка надситуативно во времени и пространстве. 1) Черта – это реальная хар-ка. 2) по сравнению с привычкой, черта более обобщенное кач-во 3) Ч явл-ся движущими моментами поведения 4) Ч можно эмпирически выявить 5)Ч независима от другия черт 6)Ч не есть синоним моральной\социальной оценки 7)Ч м.б. привязана либо к конкр личности, либо иметь широкое распостранение 8) поступки могут не согласовываться с чертой и это не означает что её нет. Черты: кординальные(пронизывают всё поведение человека), центральные(часто втречаются,сост базис личности, их 3-10), вторичные (сложно обнаружить) Р. Кетелл 16 PF, Г.Айзенк, Кост, МакКрей большая пятерка (нейротизм,экстраверсия,открытость опыту,сотрудничество,добросовестность) Теория типов Единица анализа – тип – это некий усредненный человек, наделенный определенной совокупностью личностных хар-к Кречмер, Шелдон. Юнг экстр, интр.,ощущ, мышл, чувств, интуиция – 8типов. Бриггс, Бриггс-Майерс – тест для опред.личностного типа. (MBTI) Дж.Холланд 6типов профес.направленности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский, артистический. Опросник интересов Стронга, обозрение проф.интересов Кюдера Самоанализ проф.склонностей SDS
Ситуационизм Поведение человека изменчиво и варьируется от сит к сит-ции. Уолтер Мишел и Девид Питерсон – в работе показано,что предсказуемость инд-х реакций в конктетных ситуациях оч низкая. Коэф корр. м\у импульсивностью и её поведенч проявлению 0.1-0.2. Представители радикального ситуационизма считают, что предметом психодиагностики должен быть анализ поведения индивидов в завис-ти от конкр ситуаций. Борьба направлений теории черт и ситуационизам – результат –интеракционизм.
Номотетический и идеографический подходы. Интеракционизм. Номотетический – наличие общих для всех людей личностных черт, образующих иерархическую структуру. (направление получило свое развитие благодаря использованию факторного анализа) Идиографический (Олпорт) – описание личности как уникальной целостности. («Письма Дженни») Интеракционизм предполагает рассмотрение взаимодействия хар-ра ситуации и детерминант поведения. Д. Магнуссон рассматривает поведение человека как процесс непрерывного взмд-я м\у личностью и ситуацией. Гипотеза о «сильных» (поведение меньше всего индивидуализировано) и «слабых» ситуациях. Дж. Келли понятие конструкта – субъективное средство, созданное самим человеком, проверенное им на практике и помогающее ему воспринимать и понимать окр.мир,прогнозировать и оценивать события. Тест репертуарных решеток. Человек как активный агент, постоянно находящийся в процессе изменения. Шмелев, Похилько схема «уникальные – общие свойства», «стабильные- изменчивые свойства»
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (783)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |