Тема 1.9. Музыкальные жанры
Понятие музыкального жанра, как вида музыкального искусства, обусловленного происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы. Инструментальные, вокальные и вокально-инструментальные жанры.Культовые или обрядовые жанры (молитвенные песнопения, месса, реквием, мистерия). Качества: статичность, размеренность, упорядоченность, господство хорового начала, обобщенность образов. Массово-бытовые жанры (песня, танец, марш). Доступность, простота муз. формы, преобладание привычных интонаций над новыми. Концертные жанры (симфония, соната, квартет, оратория, кантата, романс, инструментальный концерт), т.е. исполняемые в концертном зале. Преимущественно лирический тон, музыка выступает как самовысказывание композитора. Наибольшая свобода от внемузыкальных требований. Отсюда наибольшее разнообразие форм и языка. Театральные жанры(опера, балет, оперетта, музыка драм. театра) (А.Н. Сохор).
Тема 1.10. Музыкальные формы. Понятие музыкальной формы. Простые и сложные формы. Мотивы, фразы, предложения, период. Двух- и трехчастные формы. Вариации, Рондо, Сюита, Сонатная форма, Сонатно-симфонический цикл. Тема 1.11. Музыкальные инструменты. Понятие. Симфонический оркестр, дирижер. Деление народных и профессиональных инструментов на духовые, струнные и ударные. Оркестровые группы. Музыкальные инструменты аборигенов Дальнего Востока России.
Требования к промежуточной аттестации Задания к экзамену 1. Метр и ритм 2. Лад и тональность 3. Мелодия 4. Музыкальный склад. Фактура. 5. Строение музыкальной речи. 6. Период 7. Простая двухчастная форма 8. Сложная трехчастная форма 9. Вариации 10. Рондо 11. Циклические формы в инструментальной музыке 12. Основные музыкальные инструменты симфонического оркестра
В результате изучения курса студентам необходимо: 1.Знать основы теории музыки; 1. Уметь анализировать и определять на слух средства музыкальной выразительности, певческие и инструментальные тембры, 2. Владеть грамотной речью с использованием музыкальной терминологии.
Критерии оценки: - полнота освещения устного вопроса; - грамотные ответы на дополнительные вопросы; - грамотность практической работы.
Учебно-методическое сопровождение дисциплины. Список основной литературы 1. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М.: Музыка, 2007. – 254 с. 2. Способин И. В. Музыкальная форма. – М.: Музыка, 2007. -400 с. 3. Холопова В.Н. - Формы музыкальных произведений. – М.: Планета музыки, 2010 – 496 с. 4. Холопова В.Н. Музыкальные эмоции. Учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. – М: ООО «ПКЦ Альтекс», 2012. – 348 с.
Список дополнительной литературы 1. Красинская л., Уткин В. Элементарная теория музыки. – М., 1983 2. Музыкальная форма / Под ред. Ю. Тюлина. – М., 1974 3. Способин И. В. Музыкальная форма. – М., 1980 4. Фраенов В. Учебник полифонии. – М., 1987 5. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. – М., 1967 6.Скребков В. Учебник полифонии. – М., 1982 7.Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1968
Электронные образовательные ресурсы. 1. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. [Электронный ресурс] – А.Н. Должанский – Режим доступа: http://e.lanbook.com/ – М.: Планета музыки, 2012 – 448 с. II. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Планы практических занятий Часть практических занятий проходят в интерактивных формах[1]: - «мозговой штурм», - просмотр и обсуждение видеофильмов.
«Мозговой штурм» «Мозговой штурм»- «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. План проведения занятия: Тема 1.3. Запись нот; Тема 1.5. Ритм, метр, темп. Тема 1.6. Интервалы. Просмотр и обсуждение видеофильмов Видеофильмы соответствующего содержания используются в соответствии с его темой и целью занятия, а не только как дополнительный материал. Перед показом фильма необходимо поставить перед студентами несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию. В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги и озвучить извлеченные выводы. Темы для просмотра и обсуждения видеофильмов: Тема 1.11. Музыкальные инструменты.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (720)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |