Инструменты структурирования
Отвечая на вопрос, что лежит в основе выбора той или иной модели, отражающей понимание экспертом области экспертизы в целом и стратегий рассуждений при решении конкретных задач, можно ответить: различные классы семантических отношений. А на вопрос, с чего начинать строить модель, можно предложить конкретную последовательность шагов: □ выявление понятий (определение терминологии) предметной области; Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик □ выявление взаимосвязей между понятиями; □ установление семантических отношений. При работе с экспертами в реальной предметной области возможны следующие варианты. Однородные модели - это модели такого типа, когда всю феноменологию знаний предметной области (разнообразие явлений, фактов, процессов и т. д.) можно представить в виде когнитивной структуры одного типа (например, в виде дерева). На это ориентированы все алгоритмы и методы многомерного анализа данных, многомерное шкалирование и иерархическая классификация. Неоднородные модели - это такие модели, когда предметная область описывается в виде комбинаций когнитивных структур различного вида. В качестве примера можно привести модель, лежащую в основе компьютерной интерпретации по результатам методики ММР1. Такая модель представляет собой комбинацию дерева, кластеров и цепочек. Кластеры расположены на концах дерева, а внутри каждого кластера расположены цепочки (рис. 3.25). Таким образом, при анализе экспертных знаний следует иметь в виду, что конкретный вид модели предметной области зависит от конкретных семантических отношений (классов семантических отношений), которые, в свою очередь, определяются природой предметной области. ^^^^-^^^^^^^^^ * известных в инженерии знаний формализмов, с одной стороны, предназначенных для фиксации конкретных видов когнитивных структур, установленных в процессе концептуального анализа знаний, а с другой стороны, служащих в качестве переходной формы от видов когнитивных структур к формализованным языкам или моделям представления знаний, получившим непосредственную компьютерную реализацию. Смыслиспользования инст^е^в^у^и^1ия1кл^ся в том, что определенные фрагменты экспертных знаний на этапе первоначального сбора знаний представляются наглядно и в такой форме, которая может быть легко модифицирована при последующей работе с экспертом, а впоследствии перекодирована в любую из моделей представления знаний, реализованную тем или иным программным инструментарием. Как правило, такая форма, аналогичная форме представления когнитивных структур, носит отчетливо выраженный гра- Компьютерная психодиагностика ПСИХОЛОГИЯ Общая психология Прикладная психология
Психология личности Психология познания
Педагогическая психология Медицинская психология Социальная психология Инженерная психология
Патопсихология Нейропсихология Соматопсихология Психология лечебного процесса Рис. 3.13. Классификационное дерево в области психологии фический характер. Ниже представлены наиболее распространенные примеры инструментов структурирования. Классификационное дерево-это обычно дерево, отражающее ту или иную классификацию, используемую экспертом или общепринятую в данной предметной области. На рис. 3.13 приведен пример классификации областей психологии. Дерево решений(йестоп (гее) - это такое двоичное дерево, в котором каждый неконечный узел представляет решение. В зависимости отрешения, принятого в таком узле, управление передается левому или правому (относительно этого узла) поддереву. Результатом принятия последовательности решений, представленных узлами, начиная с корня, является лист дерева. Пример дерева решений для опознания незнакомых растений представлен на рид. 3.14. Дерево целей(ге1еуапсе 1гее) - это дерево, в верхнем узле которого находится некоторая глобальная цель, а последующее дробление отражает подцели, каждая из подцелей тоже может иметь подцели следующего уровня и т. д. Пример дерева целей при решении задачи в области психодиагностики представлен в п. 3.4 (рис. 3.21). Представление целей начинается с верхнего яруса, дальше они последовательно разукрупняются. Причем основным критерием разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпыва- Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
Рис. 3.14. Дерево решений для опознания незнакомых растений ющим образом, то есть так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели. Диаграмма Венна(Уепп <Иа8гат) - это схематическое представление множества, впервые введенное Джоном Венном в XIX веке и обычно используемое для иллюстрации пропозициональных утверждений (рис. 3.15). СпомощьюдиаграммВеннаможнопроиллюстрироватьописанные выше групповые модели (когнитивная структура в виде кластера). В этихмоделях при проверке высказывания учитываются два типа логических отношений между семантическими категориями: общее утверждение, когда все члены одной категории принадлежат другой категории («все S есть Р», например, «Все канарейки суть птицы»), и частное утверждение, когда только некоторые члены одной категории являются также членами другой категории («некоторые S есть Р», например, «Некоторые животные суть птицы»). Степень достоверности логических утверждений «все S есть Р» и «некоторые S есть Р» зависит от площади пересечения или от количества общих элементов. Существует пять типов возможных отношений между группами S и Р. Первый тип - это когда S и Р идентичны. Остальные четыре вида представлены на рис. 3.15. В первом типе межгрупповых отношений, представленных на этом рисунке, S есть собственное подмножество множества Р, например, «Все Альпы суть горы» или «Некоторые Альпы суть горы» - оба эти высказывания полагаются истинными. Во втором типе отношений множество S содержит Компьютерная психодиагностика
Рис. 3.15. Пример диаграммы Венна множество Р, например, «Некоторые камни суть рубины», но не «Все камни суть рубины». В третьем типе отношений S и Р пересекаются, например, «Некоторые женщины суть писатели» - истинное высказывание, а «Все женщины суть писатели» - это ложное высказывание. В последнем, четвертом типе отношений S и Р не пересекаются, например, «Тайфун не входит в число видов пшеницы» (как минимум, эти элементы не имеют непосредственной связи). Шкала(лат. хса1а - лестница) - это система чисел или иных элементов, принятых для оценки или измерения каких-либо величин. Шкала обычно используется для оценки и выявления связей и отношений между объектами. Семантическая сеть- это ориентированный граф, вершины которого - понятия, а дуги - отношения между ними. Пример семантической сети представлен на рис. 3.12. Таблица отношенийпредставляет собой таблицу следующего вида: Таблица 3.4
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
где А, В, С, D, Е, F, ..., и т. д. - понятия, а Рдв, РАС, Р^, ..., и т. д. -семантические отношения между этими понятиями. Таблица отношений фактически является эквивалентной формой семантической сети, однако в некоторых случаях, например когда требуется устанавливать отношения абсолютно между всеми понятиями, она более удобна. Примером таблицы отношений в области психодиагностики может служить таблица взаимосвязи октант, составленная психологом, для создания компьютерной интерпретации результатов тестирования испытуемых с помощью опросника интерперсональных отношений Т. Лири (см. п. 3.5). Образец такой таблицы представлен таблицей 3.5, семантическое отношение, обозначенное буквой Д, означает отношение дополнения между октантами, а противоречивость октант обозначена в таблице буквой П. Таблица 3.5
Таблица решений(йестоп <аЫе) представляет собой таблицу, в которой указаны действия, предпринимаемые в различных условиях, причем решение - это выбор между альтернативными действиями. Обычно таблица состоит из четырех частей, расположение и назначение кото-
Компьютерная психодиагностика В разделе «Предварительные условия» перечислены отдельные условия, от которых зависят предпринимаемые действия, а в разделе «Возможные действия» - действия, которые могут быть предприняты. В разделе «Окончательные условия» перечислены уточнения предварительных условий, при которых предпринимаются те или иные действия. Этот раздел организован в виде столбцов, в каждом из которых дается уточнение каждого предварительного условия. Затем в столбцах раздела «Предпринимаемые действия» проставляются крестики указывающие на совершение того или иного действия. Обычно в таблице все возможные комбинации входных значений (предусловий) перечислены так, что применение таблицы всегда дает в точности одно предпринимаемое действие. Таблица 3.7 представляет собой пример таблицы решений при вы
Продукция - это запись типа ЕСЛИ (условие) - ТО (действие). Более подробно она рассмотрена в п. 3.2.1. Блок-схемы, или струюурные схемы (Потопай) - это подробное графическое представление структуры рассуждений, в котором упор сделан на логические взаимосвязи и осуществляемые при рассуждении элементарные операции, а не на используемые в ней информационные структуры. Состоит из множества блоков различной формы, соединенных совокупностью направленных связей. Связь показывает передачу управления, а форма блока характеризует особенности выполняемых действий и принимаемых решений. Для описания действий и логических операций внутри блоков применяется произвольная форма записи, типичными вариантами являются псевдокод и естественный язык.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (734)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |