Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Установление взаимосвязей между понятиями



2015-11-11 1073 Обсуждений (0)
Установление взаимосвязей между понятиями 0.00 из 5.00 0 оценок




В основе процедуры установления взаимосвязей между понятиями лежитпсихологический эффект «свободных ассоциаций», а также фун­даментальное понятие «близости» (объектов или концептов).

Эффект «свободных ассоциаций» заключается в следующем [Хоф-ман, 1986]. Когда, например, испытуемого просят отвечать на задан­ное слово первым пришедшим на ум словом, то реакция большинства испытуемых, если слова не были слишком необычными, оказывается одинаковой, то есть первые пришедшие на ум слова оказываются од­ними и теми же.

Фундаментальная категория близости предполагает существование некоего критерия, по которому два понятия оказываются близки друг с другом. Иногда этот критерий не осознается экспертом, и в этом слу­чае мы будем говорить об интуитивном понимании близости двух кон­цептов.

Методы установления взаимосвязей можно разделить на формаль­ные и неформальные.

Формальные методы установления взаимосвязей предполагают ис­пользование математических методов и алгоритмов и почти всегда представляют собой компьютерные программы. К ним относятся ме­тод семантического дифференциала, метод репертуарных решеток,


____________________Компьютерная психодиагностика_________________

методы субъективного шкалирования и иерархической классифика­ции, описанные в п. 2.2.

Как правило, при использовании любого из методов данного типа получаемая от эксперта исходная информация оформляется в виде числовых таблиц трех видов: понятие-признак; понятие-понятие; признак-признак. В первой таблице понятия представлены списком признаков, принимающих для каждого понятия определенные значе­ния. Окошки второй таблицы заполняются численными значениями мер близости (различия) между понятиями, а в третьей таблице эти окошки предназначены для мер связи (подобия) признаков.

Дальнейший анализ таких таблиц, осуществляемый путем исполь­зования технологии анализа данных, направлен на исследование их неоднородностей или на поиск группировок понятий и признаков в том или ином смысле, на том или ином уровне, а также на выяснение закономерностей и природы их образования.

Неформальные методы установления взаимосвязей предполагают проведение эксперимента путем предъявления заданий эксперту с по­следующим анализом полученных результатов.

Метод свободных ассоциаций. Этот метод основан на психологичес­ком эффекте «свободных ассоциаций». Эксперту предъявляется поня­тие с просьбой как можно быстрее назвать первое пришедшее на ум понятие из сформированной ранее системы понятий. Далее произво­дится анализ полученной информации.

Метод «сортировки карточек» [КаЪЫ*, \Угщт, 1987; Иовлев, Чер-винская, Щелкова, 1990]. Исходным материалом служат карточки, на которые выписаны понятия. Здесь возможны два 1*рианта.

Вариант 1. Эксперту формулируются некоторые критерии (об­щие или характерные для исследуемой предметной области), исходя из различных соображений. После этого дается задание разложить кар­точки на группы, руководствуясь этими критериями. Таким образом устанавливается взаимосвязь между концептами, попавшими в одну группу. Фактически этот метод представляет собой ручную классифи­кацию понятий.

В а р и а н т 2. Очень часто бывает, что сформулировать критерии классификации невозможно. В этом случае эксперту дается задание разложить карточки на группы в соответствии с интуитивным пони­манием семантической близости понятий. Этот вариант метода хорош в том случае, когда система понятий представляет собой разнотипную информацию.

Этот вариант метода был использован нами при решении задач в области психодиагностики. В качестве примера приведем одну из та-


Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

ких группировок, выделенных экспертом-психологом при разработке модели интерпретации тестовых данных методики MMР1. Исходным материалом служили карточки, на одной стороне которых были выпи­саны всевозможные характеристики личности, взятые из руководств по интерпретации результатов методики MMР1, а на другой стороне карточек фиксировались признаки «профиля» MMPI, соответствую­щие этим характеристикам.

Например, группа характеристик, полученная в результате приме­нения второго варианта метода, отражает такую психологическую осо­бенность испытуемого, как степень самоконтроля поведения и эмо­ций, и имеет следующий вид.

1. Невротический сверхконтроль.

2. Избыточный контроль над поведением и высказываниями.

3. Повышенный самоконтроль.

4. Тенденция к повышенному самоконтролю.

5. Хороший самоконтроль.

6. Недостаточная способность контролировать свои эмоции.

7. Сниженный самоконтроль.

8. Невозможность контроля своего поведения.

Методобнаружениярегулярностей. В основе этого методалежитги­потеза о том, что элементы цепочки понятий, которые человек вспо­минает с определенной регулярностью, имеют ассоциативную взаимо­связь [Хофман, 1986].

Для эксперимента произвольным образом выбираются 20 понятий. Эксперту предъявляется понятие с просьбой построить ассоциативную цепочку из числа отобранных. Процедура повторяется до 20 раз, при­чем каждый раз начальные концепты должны быть разные. Затем ин­женер по знаниям анализирует полученные цепочки с целью нахожде­ния там постоянно повторяющихся понятий (регулярностей). Внутри выделенных таким образом группировок устанавливаются ассоциатив­ные взаимосвязи.



2015-11-11 1073 Обсуждений (0)
Установление взаимосвязей между понятиями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Установление взаимосвязей между понятиями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1073)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)