Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стадии технологии продуктивного чтения



2015-11-11 1064 Обсуждений (0)
Стадии технологии продуктивного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок




(формирования типа правильной читательской деятельности):

I этап. Работа с текстом до чтения

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

1. Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Стадии технологии развития критического мышления через чтение и письмо:

Стадия

Стадия вызова:

1. Актуализация имеющихся знаний

2. Вызов интереса к получению новой информации.

3. Постановка учеником собственных целей обучения и планирование деятельности по их достижению.

Стадия

Стадия осмысления:

1. Получение новой информации.

2. Осмысление и работа с информацией.

3. Корректировка учеником поставленных целей по достижению результатов.

4. Рефлексивный взгляд.

Стадия

Стадия рефлексии:

1. Размышление над полученным знанием

2. Рождение нового знания.

3. Постановка новых целей обучения.

4. Рефлексия собственных достижений.

Таблица результатов по развитию навыков смыслового чтения.

Элементы читательской компетентности Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного   • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять не толко главную, но и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления  
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации   • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста)  
Работа с текстом: оценка информации   • откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной

Данные методы и приемы будут реализовываться в 5-9 классах. Также будет вестись работа по формированию и развитиюоснов читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

Увыпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Пути достижения планируемых результатов освоения обучающимися стратегии смыслового чтения

классы Чему учить Предметы Стратегии
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
5-6 классы ü Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: ü - определять главную тему, общую цель или назначение текста; ü - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; ü - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; ü - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; ü находить в тексте требуемую информацию ü решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста Литература, русский язык, история, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание Интерактивные подходы (упражнения, задания)ТПЧ, ТРКМЧП (инсерт, таблица «З – Х – У», «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановкам»
7-9 классы ü Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; ü сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; ü выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; ü формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; ü понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; ü организовывать поиск информации: ü приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. ü Овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание ТПЧ, словарная карта, групповая работа, инсерт, кластеры, организация дискуссий «Чтение про себя с пометками», «Отношения между вопросом и ответом»
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
5-6 классы ü структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; ü проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; ü преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому Литература, русский язык, история, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание ТРКМЧП, ТПЧ (чтение с остановками) «Тезисный план», «Черты характера» «Синквейн» «Даймонд» эссе
7-9 классы выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).   Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание Визуальные методы организации материала, бортовой журнал
Работа с текстом: оценка информации
5-6 классы Откликаться на содержание текста: · связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; · оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; · откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения. Литература, русский язык, история, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание Интерактивные подходы Логические цепочки Инсерт Три вопроса Вопросы после текста Проверочный лист
7-9 классы ü На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. ü В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; ü Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). критически относиться к рекламной информации; ü Находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию. Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание Кластеры, Фишбоун, логические цепочки, инсерт Эссе Сочинение Сценарий Диафильм И т.п  
         

Русский язык



2015-11-11 1064 Обсуждений (0)
Стадии технологии продуктивного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стадии технологии продуктивного чтения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1064)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)