Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 1:История предмета психологии, её задачи и методы исследования




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

Введение

Этапы становления психологии как науки. Её объект и предмет.

Задачи, принципы и место психологии в системе наук.

Психологические концепции (психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая теория личности, трансперсональная)

Методы научной психологии.

Современное состояние отечественной философии.

 

Введение

Несмотря на многочисленные исследования, постоянно растёт интерес к человеку, как объекту исследования, интересны взаимоотношения, факторы влияния, изменения. Наука не всегда успевает за этим. Человек – объект исследования многих наук: социология, юриспруденция, медицина и т.д. но психология имеет свою специфику. Она изучает внутреннее состояние человека, его ощущения. Особенность психического заключена в том, что непосредственные собственные переживания индивид приобретает только через собственные ощущения и никаким другим способом. Переживания возникают только как следствие собственных ощущений. Что бы понять, нужно пережить. Психические явления издавна понимаются как особенные. Восприятие предмета или объекта вполне очевидно отличается от самого предмета или объекта. Ещё до научных исследований у людей накапливались житейские психологические знания. Таким образом сложилась донаучная житейская психология. Эти знания достаточно обширны и помогают нам, мы их не отрицаем. Они выражены в пословицах и поговорках, в художественной литературе.



Термин «психология» родился из греческой мифологии. Псюхе+логос. Впервые появилось в 18 веке у Кристиана Вольфа.

 

Этапы становления психологии как науки. Её объект и предмет.

Каждая наука имеет свой объект изучения. Психология имеет тысчелетнее прошлое и вместе с этим ей принадлежит будущее. Бенгауз сказал, что у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Предыстория это период, когда психология была составной частью философии. История психологии началась в последней четверти 19 века, когда она вышла из философии. Выйдя из философии, психология сблизилась с естественными науками и организовала собственный экспериментальный метод. Основоположником этого метода был немецкий психолог, философ, физиолог Вильгельм Вунд. Он впервые создал психологическую лабораторию. Каждая наука имеет свою методологическую основу. Предпосылки методологической основы психологии: идеи европейского рационализма. Рационализм – философское направление в теории познания, которое признавало разум основой познания и поведения людей. Это учение исходило из идеи естественного порядка Естественный порядок- бесконечная цепь причинно-следственных связей, которые пронизывают весь мир. Эталоном познания мира рационализм считал математику и естествознание. Так как они отвечали критериям познания: объективность, всеобщность и необходимость. Став самостоятельной, психология выступила в качестве научной дисциплины. Она тоже стала опираться на эти три критерия.

Корни психологии находятся в глубине веков. В само понятие «душа» учёные вкладывали разное содержание. Развитие всех научных взглядов психологии всегда было связано с решением основного вопроса философии: о соотношении материального и идеального, что возникло первоначально. В связи с этим возникли два направления. Идеализм рассматривает психику, как самостоятельное, не зависящее от материи, а материализм – наоборот, как производное от материи. Идеалисты рассматривают психическую д-ть как проявление бесплотной и бессмертной души. А все материальные вещи, как наши ощущения и представления, которые нам даны от рождения. Все представления уже заложены. Душа вселяется в человека в момент рождения и уходит в момент смерти. Душа может поселиться в любом органе.

Первый этап. Психология, как наука о душе.

Такое понимание было сформулировано более двух тысяч лет назад. Все непонятные явления пытались объяснить существованием души. Это этап донаучной психологии. Самые древние представления, которые до нас дошли, это представления древнегреческих философов. По их мнению, мри имеет четыре начала: огонь, земля, воздух и вода. Всё, что существует на земле, состоит из этих материальных начал. Материальным началом души является огонь. Душа обладает движением. Всё, что обладает теплом и движением имеет душу. Это движение получило названия анимизм. (анима – душа) Основоположник анимизма – Платон. Он утверждал, что душа обитает в человеке в течение жизни, а потом попадает в мир идей. Позднее Аристотель выдвигает концепции о душе как функции тела и пишет трактат «О душе». Суть учения Аристотеля: мир состоит из множества мельчайших неделимых частиц - атомов. Эти частицы разной величины и подвижности. Самые маленькие и подвижные частицы являются носителями души. Отсюда учение Аристотеля получило название – атомистическое. Атомы могут самостоятельно проникать в тело и покидать его. Восприятие, мышления, сновидения объяснялись именно движением атомов души, Философией Аристотеля на первое место выдвигается мышление, знание, интеллект и мудрость. Он считал, что познание человека возможно только через познание вселенной и существующего в ней порядка. Атомистическое учение просуществовало до пятого века новой эры. Противоречивостью учения Аристотеля воспользовалась теологическая мысль Средневековья. В это время сформировалось представление о том, что душа является сверхестественным духовным началом, первопричиной и движущей силой природных явлений. Такое представление полностью отвергало материалистическое содержания учения о душе. Поэтом изучением души теперь не могли заниматься учёные-естественники, а только учёные-философы. Со временем учение о душе стало частью теологической философии и попало под влиянии е религии. А религия запретила изучать душу, это просуществовало до 17 века.

Второй этап. Психология как наука о сознании.

Возникает в эпоху Возрождения. Развивались естественные науки. Движения машин напоминали движение рук и ног человека. У учёных возникает мысль – объяснять движение человека на основе законов механики. Первым был Рене Декарт. Он показал, что работа внутренних органов и поведение организмов в целом, а так же их взаимодействие с другими телами не нуждаются в душе. Он одновременно вводит два понятия: рефлекс и сознание. Основные положения в учении Декарта: 1. оонятие рефлекса рассматривалось как механический ответ системы на внешние механические и физические воздействия. 2. анатомическое строение суставов, их действие рассматривали как действие системы рычагов машины. 3. между потребностями человека как источником активности и источником энергии машины проводилась аналогия.

Таким образом возникла биомеханика которая механически объясняла поведение человека, но совсем не обращала внимание на внутренний мир человека. При этом резко противопоставлялись душа и тело. Утверждалось, что есть две субстанции: материя и дух. Возникает новое течение – дуализм. Он утверждал независимое существование двух начал, материи и духа, он не мог объяснить взаимосвязь мышления как внутреннего психического феномена и поведение человека как внешнего физического проявления. На основе дуализма в 19 веке сформировалась идеалистическая теория – психофизический параллелизм. С этого времени психология отказалась от изучения поведения и оставила за собой право изучать только внутренний, субъективный мир человека. Психика было отождествлена с сознанием. На смену психологии души пришла психология сознания. Сознание рассматривали как способность думать, чувствовать, желать. Разные философы по разному объясняли сознание. Но все они были убеждены в том, что психическа жизнь это субъективный мир. А его можно познать только через самонаблюдение. Поэтому основным методом исследования сознания стал метод интроспекции (самонаблюдения). Субъективное психическое отождествлялась с сознанием. Сознание как бы замыкалось само в себе. Таким образом происходил полный отрыв психического от реально существующего объективного мира. Внутренний субъективный опыт человека рассматривали с позиций атомистического учения. Простые элементарные психологические феномены рассматривали как своеобразные атомы из которых складывались более сложные психические состояния. Таким образом к концу 19 века сложилась субъективная психология, в то время это было шагом вперёд. Психика была признана лишь одной из ф-й организма, а её изучение стало составной частью в изучении жизненных процессов. Но всё равно психология не могдла ещё называться наукой т.к. все теории носили описательный характер, а не объяснительный. Первые шаги к объективной психологии сделал Фехнер 1860 г. Он попытался выразить количественно зависимость между силой внешнего воздействия и ощущением. В 1879 г Вунд в Лейпцигском университете открывает первую экспериментальную лабораторию. В то время физики и химики в своих исследованиях используют метод расчленения вещ-ва на мелкие элементы. Так они смогли объяснить строение материи. Вунд и его ученики попытались перенести этот метод в психологию. Они попытались расчленить субъективный опыт человека, что бы определить структуру субъективного мира. В результате сознание было разбито на психические элементы. Этим было положено начало структуралистическому походу к пониманию сознания. В психологии сознания стал возможен эксперимент. Это был метод экспериментальной интроспекции. Она предполагала определённую подготовку. Человека предупреждали, что он должен делать. Он рассказывал о своих ощущениях по определённой программе. Недостаток заключался в том, что это очень субъективный метод, так же могут быть разные ощущения одного и того же человека(зависимость от настроения). Вскоре это направление сменилось другим – функционалистическим. С 1881 г. Уильям Джеймс и его сотрудники, опираясь на учение Дарвина, стали по-другому изучать разум, а именно изучали не из чего построено сознание, а какова его ф-я и роль в выживании индивида. Основную роль сознания они видели в приспособлении к различным ситуациям, речь шла о механизмах приобретения навыков. Постепенно наука о ф-ях сознания уступает науке о поведении. В целом психология сознания основные вопросы о соотношении объективного и субъективного решала с позиции идеализма.

Третий этап. Психология как наука о поведении.

Во втором десятилетии 20 века определился новый предмет психологии - поведение. Оно рассматривалось как совокупность из вненаблюдаемых и главным образом двигательных реакций человека. Появился бихевиоризм. Джон Уотсон. Главная задача бихевиоризма - изучение поведения живого существа. Исследования проводились на животных, результаты перенесен на человека. Скоро у направления случился кризис. Ведь при одних и тех же стимулах могут быть разные реакции. В общем смысле бихевиоризм вопрос о соотношении объективного и субъективного решал с позиции вульгарного материализма. Бихевиористы не отличали психическое от материального.

В 20 веке появляется много человеческих деятельностей и исследований их. Например развивается психиатрия. Возникает кризис психологии. Психология не могла объяснить связь между телесными и душевными феноменами. Психология не могла объяснить суть психологического явления. Поведение объяснялось только с позиции рефлексов, а поведение значительно сложнее, чем рефлекс.

Четвёртый этап. Психология как наука изучающая факты, закономерности психики. Выход их кризиса пытается найти диалектический материализм. Который признаёт лишь одно начало - материю. Психика, сознание и мышление – вторичное, производное от материи. Материальное для психики это мозг. Психика не отделима от него. Главное св-во материи – отражение. Психика является сво-вом материи, ф-ей мозга. Мозг как форма материи возник в ходе биологической эволюции. Психика, сознание отражают объективную реальность, которая существует независимо от неё. Ф-я психики состоит в отражении свойств и связей действительности, в регулировании деятельности человека. С позиции дм предметом психологии являются конкретные факты человеческой жизни(факт внимания). Надо не только описать, но и объяснить законы. Цель психологии объяснить законы психики.

В предмет психологии входят ещё и закономерности и механизмы психики.

Задачи, принципы и место психологии в системе наук.

Задачи: 1) систематизация накопленных теоретических знаний; 2) изучение законов психической деятельности; 3) выявление объективных связей социальных и природных св-в человека(отсюда социогенетическое и биогенетическое направления); 4) включение психологической науки в решение психологических задач.

Принципы: 1) принцип детерминизма (психика и её св-ва и проявления определяются образом жизни и изменяются вместе с изменением образа жизни. Развитие психики у животных определяется в естественном отборе. Развитие психики человека определяется другими законами. Это законы общественного развития. Принцип детерминизма сыграл большую роль в науке, из психологии была вытеснена интроспективная методология. Учёные отказались от понимания психики как замкнутого в себе образования и стали рассматривать её как образование, которое зависит от воздействий внешней среды. А это в свою очередь привело к развитию объективного метода исследования (50-ые). Основоположники Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. 2) единство сознания и д-ти. (сознание и д-ть – ключевые понятия в психологии. В отечественной психологии этот принцип стал разрабатываться в 30-ые года (Рубинштейн, Леонтьев, Ананьев, Теплов). С.Л. Рубинштейн заявил, что д-ть и сознание это две стороны одного целого. Они образуют единство, но не тождество. (не может быть д-ти без сознания, а сознания без д-ти. Этот принцип позволил изучать сознание через деятельность. Этот принцип стал важным условием для становления объективного метода исследования, а именно, изучая д-ть и её продукты, можно выявить психическую деятельность. Пришли к выводу: в действительности психика, сознание не являются чем-то внутренним, я деятельность в свою очередь не сводится только к внешнему проявлению. Единство сознания и деятельности определяется в том, что все психические св-ва не просто проявляются в деятельности, но и формируются в ней. 3) генетический принцип (психика, сознание и их закономерности познаются лишь в развитии, в процессе их изменения, их возникновения. Согласно этому принципу развитие понимается как основной способ существования человека на всём его жизненном пути.

Биология человека связана с психологией. Психику невозможно понять без знания строения и функционирования ЦНС.

Связь психологии с историей общества. В развитии высших психических ф-й человека(речь, мышление, воображение, произвольное внимание, словесно логическая память) основная роль принадлежит главным историческим достижениям цивилизации (орудия труда и знаковые системы).

Связь с социологией. Человек по своей сути – био-социальное существо. Только в обществе формируется психика человека. Социология помогает психологии более глубоко понять психику человека. Выявить, как происходит формирование психических св-в социального поведения.

Связь психологии с педагогикой. Многие психические св-ва человека проявляются и формируются в процессе воспитания человека.

Связь с философией. (она была частью философии)

Психология имеет больше кол-во отраслей( педагогическая, возрастная, медицинская, детская, инженерная, дифференциальная (различие между животным и человеком, чем люди отличаются друг от друга) психология, психология торговли).

 

 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7