Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2: Развитие психики в филогенезе



2015-11-11 457 Обсуждений (0)
Тема 2: Развитие психики в филогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Генезис психики

2. Формы поведения животных

3. Различие психики животных и человека

4. Структура психики человека

 

1. Генезис психики

Точки зрения на возникновение психики.

1.1. Антропопсихизм (Рене Декарт) Возникновение психики связывалось только с человеком. Появился человека - появилась психика. Она характерна только для человека. При таком подходе происходит отрицание всей предыстории человеческой психики. До сих пор есть сторонники такого подхода.

1.2. Панпсихизм (французские материалисты). Это учение противоположно первому. Означает всеобщую одухотворённость природы. Психика принадлежит человеку, животным, камням.

1.3. Биопсихизм утверждал, что психика это свойство живой материи в том читсе и растений.

1.4. Нейропсихизм (основана на теории Дарвина) Психика является св-вом не всякой живой материи, а только тем организмом, который имеет нервную систему.

1.5 Мозгопсихизм (К.К. Платонов) Психика свойственна только организмам с трубчатой нервной системы и имеющих головной мозг. В таком случае у насекомых нет психики, так как у них узелковая нервная система.

1.6. Материалистическая психология (что бы ответить на вопрос о происхождении психики надо изучить условия в результате которых могла появиться психика, как сложнейшая форма жизни. По мнению. Материалистов, появление жизни на земле является возникновение сложных белковых молекул. Для них характерен постоянный обмен веществ со средой. Для того, что бы выжить. им необходимо усваивать (ассимилировать) только те вещ-ва, которые необходимы для поддержания деятельности. Одновременно они выделяют в среду продукты распада (диссимиляция).

Ассимиляция и диссимиляция – основные части обмена веществ, которые позволяют им существовать. Коацерваты положительно реагируют на внешние воздействия, которые важны для жизнедеятельности и отрицательно на те, которые мешают их нормальной жизнедеятельности, а на нейтральные вообще не реагируют.

Свойство реагировать на воздействие определили как раздражимость. Она появляется при переходе от неорганической материи к органической. Такое избирательное отношение ко всем внешним раздражителям назвали саморегулированием. Раздражимость выполняет ф-ю саморегулирования. Кроме того раздражимость это простейшая форма биологического отражения. Биологическим отражением обладают все живые организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм. Раздражимость как форма жизнедеятельности характеризует растительную жизнь. Раздражимость носит пассивный характер. На следующем этапе эволюции, животная жизнь, появляется чувствительность. Это зачаточная форма психического отражения. Чувствительность вносит важные изменения в формы существования животных организмов, а именно, они начинают ориентироваться в окружающей среде. Благодаря этому, у животных начинают вырабатываться индивидуально изменчивые формы поведения в отличии от растительного мира. Наличие чувствительности является критерием появления зачатков психики у животных организмов. Психика возникает и развивается именно потому, что иначе животные организмы не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Индивидуальное поведение простейших развивается медленно, а возникшие изменения так же медленно исчезают. Такая форма поведения для одноклеточных достаточна, а для много клеточных недостаточна. Поэтому условия существования многоклеточных усложняются. Им надо активнее ориентироваться в окружающей среде. А для этого нужны более сложные движения, более быстрая проводимость возбуждения. Всё это приводит к значительному усложнению тела и образованию элементарной нервной системы. Элементарная нервная система – сетевидная (медуза, морская звезда, актиния). Такая система имеет недостаток – возбуждение распространяется по всей сетевидной системе, ведущего органа нет. Этот недостаток устраняется на следующем этапе, когда формируется ганглиозной нервной системы. Животные переходят к наземному существованию.

 

2. Формы поведения животных (инстинктивные, индивидуально-изменчивые, интеллектуальные)

1. Инстинктивное поведение. У простых беспозвоночных другой принцип организации нервной системы. Тело разделено на сегменты и в каждом сегменте находится ганглий. На переднем, головном конце червя, находится нервный центр или головной ганглий. Сегментные ганглии получают сигналы о световых, термических изменениях. В головном ганглии все сигналы перерабатываются и возникшие двигательные импульсы распространяются по цепочке нервных ганглиев. Благодаря усовершенствованию нервной системы, у червей появляются новые виды поведения, возможность приобрести индивидуальные формы поведения. Черви обладают примитивной памятью.

Следующий этап эволюции связан с появлением сложно-дифференцированных аппаратов рецепции, которые позволяют животным приспособиться к ещё более сложным условиям среды обитания. Это хорошо наблюдается у насекомых. У них высокое число высокодифференцированных рецепторов: фоторецепторы (фасеточный глаз), тактильно-химический рецептор ( в усиках), вибрационный рецептор(в перепонках или крылышках). Возбуждение по нервным волокнам переходит в передний ганглий, а это прототип головного мозга. Сложнейшие формы поведения передаются по наследству и называются инстинктами. Важной особенность особых программ инстинктивного поведения является то, что они целесообразны в определённых стандартных условиях. Если их изменить, то инстинктивное поведение может не проявиться. Т.е. оно ограничивает отражательные возможности организмов животных. Чувствительность можно назвать формой элементарного ощущения. По теории А.Н. Леонтьева данную стадию развития психики называют стадией элементарной сенсорной психики.

2. Индивидуально-изменчивое поведение животных. С переходом к наземной форме существования у животных изменяются формы жизни: питание усложняется, среда становится изменчивее => усиливаются требования к ориентировки в окружающей среде, меняется тип воспроизведения. Каждая особь воспроизводит от 5 до 6 себе подобных. Но количество уменьшается. Выживание особей необходимо для сохранения вида. В связи с тем, что выживание особей необходимо для выживания вида, возникает необходимость наряду с инстинктами формирования индивидуально изменчивых форм поведения.

Зачатки индивидуально-изменчивых форм поведения есть уже у низших позвоночных. Чем выше ступень эволюции, тем всё большее место занимают формы индивидуально-изменчивого поведения. Но для этого нужно более совершенное строение нервной системы. Такое поведение обеспечивает д-ть головного мозга. Строение мозга лягушки простое, поведение почти всегда инстинктивное. У более организованных животных усложняется мозг, а следовательно усложняется поведение. Т.е. нервная система более высокого порядка. Это новая кора головного мозга. Масса новой коры начинает занимать всё большее место по отношению ко всей массе тела. В регуляции основных форм поведения животных играют мозговые полушария. И естественно индивидуально-изменчивое поведение сложнее инстинктивного. Поведение позвоночных характеризуется ориентировочно-приспособительной деятельностью. Её особенности: 1.ориентировка и поиск решения не отделимы от движения, 2. характер выработанных новых форм поведения зависит от натуральных форм, которые свойственны животному в данной среде.

3. Интеллектуальное поведение

Это высшая ступень эволюции. Возникает на уровне приматов, но отличается от интеллекта человека.

Для этого типа поведения характерна ориентировка в условиях задачи (когда у животного преднамеренно формируется навык нового поведения, животное сначала ориентируется, а уже потом совершает действие), возрастающая сложность восприятия и высокая прочность памяти. Наивысшее развитие интеллектуальное поведение получает у человекообразных обезьян. В развитии психики можно выделить следующие этапы: 1. элементарная сенсорная психика (способность отражения отдельных свойств), 2.перцептивная психика(развитие совершенных органов восприятия, что приводит к возможности чувственного познания соотношений вещей в виде предметных ситуаций. Развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде. 3.Человеческое сознание. История развития психики животных подчиняется законам психической эволюции, а развитие психики человека – общественно-исторического развития.

Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

Основные этапы психического отражения Основные этапы развития поведения животных
3. Отражение межпредметных связей Интеллектуальное поведение – сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи.
2. Предметное восприятие – перцептивная психика Навыки – формы поведения приобретаемые в индивидуальном опыте животных.
1. Элементарная чувствительность Инстинкты – врождённые формы реагирования на определённые условия среды.

 

3. Различия психики животных и человека

Развитие жизни приводит к возникновению у животных таких органов, функцией которых является отражение окружающей среды, но характер этой функции для животных разного уровня различен. Это зависит от характера взаимодействия животного с окружающей средой. Изменяется окружающая среда => изменяется строение и деятельность животных. И вместе с этим возникает такая необходимость преобразования органов ф-й, которая приводит к новым формам психического отражения.

Психика – св-во высокоорганизованной материи (мозга), которое заключается в отражении объективного и субъективного мира. Главная ф-я психики заключается в отражении.

Разница между психикой и поведением животных и сознанием и деятельностью человека.

1. Деятельность животного непосредственно биологическая т.е. отражение тех св-в предмета, которые важны для удовлетворение биологических потребностей. Для животного любой предмет не отделим от инстинктивных потребностей.

2. отношение животных к себеподобными выражено точно так же как их отношение к другим внешним объектам. Отношение к другим животным строится как инстинктивное отношение. (разделение труда у пчёл – инстинкт)

3. Животные общаются с помощью звуков, что бы воздействовать друг на друга. В основе общения животных лежит инстинкт животное реагирует на звук сородича лишь потому что данный сигнал имеет для него биологический смысл. Звуки, которые издают животные не имеют предметного содержания.

Высшим этапом развития психики является сознание.

Структура психики человека

1. Психические процессы. Динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Он имеет начало и конец. Конец предыдущего психического процесса всегда связан с началом следующего. Поэтому психическая деятельность непрерывна. Они вызываются внешними воздействиями и раздражениями внутренней среды организма. Они подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение) и эмоционально-волевые (чувства, воля). Они обеспечивают регуляцию поведения и деятельности человека.

2. Психические состояния – относительно устойчивой уровень в данное время, проявляющийся в повышенной или пониженной активности. Оно обязательно оказывает влияние на деятельность человека. Само психическое состояние возникает под влиянием различных факторов (характер и успешность работы, физиологические факторы, словесные воздействия, фактор времени). Наиболее изученные состояния: сосредоточенность и рассеянность внимания, эмоциональные состояния., настроение (восторженность, грусть, печаль, гнев, раздражение, страдание), творческое вдохновение.

3. Психические св-ва – устойчивые образования, которые обеспечивают определённый уровень качеств д-ти и поведения личности. Высшие устойчивые регуляторы психической д-ти человека. Св-ва: направленность личности(система интересов, идеалов, убеждений, определяющая избирательность, направленность характеризует позицию личности), темперамент - система природных св-в человека. Подвижность, уравновешенность поведения, тонус активности, Он характеризует динамическую сторону в поведении человека), характер (система отношений и способов поведения) способности ( система интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющая творческие возможности личности). Психическое св-во формируется постепенно в условиях окружающей средв и закрепляется в практике.

 



2015-11-11 457 Обсуждений (0)
Тема 2: Развитие психики в филогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2: Развитие психики в филогенезе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (457)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)