Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Сущность и структура сознания. Генезис сознания




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(продолжительность – 30 минут)

 

Определения понятия «сознание»

Сознание – четвертая и высшая из известных нам форм отражения.

Существует несколько подходов к определению сознания. Приведем наиболее распространенные формулировки понятия «сознания».

Сознание – способность идеального воспроизведения действительности.

Сознание – субъективный образ объективного мира.

Сознание – целеполагающая, целенаправленная деятельность по познанию и преобразованию мира.

Понимание сознания в философии и в психологии не совпадает. В философии сознание трактуется более широко, через оппозицию к материи. А в психологии – более узко, здесь антиподом сознания выступает не материя, а бессознательное. Поэтому в философии сознание -- высшая форма отражения, связанная с мозгом и социальной организацией жизнедеятельности людей, состоящая в способности к идеальному воспроизведению действительности. В психологии же сознание -- способность осознавать себя и окружающий мир, отдавать отчет в своих действиях. Но и здесь и там подчеркивается активный, деятельностный характер сознания.



Как отмечают В.А. Лекторский, В.П. Зинченко, Е.М. Велихов, «философия подходит к изучению сознания прежде всего с точки зрения его онтологического статуса, его места в структуре бытия – как природного, так и социального. Она выделяет основные типы отношения сознания к миру: познание, практика, ценностное отношение…. Психология изучает сознание как совокупность эмоциональных и интеллектуальных свойств и особенностей человека. Её интересуют конкретные функции и состояния сознания, его структура» (Вопросы философии, № 11, 1988).

В психологии сознание рассматривается как единство трех феноменов:

1) чувства собственного существования;

2) чувства присутствия в данном месте и в настоящий момент;

3) идентификации себя в мире (различения себя и мира).

Одновременное наличие этих феноменов говорит о том, что человек находится в сознании.

Психологическое понимание сознания близко к философской трактовке категории «самосознания». Действительно, самосознание – это способность осознавать себя, свои чувства и мысли, отдавать отчет в своих действиях.

Другим понятием, характеризующим сознанием, его синонимом является рефлексия – размышление о чем-либо, поэтому сознание – это также рефлексивная (мыслительная) деятельность.

Сознание тесно связано с социальной природой человека, с его биологической организацией, в частности, с головным мозгом как главным органом сознания, а также с языком. Применительно к последнему говорят, что сознание реализуется, прежде всего, посредством языка. Вопрос о том, возможно ли сознание без языка до сих пор является дискуссионным. Благодаря языку сознание объективируется, выражает себя, открывает себя миру, прежде всего, другим людям. В ходе общения люди могут обмениваться содержаниями своих сознаний, а главным средством общения выступает именно язык.

В целом, важнейшими свойствами сознания являются бытийность, активность, интенциональность, рефлексивность, вербальность. В бытийном плане сознание выступает особой сферой бытия – субъективной реальностью, в рефлексивном – как способность обращаться к самому себе, делать себя и весь мир объектом анализа и исследования. Интенциональность – предметность сознания, его направленность на тот или иной предмет. Вербальность – неразрывная связь сознания и языка.

 

Структура сознания

В отечественной традиции в структуре сознания традиционно выделяют несколько уровней: когнитивный (знания, образы), чувственно-эмоциональный, мотивационно-волевой, ценностно-смысловой.

Когнитивныйуровень включает в себя не только знания, но также основные познавательные способности: память, внимание и мышление.

Внимание– это сосредоточенность субъекта на объекте. Память – способность к воспроизведению и хранению информации. Мышление – способность оперировать образами и идеальными конструкциями (понятиями).

Различают такие виды памяти и внимания, как произвольное (намеренное) и непроизвольное (ненамеренное). Отечественный психолог Л.С. Выготский открыл, что есть природная, естественная, механическая память и культурная, первая присуща и животным, а вторая -- только человеку. Например, когда мы зазубриваем иностранный текст, то мы пользуемся первой, механической памятью, которая невелика по объему и непрочна, если же мы запоминаем текст «вдумчиво», разбивая его на смысловые отрезки, используя ассоциации, то тогда мы применяем уже культурную память. Последняя используется в самых разных ситуациях, например, когда нам надо запомнить номер телефона, то лучше всего цифры ассоциативно связать с какими-то датами из личной жизни или из истории страны и мира. Когда мне надо было запомнить телефон невесты: 53-88-41, то я его выучил сразу и навсегда, связав первую дату со смертью Сталина, вторую -- с годом проведения 19-й партконференции, а третью – с началом Великой Отечественной войны.

Чувственно-эмоциональныйуровень представлен соответственно чувствами и эмоциями. Эмоции – более широкое понятие, тогда как чувства можно трактовать как устойчивые, длительные эмоции, т.е. как разновидность эмоций. Эмоции и чувства суть выразители отношения человека к миру и самому себе: к другим людям, к природным и социальным явлениям, собственным мыслям и поступкам. Поскольку оценка всегда бывает бивалентнтой – либо со знаком «плюс», либо со знаком «минус», то эмоции делятся на позитивные, желанные, приятные и негативные, нежелательные, неприятные. Самая известная позитивная эмоция – радость, кроме нее к позитивным эмоциям можно отнести чувство удовольствия, восхищения, восторга, эйфории. Негативных эмоций больше – это и гнев, и печаль, и тоска, и страх, и тревога. Закрепляясь в нашей душе, эмоции перерастают в устойчивые и длительные чувства. Например, симпатия к девушке при благоприятных обстоятельствах (если девушка живет рядом, благоприятно относится к молодому человеку, имеет с ним общие интересы и пр.) может перерасти во влюбленность, а последняя может перерасти в любовь. Наконец, в ряду эмоций выделяют еще и аффекты – это мощные эмоции, подчиняющие себе индивида, неконтролируемые им (панический страх, ужас, гнев, эмоциональный шок).

Мотивационно-волевая сфера включает в себя мотивы (от лат. movere – толкать, приводить в движение) как побудители человеческой активности, а также волюкак способность управлять собственным поведением, побуждать себя к активности, преодолевать препятствия. Воля – это способность человека сознательно контролировать свои действия, формулировать цели деятельности и мобилизовать внутренние резервы. Воля наиболее близка к нашему Я. Итальянский психолог 20-го века Роберто Ассаджиоли определяет наше Я – как центр воли и чистого самосознания. Действительно, именно наше Я принимает решение, что делать, а чего не делать, например, пораньше встать и подготовиться к семинару или же подольше поспать и прийти на занятия плохо подготовленным.

Ценностно-смысловая сферанадстраивается над мотивационно-волевой, по сути дополняет её, и включает в себя цели нашей деятельности (высшие мотивы) и ценностные ориентации личности. Цели – это то, к чему человек стремится, в совокупности они составляют образ желаемого будущего, что человек хотел бы иметь, чего достичь, в чем реализоваться. Ценностные ориентации или просто ценности – это то, что человеку небезразлично, что он ценит, чем дорожит. К ценностям можно отнести и Деньги, и Свободу, и Здоровье, и Любовь, и Истину, и Карьеру, и Семью, ну, и многое другое. Хотя высших, смысложизненных ценностей немного, не больше 20-30.

Но кроме высших, смысложизненных ценностей, есть и те, что можно назвать ситуативными, второстепенными. Например, наличие в вагоне электрички мягких сидений или в столовой – салфеток вряд ли так уж важно для большинства людей, но, тем не менее, и не совсем безразлично – все же приятнее ехать на мягком сиденье, чем на жестком, эстетичнее и гигиеничнее пользоваться салфетками, чем рукавом собственной рубашки.

Кроме отмеченных четырех уровней сознания, некоторые исследователи выделяют еще и пятый. Так, .А. Лекторский, В.П. Зинченко, Е.М. Велихов выделяют биодинамическую ткань сознания,состоящую из умений и навыков, то есть практических способностей, закрепленных как в сознании, так и в подсознании. Умения сущностно не отличаются от навыков, навык – это умение, ставшее привычным, доведенное до высокой степени совершенства. Например, плавать умеет большинство взрослых, но далеко не все из них умеют плавать хорошо, т.е. обладают навыками хорошего пловца.

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (971)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7