Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы землепользования



2015-11-11 578 Обсуждений (0)
Формы землепользования 0.00 из 5.00 0 оценок




Самой распространенной формой землевладения среди крымских болгар было общее. При нем каждый член общества имел определенный земельный пай, который не мог быть уменьшен или изменен. Его можно было продать, завещать, подарить, сдать в аренду.

Всякое хозяйственное распоряжение общей землей, т.е. обращение пашни в пастбище, ограничение прав отдельных совладельцев на пользование общим выгоном, разрешение или запрещение выпаса скота на общем выгоне, сдача в аренду мельницы или общего сада осуществлялись только по согласию большинства совладельцев.

При обсуждении хозяйственных вопросов все совладельцы пользовались равными правами, хотя как собственники они не всегда были равны. Для принятия решения требовалось простое, а не квалифицированное большинство.

Общая пахотная земля нарезалась каждому совладельцу пропорционально его доле в земле во временное пользование, причем не в одном месте, а полосками в нескольких частях поля. Расположение полосок отдельных домохозяев определялось по жребию - кому где выпадает.

Обычно выделенными земельными участками пользовались 3-4 года - в зависимости от того, сколько лет пахали и засевали одно и то же поле.

Распределение сенокосов между отдельными домохозяевами также осуществлялось на основе пропорциональности путем отвода каждому совладельцу полосок. Для соблюдения справедливости раздел покосов производился ежегодно и только перед сенокосом.

Пользование лесными участками в болгарских поселениях также осуществлялось на основе пропорциональности ежегодно.

Уровень жизни

Уровень жизни в болгарских колониях не был одинаков. В этом отношении в положительную сторону выделялись жители Кишлава и Старого Крыма.

Имущественное положение крестьян различных национальностей в крымском селе было неодинаковым. Объяснялось это тем, что уровень их хозяйствования был неодинаков. Наибольших успехов добивались хозяйства немецких, эстонских и чешских колонистов.

За ними шли болгары, которые добивались тоже больших хозяйственных успехов, чем татары, украинцы и русские. Болгары отличались трудолюбием, бережливостью и расчетливостью Зажиточные болгары применяли наемный труд, в том числе своих односельчан, все больше втягивались в рыночные отношения.

Рабочих из крымских болгар на промышленных предприятиях Симферополя, Керчи, Феодосии, Евпатории, Ялты, Севастополя почти не было Болгары внесли свой вклад в развитие сельскохозяйственного производства на полуострове.

Занятия колонистов

Благоприятные условия, в которые русскими властями были поставлены переселявшиеся в Крым болгары, положительно отразились на их хозяйственной жизни.

Урожайность зерновых и огородных культур в болгарских хозяйствах была выше, чем в хозяйствах местных жителей. Основной отраслью было хлебопашество. Развитие хлебопашества на первых порах испытывало значительные трудности из-за непривычных климатических условий, низкой плодородности земель, недостаточной обеспеченности сельскохозяйственным инвентарем, рабочим скотом, недостаточности земельного надела.

Разведение лошадей, крупного рогатого скота, грубошерстное овцеводство тоже были постоянным занятием болгар на крымской земле. Высокая оплата труда, связанная с недостатком рабочих рук, побуждала все большую часть болгар к разведению рогатого скота и овец. Дело в том, что уход за скотом требовал меньше трудовых усилий, чем занятие хлебопашеством.

Особенностью развития скотоводства в хозяйствах болгарских колонистов было преобладание овцеводства над коневодством и разведением крупного рогатого скота.

В развитии овцеводства в количественном отношении болгарские хозяйства уступали татарским. Однако болгары превосходили местных жителей в качественном отношении - они практиковали тонкорунное овцеводство, которое пользовалось покровительством правительства и приносило немалые доходы.

Среди болгар получили распространение занятие шелководством и табаководством.

Были достигнуты болгарами успехи и в развитии виноградарства. Особенно славилось вино, производимое в колонии Балта-Чокрак.

Крымские болгары в советский период истории

Болгары стремились не участвовать в событиях гражданской войны на полуострове в 1917-1920 гг., считая их сугубо русским делом. Немалое число болгар умерло во время голода 1921-1922 годов. Новую экономическую политику они встретили с одобрением. Во время нее их хозяйства окрепли.

В конце 1929 - начале 1930 г. среди болгар, как и других национальных групп крымской деревни, была произведена принудительная коллективизация и раскулачивание. Оно приняло более значительный характер, чем раскулачивание среди татар, украинцев, русских, евреев и пр.

Болгары, как и другие жители многонациональной крымской деревни, против своей воли были загнаны в колхозы, в том числе и в одно- национальные по своему составу. Это вызвало сильное недовольство среди болгарского населения.

С помощью террора оно было загнано внутрь и получило свое выражение только в годы второй мировой войны, когда власти, проводившие раскулачивание, временно исчезли. Это проявилось в том, что значительная часть болгар без особой горести провожала русские войска, временно покидавшие Крым. Это им припомнили в 1944 г., когда были восстановлены те партийные и государственные органы, которые ранее создавали насильственно колхозы, проводили раскулачивание и выселение раскулаченных на европейский север и на Урал.

В 1944 г. болгары, наряду с некоторыми другими национальными группами, по распоряжению из Москвы были депортированы из Крыма. Вместо выселенных полуостров стал заселяться выходцами с Украины и России.

Лишь в последнее время историческая справедливость была восстановлена, и болгары, как и другие депортированные народы, получили возможность вернуться в Крым.

 

Греки

Историческая справка

Эллада - так называли древние греки свою родину, располагавшуюся на территории современной Греции, а себя они гордо именовали эллинами. И было им чем гордиться: страна высокой культуры, талантливых поэтов и драматургов, архитекторов и скульпторов, спортсменов и мореплавателей оставила глубочайший след в развитии всей Европы.

Но так как в Древней Греции земля передавалась по наследству целиком только одному сыну, то многие свободные граждане этой рабовладельческой республики оказывались нищими и вынуждены были искать новые средства к существованию. Их выручало море, которое не только кормило рыбой и посылало добычу в виде чужеземных кораблей, но иногда направляло их быстроходные ладьи к чужим берегам, где вчерашние пираты и мореходы становились добропорядочными виноградарями и гончарами.

... И когда древние эллины были уже недалеко от берегов Тавриды, вдруг начался сильный шторм, и мореплаватели в большинстве своем погибли. А те, что чудом спаслись и вернулись в Элладу, с восторгом рассказывали внукам и правнукам о далекой прекрасной земле, где горы покрыты прохладными лесами, а их вершины плоски и удобны для выпаса скота, где в горных речках полно воды и рыбы, где морские берега изрезаны уютными бухточками, но к ним не добраться, ибо грозен Понт Эвксинский - Негостеприимное море - и не пускает на свои берега чужеземцев.

Но пройдут века, и опять эллины поплывут к берегам Тавриды через Средиземное море, где финикийцы не дадут им высадиться на захваченных ими землях. Затем через Геллеспонт, со страхом, держась поближе к берегам, вплывут они в Понт Эвксинский. И распахнет им навстречу объятия прекрасная маленькая страна.

И всем сердцем полюбят ее греки и будут считать своей второй матерью. Построят они здесь свои города-полисы: Пантикапей, Феодосию, Керкинитиду, Херсонес и Тиритаку.

 

Греки в Крыму

Греческая колонизация полуострова началась еще в VI в. до н.э. с созданием Боспорского государства и Херсонесской республики. Основу же этнической общности современных греков Крыма составил Греческий батальон, принимавший участие в Крымской войне, а затем оставленный Потемкиным для охраны крымского побережья от Севастополя до Феодосии. Эти греки были поселены в Балаклаве и близлежащих деревнях и вошли в этнографическую историю Крыма как "балаклавские греки", или "арнауты".

В годы первой мировой войны, спасаясь от резни и геноцида, развязанного фанатиками-мусульманами в Турции, греки, столетиями проживавшие в городе Трапезунде и Карской губернии, бежали на Кавказ, откуда 12-13 тыс. человек перебрались в Крым. По социальному составу это были крестьяне, ремесленники и купцы. Многие греки были неграмотны.

Основными занятиями греков было огородничество, бахчеводство, табаководство, виноградарство. Занимались они рыбным промыслом, торговлей.

Греки, как и все жители Крыма, пострадали от голода и эпидемий в 1921- 1922 гг. В 1926 г. их было около 21 тыс. (3,5% населения полуострова). Жили греки во всех городах (преимущественно в Ялте, Севастополе, Керчи, Старом Крыму, Симферополе), а также в 398 селах и деревнях. Сельские жители составляли около половины всего греческого населения Крыма. Жили они компактно или малыми группами в полном согласии с представителями многих других этносов, населявших Крым.

По всему Крыму были созданы сельсоветы по национальному признаку. В 1930 г. на полуострове было 8 греческих сельсоветов. Уже в начале 30-х годов греческого населения, как и других народов Крыма, коснулись репрессии, стали ущемляться их права. Многие греки были осуждены и погибли в сталинских лагерях.

Депортация 1944 года коснулась и греческого населения Крыма. Около 14 тыс. греков были выселены из Крыма, несмотря на то, что среди них были партизаны, подпольщики, фронтовики.

В 1956 г. с греков было снято позорное клеймо "предателей", гражданские права частично восстановлены. Многие из сосланных вернулись и проживают сейчас в Крыму.

Балаклавские греки

Балаклавские греки,10к Одним из древнейших народов Крыма являются греки, сумевшие удержаться при всех переворотах.

Формирование и развитие этого этноса в Крыму продолжается на протяжении около 2,5 тысячелетий. Греки селились на полуострове в разные временные периоды.

В конце XVIII века греческое население полуострова пополнили новые поселенцы. Это были жители островов Архипелага, принявшие участие в Русско-турецкой войне 1766-1774 гг. на стороне России.

После заключения Кучук-Кайнарджийского мира Россия приобрела в Крыму крепости Керчь и Еникале. В них были поселены греки, которых стали называть неправильно - "албанцы". За ними закрепилось и другое название - "арнауты". Из этих греков был сформирован пехотный полк, позднее переведенный в Балаклаву. Теперь он стал называться Балаклавским батальоном, а сами греки - балаклавскими. Князь Потемкин поручил им охрану береговой полосы - от Севастополя до Феодосии. В 1797 г. император Павел I указом повелел вооружить их по греческому обряду и обмундировать цветом красным и зеленым "по их обычаю". Солдаты батальона были одеты в красные рубахи, зеленые куртки, украшенные шитьем золоченой нитью, на головах красовались красные островерхие шапки, каждый из них был вооружен шашкой и ружьем. Поселились они в Балаклаве и деревнях Кадыкой, Камаре, Карани, Лака, Керменчике, Аутке, Алсу.

В свободное от службы время балаклавские греки занимались мирными занятиями: сельским хозяйством, торговлей, рыболовством, а с 1859 года, после упразднения батальона, они становятся для них главными. Балаклавские греки разбрелись по всем городам Крыма, где они открывали лавки, гостиницы, кофейни. Другая их часть занималась хлебопашеством, табаководством, виноградарством, виноделием, огородничеством. Степь за Балаклавой была распахана плугом, здесь простирались поля, на которых колосились пшеница, просо, кукуруза. Таких полей больше нигде не было на Южном берегу Крыма. Продолжая традиции античных и византийских греков, "арнауты" выращивали виноград и изготавливали из него вино. Каждый грек имел хотя бы крошечный виноградник в горах. После сбора винограда его давили ногами в специальных чанах. Это делалось в горах под открытым небом, вино помещали в бочки, где оно стояло не менее месяца, после чего разливали в бутылки. Такое вино сами греки называли "бешеным", т.к. оно делало их буйными, заставляло танцевать, плакать, смеяться, рассказывать небылицы.

Но главными занятиями балаклавских греков были рыболовство и торговля рыбой. Рыбаки прекрасно ориентировались в море, им помогали в этом Полярная звезда, колокольня монастыря Св. Георгия, Форосский маяк. У каждого имелись и свои ориентиры; ими могли быть крупные прибрежные камни, одинокие деревья на горах, звезды. Поговоркой старых опытных рыбаков стало выражение: "Я сплю, а знаю, что она (рыба) в Керчи думает". Балаклавские греки ловили рыбу во всякое время года, но наиболее плодотворный лов начинался осенью. Тогда они облачались в огромные, до бедер, сапоги из конской кожи, непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны. Сетями, сделанными из ниток, ловили макрель (скумбрию), кефаль, хамсу, морских бычков, камбалу, барабулю.

После Рождества балаклавские греки-рыбаки снаряжали лодки на громадных белуг, которых они называли волками, потому, что лов этой рыбы напоминал охоту на хищного зверя и иногда заканчивался для рыбаков трагически. Для ловли этой рыбы при сильном холодном ветре выходили вглубь зимнего моря на 10-15 верст от берега и бросали крючья в воду. Кефаль заготавливали впрок, солили, коптили, сушили. Сушеная икра считалась лакомым блюдом, но поскольку добывалось ее немного, продавался этот деликатес по очень высоким ценам. Скумбрию солили, выдерживали в рассоле год, после чего она не уступала по вкусу голландской сельди. Маленькую рыбку барабульку, или султанку, искусно мариновали. В это время счастливыми чувствовали себя жены рыбаков, хотя нелегкий труд по переработке рыбы выпадал на их долю.

Между всеми греками Крыма укоренились восточные обычаи, суть которых заключалась в ведении женщинами замкнутого и целомудренного образа жизни. Все свое время они уделяли ведению домашнего хозяйства. Единственное место вне дома, где посторонний человек мог их увидеть, был фонтан, куда они приходили за водой и вели там длинные беседы. Путешественники, описывая балаклавских гречанок, не скупились на эпитеты. Они находили их очень красивыми, сравнивали их облик с изображением Богородицы на старинных византийских иконах. Этих женщин можно было увидеть сидящими за прялками перед дверями своих домов в теплую погоду, и тогда очарованные путешественники могли услышать приветливое КАЛИ ИМЕРА (добрый день) от милых гречанок. В конце XVII - начале XIX века одежда балаклавских гречанок была красочной и колоритной. Они одевались, как и мужчины, по своему обычаю в одежду красного и зеленого цвета: зеленое платье, кафтан, полосатые шаровары, красные остроносые туфли, белый полотенчатый головной убор. Однако уже к концу XIX века они стали носить одежду европейского покроя, чаще черного цвета. Жили "арнауты" в невысоких каменных, крытых черепицей домах. В Балаклаве эти дома были раскинуты по скату горы амфитеатром, образуя несколько кривых коротких переулков. А в деревнях, в которых проживали балаклавские греки, можно было увидеть чистенькие домики с плоскими кровлями, на подоконниках за вышитыми занавесками были видны горшки с геранью. Перед такими домиками всегда были разбиты небольшие цветники и росло несколько деревьев - черешня, абрикос, персик...

Гордеева Т.Г.

 



2015-11-11 578 Обсуждений (0)
Формы землепользования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы землепользования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)