Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восстановление колонии



2015-11-11 562 Обсуждений (0)
Восстановление колонии 0.00 из 5.00 0 оценок




После переселения в Азовскую губернию средневековая армянская колония в Крыму перестала существовать. Экономика полуострова в основных своих отраслях - торговля, ремесленное производство, земледелие - после ухода греков и армян пришла в упадок.

В феврале 1798 г. был принят манифест о заселении Крыма иностранными колонистами, дающий всем желающим право без различия звания и вероисповедания, по своему выбору обосноваться в любом месте полуострова, за исключением Севастополя как военной гавани. Манифест освобождал иностранцев от рекрутской повинности, и многие армяне в конце XVIII и начале XIX в. стали перебираться в Крым, заложив основу новой армянской колонии на полуострове.

Переселение армян в Крым продолжалось вплоть до первой мировой войны и массового геноцида армян в Турции в 1915 г.

Среди армян, перебравшихся в Крым, постепенно крепнет идея поселиться в Старом Крыму, почти лишенном жителей, заселение которого интенсивно стало проводиться в 1805-1806 гг. Строительство и заселение города особенно ускоряются после открытия старокрымской армянской городской ратуши. К августу 1807 г. в Старом Крыму армянами было построено 160 домов, а проживало в нем 1500 человек, в большинстве армяне. Число жителей в городе к середине XIX века доходило до 4000 человек.

Количество крымских армян увеличивалось за счет григориопольских армян. По высочайшему указу правительствующего сената жителям армянского города Григориополь, основанного в 1792 г. недалеко от Дубоссар и неудобного для развития торговли и промыслов, разрешалось переселиться в другие места. В 1802 году значительное число григориопольских армян перешло в Старый Крым.

В XIX-XX вв. среди крымских армян значительное число составляли выходцы из Западной Армении и различных районов Турции. В результате на полуострове образовалась довольно солидная армянская колония со значительным числом населения: к концу столетия-около 9000, а в 1913-1914 гг., по неполным данным,-14-15 тысяч человек.

Армянское население в основном размещалось в Симферополе, Феодосии, Карасубазаре, Старом Крыму, Евпатории, Ялте, а также в сельских местностях губернии.

Хозяйственная деятельность

С конца XVIII-начала XIX в. хозяйственная жизнь полуострова стала входить в нормальное русло. Это обстоятельство стимулировало развертывание деловой активности и у армянских переселенцев в торговле, ремесленном производстве, земледелии. Имея деловые связи с русским внутренним рынком, с Кавказом и торгово- ремесленными районами Востока, особенно Турции и Персии, таврические армяне во многом способствовали развертыванию торговли новообретенного края. Они выступали в роли как непосредственных торговцев, купцов, так и инициаторов и реализаторов различных торговых сделок. Их участие было заметно и в оптовой, и в розничной торговле.

Уже в первом году после присоединения Крыма к России там можно было встретить армян купцов, торговля которых охватывала довольно крупные размеры.

В конце XIX и начале XX в. с осуществлением задачи заселения полуострова параллельно оживлялась и торговля, где продолжали заметную активность проявлять армяне. В 1870-х годах более организованный характер торговля крымских армян носила в Старом Крыму и Карасубазаре. В этом деле особую роль играли старокрымская армянская городская ратуша и армяно- католический суд в Карасубазаре, уделявшие большое внимание организации торговли. Они получали от губернских властей торговые свидетельства и билеты и выдавали их желающим, взимая соответствующие пошлины. Среди армянского населения Таврической губернии значительное число составляли ремесленники. Из них выделялись красильщики, ювелиры, булочники, виноделы.

Начиная со второй половины XIX в. отдельные представители верхушки торгового сословия армян стремятся умножить свой капитал, вкладывая его в фабрично-заводское производство. Вскоре они стали владельцами небольших фабрик и заводов в Симферополе, Старом Крыму, Феодосии, Карасубазаре. Представители богатой верхушки армянских поселений принимали участие в крупных хозяйственных мероприятиях в губернии, таких как строительство железной дороги, добыча соли, торговые ярмарки. Большую инициативу проявил великий маринист И. К. Айвазовский в деле снабжения Феодосии питьевой водой. Одним из инициаторов проведения городского освещения в Симферополе был механик кампании <Электричество> инженер Н. К. Шахвердян. По его проекту в центральной части города были установлены электрические фонари. В экономической жизни крымских армян, как и в средние века, важное место занимало сельское хозяйство: виноградарство, садоводство, табаководство, полеводство.

В первые десятилетия прошлого века крымские армяне проявляли деловую инициативу в распространении шелководства на полуострове. Поэтому одной из первых задач старокрымской ратуши стало сохранение шелковичных (тутовых) деревьев.

Общественная жизнь

Общественная жизнь крымских армян особенно оживилась в конце XIX и начале XX в. В числе многих общественных организаций особенно заметна деятельность церковных попечительств, существовавших почти во всех армянских поселениях Крыма. Состоятельные армяне и церковь старались "поднять" нацию на уровень современной цивилизации, а также осуществить благотворительные мероприятия. Источником денежных и материальных средств попечительств были субсидии церкви, завещания, приношения.

Попечительства пользовались покровительством духовного и гражданского начальства. Они ежегодно отчитывались перед общим собранием, после чего утвержденный на собрании отчет с краткой выборкой представлялся епархиальному начальству, губернатору и министру внутренних дел. Для общего сведения отчеты печатались на русском и армянском языках. В числе благотворителей были семьи Айвазовских, Спендиаровых, Тумановых, Момджиевых, Топалевых и многие другие.

Поддерживая тесные связи, крымские армяне постоянно были в курсе всех важных событий, относящихся к Армении и армянскому народу. Они делили невзгоды, выпавшие на долю своих соотечественников на родине, старались облегчить их участь.

Так было и в кошмарный период геноцида армянского народа, организованного турецкими палачами в 1915 г. Крымские армяне внесли свой вклад в дело помощи спасшимся от султанского меча. Крымские армяне с большим вниманием отнеслись к беженцам, которые в годы первой мировой войны, а также в послевоенный период оказались в Крыму. Благодаря помощи местных армян основной массе беженцев удалось в эти тяжкие годы спастись от голода и смерти, обосноваться на полуострове.

Деятельность церкви

В жизни таврических армян (как впрочем и других армянских колоний) деятельность церкви в силу ряда условий приобретала некоторую специфическую особенность. Перед предводителями армянских обществ открывались широкие возможности, помимо выполнения сугубо духовных обязанностей, вмешиваться в жизнь прихожан. Поэтому ее деятельность в колониях в какой-то степени приобрела светский характер. С 1812 г. в Крыму появилась должность наместника католикоса всех армян. Армянские церкви в Крыму входили в Нахичевано-Бессарабскую армяно-григорианскую епархию.

В 1842 г. наместник католикоса в Крыму уступил свое место главному попечителю крымских армянских церквей.

Гражданские права армян

В отношении административного управления крымские армяне полностью находились в подчинении губернских властей и их местных представителей. Наряду с этим общества старокрымских армян и карасубазарских армян католиков пользовались правами внутреннего самоуправления, предоставленными грамотами 1779 и 1799 гг. Эти грамоты гарантировали им право учреждать магистраты (ратушу или суд).

Старокрымская армянская городская ратуша была основана в соответствии с грамотой Павла I, которая позволяла армянам Старого Крыма "учредить собственный армянский суд под именем магистрата, и в нем рассматривать и решать дела тяжебные и исковые на армянском языке по прежним народа сего правам и обыкновениям...". 28 июля 1808 г. она открылась - в этот же день состоялось ее первое учредительное заседание. Сохранились почти все дела старокрымской армянской городской ратуши, а также результаты почти всех выборов. Они показывают, что до половины XIX в. выбирали и избирались только армяне. Начиная с 50-х годов XIX в., в выборах стали принимать участие русские.

Члены ратуши фактически работали на общественных началах, бесплатно. Оплачивались лишь писарь, два канцелярских служащих, рассыльной и сторож. Член ратуши мог выехать из города только по постановлению других членов.

Деятельность карасубазарского армяно-католического суда началась с 1790 г. и закончилась в 1870 г. В состав суда входили городской голова и три члена-заседатели. Один из заседателей считался председателем суда. В отличие от старокрымской городской ратуши, расходы армяно-католического суда брало на себя государство.

Старокрымская армянская городская ратуша и карасубазарский армяно- католический суд являлись органами внутреннего самоуправления. Основным содержанием их деятельности было решение вопросов, связанных с благоустройством и экономическим развитием этих городов, организацией торговли и ремесленного дела, промыслов, со своевременным сбором налогов. Правомочность ратуши и суда ограничивалась лишь обществами в Старом Крыму и Карасубазаре. Она не распространялась на армянские общины в Евпатории, Феодосии, Симферополе и других местах, а также на армян- григорианцев, живших в Карасубазаре. Все они, прибывшие на полуостров в основном после 1804 г., не пользовались привилегиями указанных грамот. Эти армянские общины находились в непосредственном ведении местных властей на общих основаниях.

Общественно-культурное развитие

Культура

Культурное развитие крымских армян в XIX - начале XX века отразилось в создании школ, училища, типографии, в издании журналов, книг.

В 1816 г. в Карасубазаре по инициативе Манвела Гюмушханеци открылась первая армянская приходская школа в Крыму.

Несколькими годами позже, наряду с карасубазарской, приходские школы начали функционировать также в армянских поселениях Старого Крыма, Феодосии, Евпатории, Симферополя.

Среди армянских школ Крыма по своему значению и постановке учебно- педагогической работы особняком стояло Халибовское училище, основателем которого был Г. Айвазовский. Учебный план свидетельствовал о том, что Г. Айвазовский создал учебное заведение скорее национально-светского, чем религиозного уклона, заведение, в котором учащиеся получали бы знания, соответствовавшие гимназическому курсу. В учебную программу училища входили армянский, русский, французский, турецкий языки, закон Божий, арифметика, история, география, рисование, физика, химия, физкультура, чистописание. В училище бесплатно обучались также дети неимущих армян, составлявшие 35-40 процентов учащихся, Преподаватели в училище были в основном с высшим образованием.

При Халибовском училище по вечерам работали курсы полезных знаний, посетителям которых, взрослым мужчинам и женщинам, сообщались сведения общеобразовательного характера, начиная с арифметики и кончая историей.

При училище с 1860 г. начала работать типография - первая типография в истории крымских армян. Оснащена она была современным оборудованием и инвентарем, привезенным из-за границы.

Во второй половине XIX в. в армянской колонии Крыма зародилась и периодическая печать. В 60-70 гг. в Феодосии стали издаваться журналы "Масяц Агавни" ("Голубь Масиса") и "Дастиарак" ("Воспитатель").

Из среды крымских армян в XIX в. вышел целый ряд выдающихся деятелей культуры, творчество которых имело определенное общественно художественное значение. В плеяду известных деятелей армянской культуры навсегда вошли имена крымских армян: великого мариниста И.К.Айвазовского и его последователя Э. Махтесяна, композиторов X. Кара- Мурзы, Ал. Спендиаряна, А. Кахцацяна, знаменитого скрипача и музыковеда О. Налбандяна.

Айвазовский

Особняком в плеяде деятелей армянской культуры стоит имя великого мариниста - Ивана Константиновича Айвазовского (Оганеса Константиновича Айвазяна). Он родился 17 июля 1817 г. в Феодосии. Отец его происходил из польских армян. Из Польши он переселился сначала в Молдавию, а затем в Крым.

Начальное образование И. К. Айвазовский получил в местной армянской церковной школе, учился в симферопольской гимназии, а в 1833-1837 гг. - в Петербургской академии художеств.

Еще в период учебы в Петербурге И. Айвазовский почти ежедневно бывал среди прихожан столичной армянской церкви. Окончательно обосновавшись в Феодосии, И. Айвазовский на протяжении 50-60 лет был душой общества крымских армян, всячески старался быть полезным своему народу. За свой счет он построил церковь для армянского общества Старого Крыма, а многие армянские церкви бесплатно украсил своими полотнами. В помощь соотечественникам художник не раз организовывал выставки своих работ.

Известно о его позиции в борьбе против влияния католицизма на своих соотечественников, а также о завещании (стоимостью в 50 тыс. руб.), которое он оставил феодосийской армянской церкви Сурб-Саркис и школе при ней.

И. Айвазовский тяжело пережил резню армян 1895-1896 годов, организованную турецким султаном Абдул Гашидом. Айвазовский выразил гневный протест против варварств турок. В знак этого он бросил в море все свои турецкие ордена и заявил турецкому консулу: "Ордена, данные мне твоим кровавым хозяином, я бросил в море. Вот и их ленты, пошли ему. Если хочет, пусть и он мои картины выбросит в море, мне не жаль..."

В помощь армянам, спасшимся от резни, Айвазовский организовал в Одессе выставку. 2000 рублей, вырученные с выставки, разделив пополам, послал армянам и грекам. Спустя несколько дней для оказания помощи бедным армянам он выслал в адрес русского консула в Константинополе еще 3000 франков.

В наследии И. Айвазовского немало картин на армянские сюжеты. Это - пейзажи, полотна на исторические темы: "Долина горы Арарат", "Крещение армянского народа", "Ной спускается с Арарата", "Резня армян в Трапзоне в 1896 г.", "Занятие г. Карса в ночное время".

19 апреля 1900 г. великий маринист скончался. По последней воле художника его похоронили в ограде армянской церкви св. Саркиса в Феодосии.

Кара-Мурза

В развитии армянской национальной музыки несомненны заслуги Христофора Кара-Мурзы. Родился он в 1854 г. в Карасубазаре. Научившись играть на фортепиано, читать и писать ноты, он получал частные уроки по музыке и до 1882 г. в родном городе организовывал четырехголосные хоры, давал концерты. X. Кара-Мурза не только собирал армянские духовные и народные песни и перелагал их на ноты, но и организовывал их исполнение.

В 1892 г. он переехал в Закавказье, где обходил армянские села, города, создавал хоры, давал концерты, собирал песни, одновременно сочинял собственные произведения. За семнадцать лет, начиная с 1885 г., вплоть до своей кончины (1902 г.), X. Кара-Мурза успел в 4-х городах организовать 90 хоров (каждый из них объединял от 40 до 150 членов), дать 248 концертов, написать и обработать 320 песен, создать 6 самостоятельных произведений.

Махтесян

Талантливым последователем И. Айвазовского был Эманвел Махтесян (1857-1908). Он родился и вырос в Армянске. В кругу петербургских искусствоведов Э. Махтесян считался продолжателем традиции И. К. Айвазовского, у которого совершенствовал свое мастерство. О широком признании искусства Э. Махтесяна свидетельствует тот факт, что его работы демонстрировались на выставках передвижников и в залах Академии художеств в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе.

В 1896 г. Э. Махтесян открыл в Симферополе собственную картинную галерею, где демонстрировал свои работы.

РОПИК

Армянская интеллигенция участвовала в работе Российского общества по изучению Крыма (РОПИК). В начале деятельности общества была опубликована статья его активного участника врача И.Саркизова <Лечебное значение Крыма>. Он же был одним из авторов путеводителя <Крым>, выпущенного Московским физиотерапевтическим обществом и РОПИКом. В составе инициативной группы Евпаторийского отделения РОПИКа были врач Э. Зарифьянц, Д. Беркчиянц, членом правления и казначеем Феодосийского отделения состоял известный художник, директор картинной галереи И. К. Айвазовского Н. С. Барсамов.

Работая в галерее, искусствовед и исследователь Р. Барсамов вместе с сотрудниками постоянно пополнял ее новыми находками. Ими была собрана коллекция произведений учеников Айвазовского - Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслера, также К. Богаевского, М. Латри, М. Волошина. В 1930 г. вышла первая книга об Айвазовском, написанная Барсамовым. Благодаря самоотверженным действиям Н. Барсамова картинная галерея И. К. Айвазовского была спасена накануне фашистской оккупации Феодосии.

Спендиаров

В числе выдающихся деятелей армянской музыкальной культуры достойное место занимает великий армянский композитор Александр Афанасьевич Спендиаров (Спендиарян).

А. Спендиарян родился в 1871 г. в Каховке, куда переселился его дед в 1855 г. из Армянского Базара (г. Армянск). Но в 1877 г. семья вновь вернулась в Крым и поселилась в Симферополе.

Талант А. Спендиаряна в искусстве, особенно изобразительном и музыкальном, проявился в раннем возрасте. Изготовленные шестилетним Александром бумажные птицы и животные были до того совершенны, что Айвазовский, частый гость в доме Спендиарянов, забрал их с собой в Петербург в Академию художеств. Но Александру не суждено было стать художником. Он избрал путь композитора, учась сначала у Н. С. Кленовского. а затем у Н. А. Римского-Корсакова.

5 июня 1900 г. А. Спендиарян считал началом своей творческой жизни. В этот день впервые было исполнено его крупное симфоническое произведение "Концертные прелюдии".

В 1901 г. А. Спендиарян окончательно вернулся в Крым и жил в Ялте, а с 1915 г. - в Судаке. В эти годы он создал много произведений, в их числе "Крымские эскизы", "Три пальмы", "К Армении".

Как и вся его семья, А. Спендиарян был неразрывно связан с армянской действительностью. Он был председателем Армянского благотворительного общества в Ялте.

Дом Спендиаряна в Ялте был широко известен как культурный центр, в нем гостили композитор А. Глазунов, писатели М. Горький и С. Найденов, художники В. Суренянц, Г. Мясоедов, композиторы А. Аренский и Ц. Кюи, здесь пел Федор Шаляпин.

В 1915-1916 гг., влекомый глубоким чувством патриотизма, А. Спендиарян задумывается над созданием армянской оперы. В поисках темы он останавливается на поэме Ов. Туманяна "Взятие крепости Тмук" и пишет свою знаменитую оперу "Алмаст".

В начале 20-х годов Спендиаров развернул в Крыму широкую педагогическую деятельность. Он открыл музыкальную школу, руководил самодеятельными хорами и оркестрами, сделал музыкальную обработку многих русских, украинских и татарских песен. Не случайно крымские татары считают его и своим национальным композитором.

В 1924 г. А. Спендиарян переехал в Ереван, где целиком посвятил себя делу создания и развития национальной музыкальной культуры. Его приезд имел огромное значение для развития музыкальной жизни Армении.

7 мая 1928 г. его жизнь оборвалась. Народ свято хранит память о нем: его имя носит Государственный академический театр оперы и балета в Ереване.

Суренянц

1921 год был последним годом жизни живописца, архитектора, графика, театрального художника Вардгеса Яковлевича Суренянца. В. Суренянцу не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник. Он похоронен у подножия этого храма, одного из самых значительных архитектурных памятников Крыма начала века.

Недавно вновь переиздана в иллюстрациях Суренянца поэма А. С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан".

 

Праздники

Навасард (Новый год)

 

Обычай праздновать первый день года - 1 января - возник в Армении еще до Рождества Христова. Первый месяц древнеармянского календаря назывался Навасард (нав - новый, сарда - год). По григорианскому же календарю Навасард совпадает с августом.

Об этом любимом в народе празднике существует множество легенд. Одна из них гласит, что праотец Айк победил Бела именно в Навасард, и именно с этого дня следует отсчитывать начало истории армянского народа. Существовало поверие: как встретишь новый год, таким будет и весь год. И, естествено, этот праздник отмечался очень торжественно. Столы украшались первыми плодами, пышные празднества сопровождались народными песнями и плясками. После принятия христианства праздник нового года был перенесен с месяца Навасард на идущее следом за 10 ноября воскресенье, на время окончания трудового цикла земледельцев. Навасард стал символом собранного в садах и полях урожая.

Впоследствии ноябрьский Навасард уступил место Аманору (ам - год, нор - новый), вернувшему праздник встречи Нового года к 1 января. Прежний языческий смысл бога Аманора был уже прочно забыт, осталось только наименование праздника, известного также под названиями Таремут и Тарин глух.

В этот день глава семьи дарил всем своим домочадцам подарки. Дети подвешивали свои чулочки в ожидании, что ночью они наполнятся подарками, разными сладостями. Позже подарками стали украшать праздничное дерево. Девушки гадали на счастье: клали яйцо в сосуд с золой и красками, и если наутро на скорлупе краски окажется больше, чем золы, то считалось, что это к счастью. Принято было наряжать скотину (в основном крупный рогатый скот) и утром выводить ее во двор. Если она переступала порог хлева правой ногой, - жди доброго года. Глава семьи поднимал первый бокал, благословлял стол, поздравляя семью с Новым годом, и предлагал всем отведать меда, чтобы в новом году было много сладких дней, и чтобы говорить и слушать только сладкие слова. Пекли ритуальный "Тари хац" (хлеб года). В него обязательно клали талисман: фасолину, пуговицу или монетку. Делили хлеб по числу членов семьи. Удачный год ожидал того, кому попадался заветный кусок с талисманом. Соседи ходили друг к другу с поздравлениями и, входя в дом, разбрасывали ядра орехов. В праздник Нового года в церкви после литургии давали благословение и желали счастливого года.

 



2015-11-11 562 Обсуждений (0)
Восстановление колонии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восстановление колонии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (562)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)