В каких случаях инвестор отвергнет ваше бизнес-предложение?
Далее будут перечислены основные причины, по которым бизнес-ангел может отвергнуть проект: · бизнес-идея выглядит недостаточно убедительной; · бизнес-идея или продукт не поддается пониманию даже профессионалов в силу сложности описания; · основатель проекта демонстрирует явный недостаток предпринимательских способностей; · финансовый прогноз опирается на заведомо нереальные предположения; · предложенные финансовые показатели выглядят намеренно завышенными; · отсутствует обоснованный прогноз возможности роста доли на рынке; · между бизнес-ангелом и претендентом на инвестиции не возникла взаимная симпатия; · проект не имеет «запаса прочности» и может развалиться при малейших неблагоприятных обстоятельствах; · непонятен маршрут «выхода» инвестора из проекта.
В резюме и бизнес-предложении следует избегать следующих фраз, которые свидетельствуют о непонимании принципов венчурного и бизнес-ангельского инвестирования, да и общих законов бизнеса. «Это блестящая возможность инвестирования…». Вместо голословного утверждения лучше доказать это фактами. «Конкурентов у данного продукта не может быть в принципе…» Данная фраза заставляет инвесторов усомниться в перспективности рынка. Быть может, рынок настолько неперспективен, что никто не хочет на нем работать? Если продукт действительно уникален, нужно очень точно указать, где проходят границы этой уникальности и насколько сложно конкурентам будет создать аналогичный по функциям и цене продукт. «Продукт продает сам себя…» Если это так, лучше явно привести бизнес-модель (например, сетевой маркетинг, франчайзинг).
Приведенные высказывания действуют на инвестора отталкивающе, и, встретив их, он может просто не захотеть дальше читать описание вашего проекта.
Глава 18. Возможные вопросы инвестора в ходе отбора проекта
При подготовке информации о проекте большую роль могут сыграть вопросы, ответы на которые соискатель инвестиций должен продумать, готовя бизнес-предложение. Эти же вопросы могут быть заданы бизнес-ангелом. В [10, 14] приводится достаточно полный список подобных вопросов для компаний различных этапов развития. В данной книге приведены лишь те, что отвечают «посевной» стадии, когда компания еще не создана или недавно сформирована.
Общие сведения о проекте · В чем состоит ваша бизнес-идея? · Кратко изложите суть вашего бизнес-предложения. · В двух словах изложите коммерческую выгоду вашей идеи и цели. · Чего вы хотите от тех, кому это бизнес-предложение адресовано?
Команда · Какова предыстория проекта? · Откуда вышли вы и другие члены вашей команды? · Есть ли у вас и других членов вашей команды опыт и достижения в научной, предпринимательской, финансовой деятельности? Насколько он успешен? · Способны ли члены вашей команды и вы лично добиваться поставленных целей? · Что движет каждым из членов вашей команды? · Опишите каждого члена команды с помощью пяти деловых и четырех личных черт характера. · Каково желаемое распределение обязанностей вашей команды?
Продукт · Какую пользу принесет ваш продукт или услуга? · Какие конкретные проблемы потребителя решит ваш продукт или услуга? · Какие технические характеристики подтверждают уникальность нового продукта? · Насколько высоко качество продукта? · Какова экономика продукта: цена, себестоимость, норма прибыли?
Отрасль · Какое место займет продукция вашей компании в общей структуре отрасли? · Каковы совокупный объем продаж всей отрасли и его рост в последние годы? · Имеются ли у вас маркетинговые исследования по отрасли? Если да, предоставьте их. · Какие изменения во всей отрасли будут в наибольшей степени благоприятны / неблагоприятны для проекта? · Почему вы считаете, что у вашего бизнеса высокий потенциал роста? · Почему, на ваш взгляд, бизнес имеет шанс на успех?
Продвижение на рынок · Кто ваш будущий типичный покупатель? · Планируется ли создание собственной торговой марки? · Какой спрос характерен для вашего продукта — массовый или индивидуальный? · Кто ваши потенциальные клиенты, есть ли предварительные заказы или предпосылки на их получение? · Кто может стать вашими самыми крупными клиентами? · Если вы планируете занять определенную долю рынка, каким образом сумеете это осуществить? · Что является наиболее существенным в вашем маркетинговом плане? · Какова возможная политика ценовой дифференциации? · Как будет меняться маркетинговая стратегия по мере насыщения рынка? · Есть ли в вашей команде люди, имевшие опыт продаж аналогичных продуктов? · Представьте рекламные проспекты и брошюры о проекте (если таковые имеются).
Конкуренция · В чем уникальность вашего бизнес-проекта и продукции? · Каковы ваши преимущества в особенностях товаров, их цене, доле на рынке, рекламных возможностях, НИКОР, силе менеджмента? Есть ли другие стратегические преимущества? · Есть ли специфические требования, которым удовлетворяет только ваш продукт? · Поддерживать монопольные позиции на рынке бесконечно невозможно. Сколько у нас времени? · Существуют ли аналоги вашей продукции? · Кто ваши конкуренты? Назовите главные из них. · Ожидаете ли вы появления новых конкурентов? · В чем преимущество ваших конкурентов перед вами? · В чем ваше преимущество перед конкурентами? · Если у вас есть описание продукции ваших конкурентов, предоставьте его. · В чем конкретно будет проявляться конкуренция — в ценовой политике, обслуживании, качественных характеристиках продукции? · Как в целом может отразиться конкуренция на вашей компании? · Каков ваш предполагаемый уровень цен по сравнению с ценами конкурентов? · Как может повлиять на ваш бизнес и вашу продукцию появление новых технологических решений? · Почему вы считаете, что сумеете выиграть конкуренцию с уже существующими компаниями?
«Выход» · Когда и по какой цене я (инвестор) смогу «выйти» из создаваемой компании? · Кто купит у меня (инвестора) эти активы? · Какие действия необходимо предпринять для обеспечения «выхода» на хороших условиях? · Что я (инвестор) буду делать и на какие позиции отойду, если все пойдет плохо?
· Производство · Какими производственными мощностями вы располагаете сейчас? · Кто будет выступать в качестве поставщиков? Существуют ли договоренности уже сейчас? · Возможны ли затруднения с приобретением материалов и комплектующих? · Вы планируете арендовать оборудование или являетесь его собственником? · Каковы условия аренды оборудования? · Находится ли часть вашего оборудования / производственных площадей в собственности государственного учреждения? Если да, то на каких условиях вы их используете? · Потребуется ли закупка нового оборудования? · Где будет размещено производство? Возникнет ли необходимость переезда на новые площади при расширении производства? · Сколько может потребоваться на инвестиции в оборотные средства в ближайшие годы? · Знаете ли вы о современных управленческих технологиях: контроль качества, проектный менеджмент, методы управления затратами? Что планируете использовать?
Персонал · Какой штат планируется нанять на начальном этапе деятельности предприятия? · Какова будет структура персонала: сколько штатных сотрудников, совместителей, управленцев, вспомогательного персонала, основных производственных рабочих? · Какие формы контрактов будут использоваться: трудовые соглашения, временные договоры найма, работа по совместительству, какие-либо другие формы? · Существует ли описание каждой должности в компании? Если да, предоставьте его. · Каков будет уровень предполагаемых зарплат для каждой должности? · Преобладают ли среди сотрудников квалифицированные специалисты? · Сколько людей потребуется в ближайшем будущем? · Где будут набираться новые сотрудники?
Интеллектуальная собственность · Запатентовано ли ваше технологическое решение? Ожидается ли получение патентов? · Где зарегистрирована ваша интеллектуальная собственность? Какова стратегия в области международного патентования? · Есть ли ноу-хау? Как они оформлены и защищены? · Принимали ли участие компания или ее ключевые сотрудники в крупных исследовательских проектах с государственным финансированием или финансированием со стороны крупных корпораций? · Была ли часть интеллектуальной собственности создана в государственном учреждении / за государственный счет? · Кто владеет интеллектуальной собственностью в вашем проекте? · Если владелец не вы, имеются ли лицензионные соглашения между вами и владельцем ИС? · У кого еще, кроме вас, имеются лицензии? · Кому уже были переданы лицензии на вашу ИС? На каких условиях? · Имеются ли статьи / доклады на конференциях, существенно раскрывающие суть вашей технологии? · Зависит ли ваша ИС от ИС посторонних лиц? Если да, то на каких условиях осуществляется взаимодействие? · Ведутся ли НИОКР в настоящее время? Их цель? · Как повлияют результаты НИОКР на продажи? · Сколько средств ежегодно планируется расходовать на НИОКР в рамках проекта?
Финансы и операционные расходы · Предоставьте существующий план финансовых показателей на ближайшие пять лет. Насколько он точен? При наличии каких условий эти показатели можно будет выполнить? · Опишите модель доходов компании. · Какова будет доходность инвестиций в вашу компанию? Обоснуйте. · Как вы предлагаете распределять прибыль, когда она появится? · Какие финансовые отчеты будут предоставляться генеральному директору и топ-менеджерам компании? Кто будет нести за них ответственность? · Как будет осуществляться бухгалтерский и налоговый учет? · Насколько квалифицированы ваши бухгалтеры? · Как будет осуществляться финансовый контроль? Какие суммы, на каких основаниях и кем могут расходоваться из фондов компании? Какие процедуры, нацеленные на строгое соблюдение лимитов по расходам, будут применяться в компании? · Возможно ли образование отрицательных денежных потоков, более крупных, чем просчитано в бизнес-предложении? · Что будете делать при «углублении» отрицательного денежного потока? · Какие административные органы и нормативные акты регулируют вашу отрасль? Каковы их специфические трeбования / предпочтения? Удовлетворяете ли вы им? · Имеете ли вы план действий на случай экстремальных изменений макроэкономической ситуации: ускорения инфляции, обесценения валюты, резкого роста / падения цен на основные экономические ресурсы?
Структура акционеров компании · В какой форме вы хотите зарегистрировать бизнес: ЗАО, ООО, договор простого товарищества? Предпочитаете ли вы зарегистрировать бизнес за границей или в России? · Кто будет являться акционером / соучредителем вашего проекта, каковы ваши взаимоотношения? · Совпадают ли ваши собственные устремления с целями других акционеров? · Каковы условия других инвесторов, которые уже дали согласие вложить средства в компанию?
Инвестирование · Почему вы обращаетесь за инвестициями именно в настоящий момент? · Какие собственные средства внесли вы и ваши соучредители? Какова ваша доля участия в капитале компании? · Планируется ли в компании опционный план для сотрудников? · Как будет определяться зарплата топ-менеджмента? · Намерены ли вы и ваша команда продавать свои акции на «выходе» вместе с инвестором? · Чем намерены заняться после «выхода», в случае если продадите компанию?
Вывод: три главных принципа отбора проекта
В качестве резюме к настоящей главе приводятся основные принципы, которыми руководствуется бизнес-ангел при отборе проектов. Предприниматель, предлагающий свой проект бизнес-ангелу, должен принять их во внимание в первую очередь. · Бизнес-ангелу должны быть предложены не только идея, но и программа ее воплощения, состоящая из четких и реальных шагов. · Бизнес-ангел должен четко представлять свой «выход» из проекта. · Бизнес-ангельские инвестиции — инвестиции в команду. 1. Как уже указывалось ранее, долю, которую предприниматель передает инвестору, нужно указывать, только если инвестор этого требует. Указывать ли объем инвестиций, если это явно не требуется, — предприниматель должен решить в зависимости от обстоятельств и своего желания. 2. Авторы не придерживаются данного мнения. Лучшей позицией является работа лишь с теми бизнес-ангелами, которым можно доверять и которые захотят поддержать проект в трудный момент. 3. Роль презентации также не стоит преуменьшать, поскольку именно на ней основано «первое впечатление» от предлагаемого проекта.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (564)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |