Тема: Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций
Цель: отметить как формируется характер Васютки, рассказать, как открыл Васютка новое озеро, подготовка к домашнему сочинению.
Ход урока. 1 Читаем отрывок, рассказывающий о возвращении Васютки и его встрече с Енисеем. (От слов: «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер.» до слов: «- … Ну-ка, ну-ка, рассказывай, что ты там за озеро отыска?) 2 Беседа. - Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? ( Он нашёл его, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своём несчастье. Он думал, как помочь бригаде.) - Как начинается и заканчивается рассказ? ( Взглядом автора на карту. В начале автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа: «На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это озеро сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ. Такое построение придаёт рассказу завершённость. 3 Подготовка к домашнему сочинению. Тема сочинения: «Становление характера Васютки» План. 1 Васютка – главный герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». 2 Становление характера Васютки. А) Забота Васютки о рыбаках. Б) Поведение Васютки в лесу: смелость, решимость, смекалка, мужество, тепрение. В) Знание законов тайги. Внимание к природе. 3 Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика? 4 Разгадай кроссворд.
1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка ... (Афанасий). 5 Д/з. написать сочинение.
Тема: Только доблесть бессмертно живёт… Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» Выразительное чтение наизусть. Цель:изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне. Задачи: познакомить со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения, умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.
Ход урока. 1 -Сегодня мы познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов, которые были военными корреспондентами: Константина Михайловича Симонова и Александра Трифоновича Твардовского. Посмотрим, какое участие принимали дети в этой страшной войне,. 2 Анализ стихотворений, беседа. Стихотворение К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…».
Слово учителя. Константин Симонов. Многие его стихи солдаты Слайд 4,5 во время войны носили с собой, перечитывали на привалах.
Чтение стихотворения учителем Беседа. -Какой момент войны ( наступление или отступление) описан в стихотворении? Звучит музыка на -Прочитайте стихотворение про себя, военную тему (из песен) подумайте, на какую картину обращает внимание рассказчик особенно? («Седой мальчишка») -Откуда везли мальчика? (Из Бреста) -Почему же мальчик седой? -Что такое лафет? Слайд 11
Учитель показывает лафет. -Перечитаем первую строфу вслух. Как понимаете строки: «…за десять лет… ему зачтутся эти десять дней…»? -К кому обращается автор в пятой строфе? (К тому, кто не был на войне, к потомкам). -Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю? 3 А. Твардовский. «Рассказ танкиста». Слово учителя. -Александр Твардовский тоже был военным Слайды 12-13 корреспондентом, участвовал в боях. Он рассказывает о другом мальчике.
Чтение стихотворения учителем. Слайды 14-16 Беседа. Звучит приглушённая -О каком событии идёт речь в стихотворении? музыка.
-Какой момент войны изображён? ( Наступление). Из каких строк это видно? -Прочитайте стихотворение про себя выразительно, подумайте, какая фраза встречается дважды? Почему? (« Всё нынче, как спросонку…») -Прочитаем диалог между танкистом и мальчиком по ролям. -Какие разговорные слова и выражения встречаются в стихотворении? («Гвоздит», «чёрт его поймёт») Почему? -Кому и когда танкист мог бы рассказывать об отважном мальчике? -Могло ли это быть так, как на картине Ю. Непринцева Репродукция «Отдых после боя»? в учебнике. -Опишите картину. Что делают бойцы? Где происходит действие?
Сопоставительный анализ стихотворений -Сравните героев этих двух стихотворений. Какие чувства вызывает первый? А второй? -Почему у героев нет имён? Слайды 17-18 -Авторы хотели подчеркнуть ещё и то, что таких мальчиков и девочек было очень много. Дети были и настоящими бойцами. Знаете ли вы каких-нибудь героев? (Пионеры-герои: Зина Портнова, Марат Казей и многие другие.
-После войны были созданы Книги Памяти. Для чего? Слайды 19-21 (Не забывать имена героев)
-Давайте прочитаем слова на доске (эпиграф) -Какой же ценой завоёвано счастье? (Горе, слёзы детей, смерть)
Заключительное слово учителя. Слайд 22 Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней Хранят об этой муке И дети нынешних детей, И наших внуков внуки.
5. Домашнее задание. Выразительное чтение одного стихотворения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1936)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |