Роль всего этого в учении о восстановлении ВПФ (как мне показалось) отражается в принципах восстановительного обучения (№ 22)
Психофизиологические принципы опираются на учение о ФС и системной и динамической локализации ВПФ. Психологические и психопедагогические – на учение о ВПФ Выготского и его последователей: используют мысли о социальной природе ВПФ, об опосредованности, о совместной деятельности, необходимой для их развития и т.д.
Эти теории – основополагающие в разработке методов, а значит их влияние отражается в требованиях к методам (№24) 1. Адекватность механизму нарушения ® Лурия (СДЛ ВПФ) 2. Обходность методов (в обход с опорой на сохранные функции) ® ФС (опора на сохранные звенья, взаимозаменяемость звеньев) 3. Опосредованные методы (воздействие через другие психические процессы) ® Выготский иСо, ФС. 4. Методы должны быть системными ® No comments, об этом все говорили. Психология речи - виды речи, структура, психофизиологические основы. Для понимания афазии важны следующие аспекты рассмотрения речи: А) место и роль речи в психической сфере: 2 роли речи: 1. речь как собственно психический процесс 2. речь как процесс, организующий и связывающий все другие психические процессы. Цветкова перечисляет: 1. опосредование и связывание всех психических процессов 2. средство и форма познавательной деятельности 3. средство и способ вербального общения людей 4. осуществление тесной взаимосвязи с другими психическими процессами, такими как восприятие, память, мышление, а также с личностью и эмоционально-волевой сферой человека.
Б) связь речи с психическими процессами Речь – одна из самых сложных ВПФ, она характеризуется подвижностью, многозначностью и связью со всеми другими ВПФ. Это главный фактор опосредования (т.е.. речь опосредует все сложные виды деят-ти)
В) Функции речи: - коммуникативная функция (соответственно, речь общественно обусловлена, активна, намеренна, интенциональна) – проявляется в двух видах – сообщение, воздействие на себя и на других. - функция регулирования своего собственного поведения, организации и связывания других психических процессов. - функция обобщения. - Познавательная функция - Номинативная функция речи и еще: 1. Эмоционально-выразительная функция (речь всегда выражает большее, чем она означает). 2. Диакритическая функция (уточнение) 3. Функция маркирования 4. Фатическая функция (установление контакта)
Г) материальную сторону речи Материальная сторона речи (и в частности – слова) – звук, моторная и графическая составляющие. Что касается слова: Слово с одной стороны обозначает предмет, выделяя в нем существенные признаки, с другой - анализирует предмет, вводит его в систему связей, в категорию предметов на основе обобщения его содержания. Значение – то, что открывается в предмете или явлении объективно – в системе объективных связей, отношений, взаимодействий. Значение закреплено в языке. Значение нельзя оторвать от звукового состава слова. Значение слова – обобщенное и устойчивое предметное содержание. Звуки – материальные носители значения слова. Смысл – индивидуальное значение слова в конкретном контексте. Смысл слова – индивидуальное значение слова в контексте Смысл связан со всем словом в целом, а не с конкретными частями. Слово характеризуют: § Устойчивая моторная сторона § Устойчивое звучание § Устойчивое графическое изображение Слово – единство звука и значения. Фонема - минимальная смыслоразличительная единица. Звукоразличительные единицы в русском языке: 1. Глухость – звонкость 2. Твердость – мягкость 3. Ударность- безударность
Д) психофизиологическую и мозговую основы речи Речь обеспечивается совместной работой ряда мозговых зон коры, преимущественно левого полушария – заднее-лобных, нижнее-теменных, переднее-затылочных (ТПО). Психофизиологической основой речи является ФС, включающая ряд совместно работающих анализаторных систем, прежде всего слуховой и речедвигательной.
Е) психологическую основу порождения высказывания Выготский: «то, что в мыслях содержится симультанно, в речи развертывается сукцессивно». Переход от мысли к речи сложный и многоступенчатый. Структура порождения высказывания: ü Мотив (объективируется в замысле) ü Замысел (формируется с помощью внутренней речи) + формируется психологическая программа высказывания. ü Устная речь (в которой психологическая программа реализуется на основе грамматических и синтаксических правил данного языка) ü Сенсомоторный уровень речи (кинестетические и кинетические программы речи, обеспечивает переход от внутренней речи ко внешней)
Ж) виды и формы речи 1. Устная речь: экспрессивная (сам говорю) и импрессивная (понимаю то, что говорят) Экспрессивная речь: § Автоматизированная (стихи, песни, фразеологизмы) § Рядовая (1 2 3 4 5... январь-февраль-март-апрель...) § Спонтанная (монологическая, диалогическая и групповая) 2. Письменная речь (письмо и чтение) 3. Внутренняя речь
Мозговые основы речи: передняя и задняя речевые зоны. Два вида (способа) организации речи. Передняя речевая зона: формы афазии, возникающие при ее поражении,
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (690)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |