В основе этих моторных нарушений лежат разные механизмы, соответственно должны различаться и методы восстановления.
Афферентная моторная
Эфферентная моторная
Восстановление нарушенной речевой артикуляции
Преодоление патологической инертности
Задняя речевая зона
Страдает парадигматика
Передняя речевая зона
Нарушена синтагматика
Нарушение тонких артикуляторных движений, проявляющееся в невозможности найти нужные положения губ и языка при произнесении слов.
Клиника: дефекты схемы артикулемы – моторной единицы речи, что приводит к дефектам произнесения отдельных звуков, слов и предложений.
Литеральные парафазии. Автоматизированные формы речи остаются более сохранными. Нарушается понимание и импрессивная речь.
Клиника: Персеверации. Произнесение отдельных звуков сохранно, сложности в серийном произнесении звуков.
Спонтанная речь изобилует штампами, стереотипами, продуктивность речи сильно снижена. Речевые эмболы, эхолалии. Больше нарушается произвольная, нежели непроизвольная речь. Вторично нарушается коммуникативная функция речи и эмотивная. Нарушения чтения, письма, нарушение предметных действий (апраксия).
Направление работы: смысл текста ® отдельные звуки
Направление работы: отдельные звуки ® текст
Стадия 1: растормаживание речи
Приемы:
- интонации
- эмоциональные методы
- метод чтения
- классификация предметов
- рисование
- четвертый лишний
- игры
- проговаривание рядовой и автоматизированной речи
- стихи, диалог, песни
- беседа
- цифровой метод
Стадия 2: восстановление умения произносить отдельные слова
Приемы:
- смысло-слуховой метод (слово®предметный образ®артикуляторный образ®произнесение)
- классификация
- рисование
- игра в предметное лото и пр.
Стадия 2: восстановление активного произнесения отдельных слов.
Приемы:
- последовательной активизации речевой деятельности (чтение стихов с разной громкостью)
- прием семантических связей слов: по семантической общности (категории), по оппозиции (антонимы), по морфологическому признаку (однокоренные)
Стадия 3: восстановление активного словаря
Приемы:
- смысло-слуховой метод
- беседа
- разные контексты
- рисование
Стадия 3: восстановление предикативной структуры фразы.
Приемы:
- заканчивание фразы
- вербализация собственных действий
- введение слова в различные связи
- классификации флексий
Стадия 4: восстановление звуко-артикуляторного анализа слов, работа над аграмматизмами
Приемы:
- ритмическое выделение элементов слова путем отстукивания его слоговой структуры с напевным проговариванием
- метод повторения фраз
- метод составления фраз по заданным словам
- метод диалога
Стадия 4: восстановление связной фразовой речи.
Приемы:
- составление рассказов по сюжетной картинке
- предложения по серии картинок
- разбор предложений по частям речи
- ролевые игры (проговаривание по ролям)
Стадия 5: восстановление умения артикулировать звуки
Приемы:
- работа с зеркалом
выделение отдельных звуков из упроченных уже слов
письмо и чтение как средство восстановления речи
Сравнительный анализ динамической и эфферентной моторной афазии
Различия
Динамическая
Эфферентная моторная
Механизм
Дефекты внутренней речи, ее предикативности, нарушение речевой активности
Патологическая инертность раз возникших стереотипов
Дефект
Нарушение активной продуктивной речи, нарушение монологической и развернутой диалогической речи
Нарушение переключения с одной серии артикуляторных движений на другую
Клиника
Персеверации, намечается снижение речевой активности (трудности включения в речь), нарушаются произвольные формы речи, требующие активности, планирования и создания схемы фразы, ее реализации и т.д. Сохранная репродуктивная (повторение) функция речи. Нарушение предикативности речи (из-за сложности перевода внутренней речи во внешнюю- нарушение глагола). Относительная сохранность письменной речи.
1. мотив высказывания
2. объективация мотива в замысле
3. реализация замысла во внутренней речи
4. реализация программы во внешней речи
При динамической афазии нарушается третье звено.
Персеверации. Произнесение отдельных звуков сохранно, сложности в серийном произнесении звуков.
Спонтанная речь изобилует штампами, стереотипами, продуктивность речи сильно снижена. Речевые эмболы, эхолалии. Нарушение кинетического фактора ведет к дефектам реализации моторной программы высказывания, вследствие чего нарушаются все формы и виды устной речи. Больше нарушается произвольная, нежели непроизвольная речь. Вторично нарушается коммуникативная функция речи и эмотивная. Нарушения чтения, письма, нарушение предметных действий (апраксия).
Задачи восста-новления
Преодоление дефектов внутренней речи
Восстановление способности актуализировать слова –глаголы
Восстановления способности программирования и структурирования высказывания.
Общее растормаживание речи
Преодоление персеверации, эхолалий
Восстановление общей психической активности больного и его вербальной активности
Сходства
Обе афазии возникают при поражениях передней речевой зоны. При поражениях передней речевой зоны в большей степени страдает синтагматика (понимание структуры). Синтагматические структуры играют важную роль в передаче и понимании смысла высказывания. Страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание, в то время как использование парадигматических кодов языка остается сохранным. Дефект реализации моторной программы, нарушение активности и динамики протекания речи, ее предикативности.
Соответственно методы восстановления речи при этих афазиях будут сходны, но неодинаковы, поскольку механизм возникновения и центральный дефект отличаются.
Методы:
Динамическая
Эфферентная моторная
Растормаживание речи
Растормаживание речи: борьба с персеверациями, эхолалиями, инертностью; восстановление произвольности.
восстановление предикативности речи, актуализация глаголов
e. Метод многозначности слова
f. Метод дополнения фразы
g. Метод «фишек»
h. Метод ритмической структуры фразы
восстановление предикативности речи с помощью работы над актуализацией глаголов.
a. заканчивание фразы
b. вербализация собственных действий
c. метод многозначности слова
борьба с аграмматизмами
борьба с аграмматизмами
Восстановление самостоятельной речи
1. метод дополнения фразы до целого (опора на усвоенные в прошлом опыте речевые контексты, используются картинки, затем картинки убираются и больному предлагают заканчивать предложения, которые имеют однозначный контекст)
2. метод вынесения схемы фразы вовне (метод вынесения линейной схемы предложения, метод фишек) – важно: интериоризация!
3. метод серии сюжетных картинок с пропущенным звеном
Восстановление связной фразовой речи
1. Рассказ по сюжетным картинкам (закрепление прошлых умений)
2. Составление предложений по серии сюжетных картинок
3. Разбор предложений по частям речи
4. Прием письма и чтения
5. Прием диалога
6. Прием ролевых игр
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...