Формы организации восстановительного обучения
ü Распорядок дня включает индивидуальное занятие, групповое занятие, свободное время для общения с родными, педагогом и другими больными, организованный отдых. ü Объем рабочего материала. Работа более эффективна при использовании малого объема материала, который строго отобран по параметрам частотности, сложности, эмоциональной насыщенности, знакомости и близости больному и пр. Ограничение объема материала сужает поле и направляет поиск, позволяет сделать внимание более устойчивым. ü Роль «картинки» в восстановительном обучении – разного рода иллюстративный материал. Это объект и предмет действия больного. ü Трудотерапия. Организация выполнения общего задания. В процессе достижения общего результата просто необходимо общаться, что больные и начинают делать. ü Удовлетворение эмоциональных потребностей: устройство выставок, совместный просмотр фильмов, хоровое пение и пр. Социо-психологический аспект реабилитации больных с афазией. Групповые занятия. Задачи. Методы. При афазии наблюдаются изменения в личности больного, они являются реакцией на резкое изменение личностного и социального статуса, связанного с изменением позиции больного в семье, в рабочем коллективе; на нарушения взаимоотношений с окружающими. Нарушение коммуникативных возможностей приводит к возникновению у больного отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, страха речи. Классическая форма занятий – индивидуальный урок – не может полноценно решить ряд задач нейропсихологической реабилитации: преодоление страха речи, восстановление вербальных и невербальных форм коммуникации, эмоциональной стороны поведения и пр. Достигнутые на индивидуальных занятиях результаты не переносятся в сферу общения за пределы урока. Эффективной формой восстановления личного и социального статуса больных являются групповые занятия. Они обеспечивают восстановление речи через реализацию разных видов деятельности – деятельность общения, трудовой и учебной деятельности. Цель: восстановление речи, личностного и социального статуса больного, преодоление психологического барьера в общении с окружающими, преодоление дефектов психологического контакта. Научные основы: представления в психологии о принципиальной роли речи в формировании и развитии психических процессов и в организации их протекания, о взаимосвязи речи с внеречевой деятельностью человека (Выготский, Леонтьев); положение о речи как о продукте социальной среды и ее развитии путем межличностного общения (Выготский, Леонтьев); представления о социальности личности как основной ее характеристике, о формировании и проявлении личности в коллективе (Леонтьев). Что дает группа: 1. обеспечивает нужную речевую среду: максимально приближена к нормальной, не упрощена, способствует реализации менее произвольных, более сохранных, эмоциональных и выразительных форм и функций речи. 2. активизирует механизмы подражания, поддержки, взаимопомощи, соревнования, сотрудничества и пр., которые повышают эффективность восстановительного обучения, способствуют социальной реадаптации больных, их реабилитации как личности. Методы Делятся на две группы, в основе деления – степень активности методов, намеренности и произвольности их воздействия на речь больных, а также разные задачи, которые решаются этими методами. 1 группа: направленное воздействие на речь, на ее активность, намеренность – беседа, «драматизация» (ролевые игры), кинометодика, речевые игры. 2 группа: непрямое, опосредованное воздействие на речь. Включает еще 2 группы методов: 1) методы, воздействующие на речь через другие познавательные процессы (восприятие, зрительно-предметные образы, мышлене и пр.) – рисование, классификация, узнавание сенсибилизированных предметных изображений (пиктограммы); 2) методы, воздействующие на восстановление коммуникативной функции речи через трудотерапию и музыку – трудотерапия, терапия занятости, метод организации отдых и проведения праздников. Требования к методам 1. Учет сохранности у больных социального опыта и потребности в восстановлении личностного и социального статуса 2. подход к афазии как к причине дезинтеграции всей психической сферы больного ® методы системного воздействия 3. восстановление прежде всего способностей общей коммуникации больных 4. методы обеспечивают проявление поддержки, взаимопомощи, соревнования, сотрудничества и пр., что способствует повышению мотивации к коммуникации 5. методы должны способствовать созданию благоприятного фона на занятиях и преодолению отрицательных личностных установок больных (неуверенность в себе, страх речи и пр.) 6. методы должны быть направлены не только на восстановление речи, но и на восстановление др. психических процессов, а также на общую, личностную и социальную реабилитацию больных. Более подробное описание методов. Беседа Решает комплекс задач: - реабилитационных (организация и сплочение группы, создание положительного эмоционального фона, снижение или преодоление страха речи) - специальных речевых (растормаживание речи, обучение слушанию и пониманию вербального и ситуационного контекста, условия для активизации непроизвольного вербального поведения, закрепление вербального материала) Виды беседы: ü фронтальная (педагог с группой, общая тема) ü фронтально-локальная (педагог и стихийные подгруппы, разные аспекты общей темы) ü локальная (искусственные подгруппы, разные темы, педагог контролирует) По форме: подготовленная (метод введения в контекст, больные заранее продумывают тему) и неподготовленная. Драматизация (ролевая игра) Решает задачи: - развитие речевой активности - оживление упроченных в прошлом опыте вербальных связей - растормаживание автоматизированных речевых комплексов - восстановление способности вступать в речевой контакт в контексте ситуации - восстановление коммуникативных умений (задать вопрос, ответить на вопрос, вступить в беседу) Суть: разыгрывание ситуаций «у врача», «в магазине» и пр. Кинометодика Совместный просмотр и обсуждение диафильма. Просмотр ооочень медленный, покадровый: рассматривают кадр, слушают текст, читают текст, отвечают на вопросы по кадру. Затем – просмотр фильма целиком. После этого – общее обсуждение, коллективный пересказ. Решает задачи: - активизирует групповую речь - использование опоры на зрительно представленную сюжетную линию и ее вербальную интерпретацию - реализация группового сотрудничества Речевые игры Задача – восстановление экспрессивной и импрессивной речи на непроизвольном уровне. Речевое лото – подбираем карточки предметы или действия к большой сюжетной картине. Речевое домино – на карточках предметы, это субъекты и объекты деятельности, больному для осуществления хода надо подобрать предикат.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (928)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |