Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы организации восстановительного обучения



2015-11-12 928 Обсуждений (0)
Формы организации восстановительного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




ü Распорядок дня включает индивидуальное занятие, групповое занятие, свободное время для общения с родными, педагогом и другими больными, организованный отдых.

ü Объем рабочего материала. Работа более эффективна при использовании малого объема материала, который строго отобран по параметрам частотности, сложности, эмоциональной насыщенности, знакомости и близости больному и пр. Ограничение объема материала сужает поле и направляет поиск, позволяет сделать внимание более устойчивым.

ü Роль «картинки» в восстановительном обучении – разного рода иллюстративный материал. Это объект и предмет действия больного.

ü Трудотерапия. Организация выполнения общего задания. В процессе достижения общего результата просто необходимо общаться, что больные и начинают делать.

ü Удовлетворение эмоциональных потребностей: устройство выставок, совместный просмотр фильмов, хоровое пение и пр.

Социо-психологический аспект реабилитации больных с афазией.

Групповые занятия. Задачи. Методы.

При афазии наблюдаются изменения в личности больного, они являются реакцией на резкое изменение личностного и социального статуса, связанного с изменением позиции больного в семье, в рабочем коллективе; на нарушения взаимоотношений с окружающими. Нарушение коммуникативных возможностей приводит к возникновению у больного отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, страха речи. Классическая форма занятий – индивидуальный урок – не может полноценно решить ряд задач нейропсихологической реабилитации: преодоление страха речи, восстановление вербальных и невербальных форм коммуникации, эмоциональной стороны поведения и пр. Достигнутые на индивидуальных занятиях результаты не переносятся в сферу общения за пределы урока. Эффективной формой восстановления личного и социального статуса больных являются групповые занятия. Они обеспечивают восстановление речи через реализацию разных видов деятельности – деятельность общения, трудовой и учебной деятельности.

Цель: восстановление речи, личностного и социального статуса больного, преодоление психологического барьера в общении с окружающими, преодоление дефектов психологического контакта.

Научные основы: представления в психологии о принципиальной роли речи в формировании и развитии психических процессов и в организации их протекания, о взаимосвязи речи с внеречевой деятельностью человека (Выготский, Леонтьев); положение о речи как о продукте социальной среды и ее развитии путем межличностного общения (Выготский, Леонтьев); представления о социальности личности как основной ее характеристике, о формировании и проявлении личности в коллективе (Леонтьев).

Что дает группа:

1. обеспечивает нужную речевую среду: максимально приближена к нормальной, не упрощена, способствует реализации менее произвольных, более сохранных, эмоциональных и выразительных форм и функций речи.

2. активизирует механизмы подражания, поддержки, взаимопомощи, соревнования, сотрудничества и пр., которые повышают эффективность восстановительного обучения, способствуют социальной реадаптации больных, их реабилитации как личности.

Методы

Делятся на две группы, в основе деления – степень активности методов, намеренности и произвольности их воздействия на речь больных, а также разные задачи, которые решаются этими методами.

1 группа: направленное воздействие на речь, на ее активность, намеренность – беседа, «драматизация» (ролевые игры), кинометодика, речевые игры.

2 группа: непрямое, опосредованное воздействие на речь. Включает еще 2 группы методов: 1) методы, воздействующие на речь через другие познавательные процессы (восприятие, зрительно-предметные образы, мышлене и пр.) – рисование, классификация, узнавание сенсибилизированных предметных изображений (пиктограммы); 2) методы, воздействующие на восстановление коммуникативной функции речи через трудотерапию и музыку – трудотерапия, терапия занятости, метод организации отдых и проведения праздников.

Требования к методам

1. Учет сохранности у больных социального опыта и потребности в восстановлении личностного и социального статуса

2. подход к афазии как к причине дезинтеграции всей психической сферы больного ® методы системного воздействия

3. восстановление прежде всего способностей общей коммуникации больных

4. методы обеспечивают проявление поддержки, взаимопомощи, соревнования, сотрудничества и пр., что способствует повышению мотивации к коммуникации

5. методы должны способствовать созданию благоприятного фона на занятиях и преодолению отрицательных личностных установок больных (неуверенность в себе, страх речи и пр.)

6. методы должны быть направлены не только на восстановление речи, но и на восстановление др. психических процессов, а также на общую, личностную и социальную реабилитацию больных.

Более подробное описание методов.

Беседа

Решает комплекс задач:

- реабилитационных (организация и сплочение группы, создание положительного эмоционального фона, снижение или преодоление страха речи)

- специальных речевых (растормаживание речи, обучение слушанию и пониманию вербального и ситуационного контекста, условия для активизации непроизвольного вербального поведения, закрепление вербального материала)

Виды беседы:

ü фронтальная (педагог с группой, общая тема)

ü фронтально-локальная (педагог и стихийные подгруппы, разные аспекты общей темы)

ü локальная (искусственные подгруппы, разные темы, педагог контролирует)

По форме: подготовленная (метод введения в контекст, больные заранее продумывают тему) и неподготовленная.

Драматизация (ролевая игра)

Решает задачи:

- развитие речевой активности

- оживление упроченных в прошлом опыте вербальных связей

- растормаживание автоматизированных речевых комплексов

- восстановление способности вступать в речевой контакт в контексте ситуации

- восстановление коммуникативных умений (задать вопрос, ответить на вопрос, вступить в беседу)

Суть: разыгрывание ситуаций «у врача», «в магазине» и пр.

Кинометодика

Совместный просмотр и обсуждение диафильма. Просмотр ооочень медленный, покадровый: рассматривают кадр, слушают текст, читают текст, отвечают на вопросы по кадру. Затем – просмотр фильма целиком. После этого – общее обсуждение, коллективный пересказ.

Решает задачи:

- активизирует групповую речь

- использование опоры на зрительно представленную сюжетную линию и ее вербальную интерпретацию

- реализация группового сотрудничества

Речевые игры

Задача – восстановление экспрессивной и импрессивной речи на непроизвольном уровне.

Речевое лото – подбираем карточки предметы или действия к большой сюжетной картине.

Речевое домино – на карточках предметы, это субъекты и объекты деятельности, больному для осуществления хода надо подобрать предикат.



2015-11-12 928 Обсуждений (0)
Формы организации восстановительного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы организации восстановительного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (928)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)