Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛИТЬЕ ЗВУЧАЩЕГО МЕТАЛЛА (1)



2015-11-12 436 Обсуждений (0)
ЛИТЬЕ ЗВУЧАЩЕГО МЕТАЛЛА (1) 0.00 из 5.00 0 оценок




Звуковой спектр колокола современной тюльпанообразной формы представляет собой сложное сочетание гармонических и негармонических обертонов. Колокол, форма которого построена по общепринятому методу19, дает при ударе три наиболее интенсивных тона, не считая других обертонов. Основной топ возникает в месте удара, в районе максимальной толщины его стенки «от» (рис. 145), второй — в середине колокола, третий — в верхней части20. Считается, что благозвучный колокол должен иметь в районе нижнего диаметра основной, наиболее низкий тон, в районе верхнего диаметра — октаву и в середине — большую или малую терцию или же чистую кварту. Только в этом случае они складываются в гармонический аккорд. Такая форма колокола была найдена в XIII—XV вв.


Рис. 145. Упрощенная схема построения формы «русского» колокола [58]: DH = 12,5m; D,, = 0,5 DH; L = 10m; H = DH; L:DH =0,8; H:h = 7:6; б = 1/3m; X—зоны возможной обработки для «настройки» колокола

Приближенно можно считать, что два колокола из идентичного материала при одинаковых технологии изготовления и форме звучат в тон (через октаву), если один по диаметру вдвое меньше другого и весит в 7-8 раз меньше [57]. Меньший колокол имеет более высокий тон. Перечисленные закономерности позволили перейти к изготовлению ансамблей колоколов с определенным звукорядом. Если раньше небольшой колокол мог располагаться на фасаде церкви (аналогично сохранившейся кое-где традиции вешать их над входом в дом), то позже более крупные колокола стали размещать по нескольку штук па колокольнях или в звонницах. Колокольни представляют собой многогранную или округлую башню (нередко ярусную), внутри которой подвешены колокола; звук при этом распространяется через слуховые проемы—окна. Звонницы — это стена с проемами для подвески колоколов. Звон с колокольни распространяется по горизонтали во все стороны практически одинаково, а от звонницы — направленным фронтом.

Появляются и более многочисленные ансамбли колоколов, являющиеся, по существу, уже музыкальными инструментами: карильоны и куранты. Карильон — это серия колоколов разных размеров, в которой основной тон каждого колокола звучит какой-то одной нотой музыкального ряда. Это позволяет исполнять различные мелодии, используя специальные ударные механизмы (рис. 146). Куранты — пример такого музыкатьного инструмента, который периодически исполняет какую-то запрограммированную, как в музыкальной шкатулке, мелодию.

Наиболее древние карильоны (по-китайски — баньчжун), найденные в Китае, относятся к V—IV вв. до н. э. Самый крупный из них, состоящий из 64 колоколов, обнаружен в 1978 г. в могильнике во время строительных работ в уезде Суй провинции Хубей. Колокола были отлиты в 433 г. до н.э. в царстве Чу. Они располагались в три ряда вдоль степы гробницы и были подвешены в деревянных рамах. Меньшие находились в верхнем ряду, большие — в нижнем (порядок, обратный показанному на рис. 146, а). Общая масса комплекта 2,5 т, масса самого большого колокола 203,6 кг. Все колокола могут воспроизводить 54 разные ноты [56]. Такое количество колоколов в одном захоронении свидетельствует о большом развитии оркестрово-колокольного искусства в царстве Чу.


Рис. 146, а. Устройство карильона [59]: часть колоколов карильона в Эрфурте, Германия. 1979 г.

Рис. 146,б. Устройство карильона [59]: принципиальная схема ударного механизма

В Европе карильоны начали распространяться в XIV в. в тех приморских краях, где сегодня сходятся земли Голландии, Бельгии, северной Франции. Постепенно совершенствовалось мастерство литейщиков и механиков, искусство звонарей. Все шире становился диапазон звучания карильона — две, три октавы и более.

Принципиальная схема ударного механизма карильона показана на рис. 146, б. Проволочные тросы от языков колоколов тянутся через коленчатые рычаги к горизонтальным педалям, которые укреплены в металлической раме на двух уровнях — вблизи пола и на высоте пояса. Перед ними размещают скамью для музыканта-звонаря. По верхним педалям он ударяет руками, на нижние нажимает ногами.

Один из крупнейших карильонов в Европе находится в Варфоломеевской башне в Эрфурте (рис. 146). В нем 60 колоколов — 5 полных октав, самый большой весит около 2,5 т и имеет 1,5 м в диаметре. Общая масса карильона около 20 т. Изготовлен он, как и многие другие, в литейной мастерской г. Апольде (Германия), основанной в начале прошлого столетия.

В конце XIX в. Франц Шиллинг-старший начал изготавливать здесь карильоны. С тех пор три поколения литейных мастеров этой семьи занимаются этим сложным и интересным делом. Только в 1939 г. мастерская имела 40 заказов на карильоны, содержащие от 23 до 60 колоколов.

В Голландии есть фирма, которая более 300 лет льет колокола для курантов.

В России куранты и особенно карильоны не получили широкого распространения. Первые часы с колокольным боем на Спасской башне Московского Кремля установил в 1625 г. «аглицкой земли часовой мастер X. Галловей». Колокола для них (13 штук) отливал литейный мастер Кирилл Самойлов. Самый крупный из этих колоколов весил около 500 кг. После пожара 1626 г. тот же мастер два года восстанавливал эти часы, но они все-таки погибли в очередном крупном московском пожаре 1701 г. По указанию Петра I в 1705—1709 гг. на башне были установлены голландские часы-куранты, успешно работавшие до середины XIX в., пока не вышли из строя.

Часы, украшающие сейчас Спасскую башню, установлены в 1851 — 1852 гг. братьями Бутеноп. Общее число колоколов в них было доведено до 35 [63] — девять отбивали четверти часа, один (массой более 2 т) — часы, остальные 25 колоколов играли мотив.

До революции в полдень куранты исполняли гимн «Коль славен». В октябрьские дни 1917 г. в Спасскую башню попал снаряд, который повредил куранты. Чинил их вскоре после

революции кремлевский слесарь Н. В. Беренс. А художник-карикатурист М. М. Черемных, один из создателей «Окон РОСТА», подобрал для курантов новые мелодии: в 12 ч они исполняли «Интернационал», а в 24 ч — «Вы жертвою пали». Однако эти куранты с 1935 г. не звучат. В 40-х годах была безуспешная попытка реставрировать их и настроить на мелодию гимна Советского Союза. Сейчас реализуется проект восстановления курантов, чтобы они в 12 и 24 ч играли гимн России — «Славься» М. И. Глинки, а в 15, 18 и 21 ч — «Патриотическую песню» [74]. Первый раз Кремлевские куранты на девяти колоколах исполнили новый гимн России 14 августа 1996 г. во время введения в должность на второй срок президента России Б. Н. Ельцина. Следует заметить, что мелодия звучала недостаточно чисто, и некоторые колокола в курантах предполагается заменить.

Куранты с более богатым набором колоколов (37 штук) сделал по заказу императрицы Екатерины II голландский мастер О. Красе в 1760 г. Установили их на башне Петропавловской крепости Санкт-Петербурга в 1779 г. С середины XIX в. куранты молчат. Меньшие куранты устанавливали и в других городах России.

На территории СССР был известен лишь один карильон (в Каунасе), привезенный из Бельгии еще до второй мировой войны. В нем 35 колоколов — почти 3,5 октавы. Вначале он действовал как куранты, вызванивая песню «Мы родились литовцами». В конце 50-х годов литовский композитор В. Купрявичус переделал механизм и на карильоне стали играть произведения Бетховена, Сен-Санса, Баха, Чайковского, литовские народные песни.

Однако приведенное не означает, что в России отсутствовала колокольная музыкальная культура. Просто она развивалась в других самобытных традициях. В отличие от католической, православная церковь противилась внедрению инструментальной музыки в церковную службу, а колокола она не считала музыкальным инструментом. Поэтому в России создавали оригинальные музыкальные произведения — звоны, в которых преобладала сигнально-информационная функция колоколов, здесь существовали свои правила подбора колоколов в звоннице.

В русских колокольных звонах, аналогично певческим традициям, преобладает трехголосая структура, отсюда произошел термин «трезвон». Самые большие колокола, низко звучащие, задают темп звонам. Средние колокола («альтовые», а иногда «теноровые») исполняют основной рисунок звона. Самые маленькие колокола — «зазвонные», ведут мелодико-ритмическую фигурацию, иногда составляют как бы подголосок средним колоколам. Зазвонные колокола играют всегда мелкими длительностями, типа трели. Именно они придают всему звону радостный, живой и подвижный настрой [60].

Сохранившимся примером может служить знаменитая Ростовская звонница Успенского собора в Кремле Ростова Великого, так называемые ростовские звоны. Звонница представляет собой внушительное прямоугольное сооружение, увенчанное четырьмя башенками-луковицами с размерами: около 32 м длиной, около 10,5 м шириной и около 17 м высотой. К моменту завершения работ (1689 г.) в звоннице было размещено 13 колоколов (их отливали 35 лет). Самый крупный колокол весит 32 т (2000 пудов) и имеет звук основного тона «до» во второй октаве. Общий диапазон звучания ростовских колоколов составляет почти три октавы: 4 колокола в нижнем регистре, 4 — в среднем и 5 — в верхнем. В дальнейшем некоторые колокола переливали, сохраняя первоначальный тон, а во второй половине XIX в. было добавлено 2 малых колокола. В итоге сейчас в звоннице 15 колоколов, однако в основных звонах обычно использовали 13 колоколов. Один колокол «Ясак» служил для сигнала о времени богослужения.

Два других малых колокола имеют практически идентичные звуковые характеристики [57].

Ростовские звоны уникальны построю: мелодичны, разнообразны по ритму, красивы по звучанию, что неоднократно отмечали искусствоведы, в том числе В. В. Стасов.

Во второй половине XIX в. знаток и ценитель старинной музыки А. А. Израилев сделал нотную запись таких ростовских звонов, как «ионический», «георгиевский», «будничный» и др. Кроме того, он изготовил набор камертонов, в точности воспроизводивший звуки колоколов. Камертоны Израилева демонстрировались на Всемирных выставках в Париже (1867 г.), в Филадельфии (1876 г.). На них исполнялись все ростовские звоны. Эти редкие экспонаты были отмечены медалями. В настоящее время камертоны экспонируются в музее Ростова. Ростовские колокола звучат в кинофильмах «Петр I» (режиссер В. М. Петров, 1937-1939 гг.), «Война и мир» (режиссер С. Ф. Бондарчук, 1966-1967 гг.), «Руслан и Людмила» (режиссер А. Л. Птушко, 1973 г.). В 1966 г. фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила массовым тиражом пластинку «Ростовские звоны», которая стала экспонатом Всемирной выставки «Экспо—67» в Монреале. И главное, знаменитые звоны стали доступны широким слоям населения в нашей стране и за рубежом.

___________

19 По последним исследованиям |58|, наилучшим решением для колокольного профиля является соблюдение уравнения логарифмической спирали. За основную единицу построения пропорций размеров колокола старые мастера принимали наибольшую толщину стенки колокола в ударной части («/и») — модульный принцип. Величина «m» выбирается в зависимости от массы и тона колокола по специальным таблицам.

20 В колоколах чашеобразной формы эффект трезвучия меньше |57|.



2015-11-12 436 Обсуждений (0)
ЛИТЬЕ ЗВУЧАЩЕГО МЕТАЛЛА (1) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛИТЬЕ ЗВУЧАЩЕГО МЕТАЛЛА (1)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)