Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛИТЬЕ ЗВУЧАЩЕГО МЕТАЛЛА (3)



2015-11-12 430 Обсуждений (0)
ЛИТЬЕ ЗВУЧАЩЕГО МЕТАЛЛА (3) 0.00 из 5.00 0 оценок




После этого устанавливали новый шаблон №11 с внешними очертаниями колокола (рис. 152, б, правая половина). По этому шаблону изготавливали рубашку колокола из жирной глины, укрепляемой льняными волокнами, равную толщине стенок колокола. На рубашку наносили слой краски из сала, мыла и воска. На высушенную поверхность тела колокола накладывали рельефные части орнамента, надписи. Эти украшения готовили отдельно из воска. На готовом колоколе они получались выпуклыми.

Затем изготавливали наружный кожух формы, используя шаблон №111. Кожух делали также, послойно, с промежуточной просушкой каждого слоя. Первые слои наносили из жидко разведенной формовочной смеси, последующие — из более густой. Для улучшения газопроницаемости между отдельными слоями прокладывали льняные волокна и телячью шерсть, для повышения прочности кожуха в него закладывали железные прутья-ребра и обручи, к которым привязывались ребра (рис. 152, в).

На внешнюю поверхность законченного кожуха накладывали железные, более толстые ребра 5 (рис. 152, г): их верхние концы были загнуты в виде крючков для цепляния кожуха при его съеме, а нижние загибались под нижнюю кромку кожуха. Поверх ребер размещали обручи t, стягиваемые болтами.


Рис. 152. Схема операций формовки колокола по Бирингуччо [57]: а — выкладка цоколя стержня; б — формовка по шаблону стержня и модели колокола; в — изготовление кожуха формы; г — разрез собранной формы, ширина 6,0 м

По окончании сушки формы кожух снимали, разрезали и удаляли глиняную рубашку со стержня, подправляли рабочие поверхности кожуха и стержня, и собирали форму. Удаляли шпиндель, надевали кожух и устанавливали отдельно изготовленную часть формы, выполняющую коронку колокола, с каналами и чашей для заливки формы. Форму для ушей колокола готовили тем же способом, что описан у Теофила. И, наконец, литейную яму засыпали землей, тщательно утрамбовывая ее, чтобы форму не разорвало при заливке (рис. 153).

Этот процесс, получивший название «формовка по шаблону с вертикальной осью вращения», использовался в Европе и в России для литья колоколов массой больше 100 пудов (1,6 т). С некоторыми усовершенствованиями его применяют до сих пор для получения крупных отливок, имеющих форму тел вращения, в металлургии и машиностроении. Существенным преимуществом такого процесса является отсутствие необходимости изготавливать модели и стержневые ящики, требующие больших затрат материала и труда для особо крупных отливок.


Рис. 153. Заливка форм крупных колоколов непосредственно из отражательной плавильной печи [65]

Преимущества новой технологии литья вскоре были подтверждены успешным производством крупных отливок. Примером могут служить колокола: в Петерсберге (1206 г., масса колокола 2500 кг), во Фрайберге (1288 г., 6500 кг), в Риме, в соборе Святого Петра (XIII в., 28000 кг) и др. Увеличение массы и размеров изготавливаемых колоколов не только отвечало объективно возникающим жизненным потребностям. Во многом это определялось и амбициозностью заказчиков, когда один город стремился превзойти другой в величине храма, в силе звучания колоколов, рассматриваемых как символы значимости, могущества. Еще более резко это проявлялось в соперничестве государств.

Необходимость изготовления больших колоколов в России имела и некоторые специфические причины, отличавшие ее от государств Европы: на широких равнинных просторах с относительно низкой плотностью населения требовалось распространять важные для жизни сигналы на большие расстояния. По свидетельству очевидцев, звук таких колоколов, как ростовский «Сысой» (масса 2000 пудов), «Годуновский», или он же «Старый Успенский», в Москве (масса ~2200-2450 пудов, погиб при пожаре 1701 г.), распространялся в хорошую погоду на 15—20 км. Кроме того, большая роль в традиционном русском певческом трехголосье, послужившим примером для колокольного трехголосья, басовой партии требовала крупных колоколов с низким тоном24 .

После падения Византийской империи Россия стремилась перехватить ее значимость в христианском мире. Причем церковь выступала в союзе с государственной властью. С этой точки зрения символично, что формой грандиозный памятник, посвященный тысячелетию России, напоминает колокол (рис. 140).

Колокола как спутники религиозных обрядов, а следовательно, и технология их производства пришли в Россию из Европы: колокола — на рубеже I и II тысячелетия н.э., их производство — позже, в XII—XIII вв. Тем не менее, крупные колокола получили в России более широкое распространение, чем в европейских странах. Последнее даже повлияло на развитие техники звона в России.

В Европе, как правило, звонят, раскачивая колокол, при свободном положении языка. Вначале так звонили и в России. Однако звонить таким образом в крупный колокол чрезвычайно трудно. Например, чтобы раскачать Годуновский колокол25 Успенского собора Московского Кремля требовались 24 человека. Колокол массой 8000 пудов раскачивали от 40 до 50 человек [61]. Самый крупный качающийся колокол сейчас находится в г. Кельне в знаменитой Кельнском соборе, масса колокола 24 т (около 1500 пудов). Со второй половины XVIII в. в России стали звонить, раскачивая язык при неподвижном положении самого колокола26 . Этот прием в мировой практике почти не распространился.

Ранняя история колоколов в России прошла те же этапы, что и на Западе. Поначалу их лили монахи, но довольно скоро дело перешло к ремесленникам. Так, Федор Моторин, отец известного Ивана, имел собственную литейную мастерскую в районе Колокольного переулка (ул. Сретенка), где отливал и колокола. История сохранила многие имена творцов, авторов замечательных произведений — мастерски отлитых колоколов. Среди литейщиков, отливавших колокола в России, поначалу было немало мастеров, прибывших с Запада, о чем свидетельствуют их имена и прозвища: Н. Немчин, Б. Римлянин, Ф. Ганс, К. Ганусов, И. Фальк. Но в то же самое время выдвигались русские талантливые литейщики. Среди них, работавшие на Пушечном дворе в Москве (основан в 1478 г.): А. Чохов, А. Екимов, К. Михайлов, Н. Баранов, Г.Наумов, К. Самойлов, Е. Данилов, А. Григорьев, династии Матвеевых, Моториных и др. В списке видных русских литейщиков XIV— XVI вв., составленном по историческим документам профессором Н. Н. Рубцовым, из 63 имен 43 — имена колокольных мастеров. Это свидетельствует о том, что труд их был ценим, достоин внимания летописцев и авторов других, в том числе государственных, документов.

Особенно отличалась Россия литьем крупных, а порой и уникальных колоколов. В начале XX в. в России было 39 колоколов массой 1000 пудов и более, что составляло 3/4 от числа таких колоколов в мире. Длительное время самыми крупными в мире являлись восточные колокола (корейский и китайский), изготовленные в XV в. С 1653 г. первенство в этой области прочно перешло к России. Своими размерами поражает 267 лет находящийся в Московском Кремле гигантский колокол — «Царь-колокол», отлитый в 1735 г. (рис. 154). Созданием «Царь-колокола» завершился длительный цикл древнего русского колокольного искусства.

Первый «Царский колокол» массой 2200 пудов (36 т) был отлит при Иване Грозном в 1550 г. и погиб при пожаре во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Колокол был перелит27 (предполагают, что с участием Андрея Чохова), и при Федоре Иоанновиче (1584—1598 гг.) он уже был на колокольне.


Рис. 154. «Царь-колокол». Бронза, масса 202 т. Литейные мастера отец и сын Моторины. Кремль, Москва. Отлит в 1735 г. Поврежден в 1737 г., поднят и установлен на пьедестал в 1836 г.

В 1599—1600 гг. Андреем Чоховым был отлит официально называвшийся «Царь-колоколом» «Годуновский», или «Старый Успенский», колокол массой 2450 пудов. Он служил до середины XVII в., когда при большом пожаре в Кремле он по одной версии при падении разбился. По другой версии, колокол «Годуновский» разбился при большом пожаре в 1701 г. [62]. Этот колокол не был самым большим в мире. В 1651 г. заговорили об отливке еще более крупного колокола массой 8000 пудов (131 т). Он был отлит русскими мастерами Емельяном Даниловым, Данилой Матвеевым с сыном Емельяном при участии учеников Кирилла Самойлова, Василия Борисова и Семена Симонова [13, 63]. Колокол был готов в 1653 г. И своим звоном встречал возвращавшегося в декабре 1654 г. из польского похода царя Алексея Михайловича. «Алексеевский» колокол был одним из самых крупных в мире (рис. 155). К сожалению, он звучал лишь несколько месяцев. Его разбили при звоне неловким ударом. Перелить колокол менее чем за год взялся Александр Григорьев, и блестяще справился с задачей. Вся работа продолжалась с начала февраля до 1 декабря 1655 г. «Большой Успенский» колокол массой 9000 пудов (147 т) висел на специальных подмостках, а с 1679 г. — на колокольне так же до злополучного пожара 1701 г., когда он разбился.

В 1730 г. императрица Анна Иоанновна, пожелавшая увековечить свое царствование, подписала указ, в котором говорилось: «Мы, ревнуя изволению предков наших, указали тот колокол перелить вновь [(прим. авт.) — имеется в виду «Большой Успенский»] с пополнением, чтобы в нем в отделке было весу 10 тысяч пудов». Графу Миниху было поручено «отыскать в Париже искусного человека, дабы сделать план колокола купно со всеми размерениями». Миних обратился к королевскому золотых дел мастеру и члену Академии Наук Жерменю. Этот заказ вызвал у почтенного академика явное удивление после того, как он узнал требуемый вес колокола. Однако предложение было принято и Жермень составил необходимые проектные документы.


Рис. 155. Колокола-гиганты, отлитые в разных странах

Но отливка колокола-гиганта была произведена не по французскому проекту. Работы по проектированию и отливке были поручены «колокольных дел мастеру Ивану Федорову сыну Моторину», числившемуся на службе в Московской Канцелярии артиллерии и фортификации. Заканчивал отливку колокола после смерти отца сын — Михаил Моторин. Автором украшений на колоколе был скульптор Федор Медведев. Предварительно Моторин отлил небольшую, массой 12 пудов, модель колокола. Чертежи, смета и модель, а также две модели механизма подъема колокола были отправлены в Петербург для утверждения.

___________

24 Повысить тон звучания колокола без изменения его размеров можно путем уменьшения толщины стенки колокола, что, однако, ограничено технологическими возможностями литья. При этом мощность звука не увеличивается.

25 Отлит в 1600 г. при Борисе Годунове.

26 В курантах и карильонах звук извлекается при ударе по колоколу языком (рис. 146, 6). В Китае, Японии, Бирме используют прием удара колотушкой по внешней поверхности колокола.

27 «Перелить колокол» означало изготовить подобный прежнему по массе и размерам. Меньшие по массе и размерам при переливке практически никогда не изготавливали.



2015-11-12 430 Обсуждений (0)
ЛИТЬЕ ЗВУЧАЩЕГО МЕТАЛЛА (3) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛИТЬЕ ЗВУЧАЩЕГО МЕТАЛЛА (3)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)