Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Освобождение от зависания



2015-11-12 2502 Обсуждений (0)
Освобождение от зависания 4.67 из 5.00 3 оценки






Обзор вариантов спуска или подъема пострадавшего приведен на рис. 1 -lХ. Но более простым является случай, когда пострадавший коллега завис где-нибудь на уровне площадки, но в стороне. Тогда достаточно отклонить его маятником и принять на площадку, а уже там осуществлять дальнейшие действия по оказанию медицинской помощи и последующей

транспортировке. Это отклонение, а точнее -подтягивание к площадке, можно обеспечить с помощью дополнительной веревки-оттяжки. Чтобы доставить конец этой оттяжки к пострадавшему, нужно лазанием (с тщательной страховкой!) подойти к нему и

 



пристегнуть конец оттяжки карабином. Если это сложно или невозможно выполнить, можно
спуститьпристегнуть конец оттяжки сверху на скользящем.Если карабине по спусковой (или страховочной)
веревке (рис.2-lХа). Скользящий карабин нужно

опускать медленно, чтобы не
нанести пострадавшему

дополнительных увечий.

Более сложная задача возникнет, если пострадавшего нужно опустить или поднять.

С задачей опускания в принципе
может справиться один человек.
Для этого он должен по отдельной
веревке спуститься к пострадавше­
му, прицепить его к своему
спусковому устройству. Очень
удобен для этого большой
"Радебергер", в котором внизу
предусмотрено специальное

отверстие (среднее отверстие внизу) для подвешивания пострадавшего.

Пострадавший при отверстиетаком способе спуска располагается между коленей спасателя. При этом Пострадавший важно разместить при таком пострадавшего способе правильно по высоте: его подмышки должны быть выше колен спасателяразместить, тогда пострадавшегосвобода движений спасателя не будет скована (рис. 2-lХ б).

Одна из спасателяпроблем - ,тогдаосвобождение пострадавшего от его спусковой веревки. В одном случае Одна нужно из проблем ослабить и немного перепустить веревку через спусковое устройство пострадавшего - ослабитьон ведь висит на своем схватывающем узле - и отстегнуть его седушку от

спускового устройства.

После этогоустройства нужно ножом обрезать репшнур схватывающего узла пострадавшего и

спускаться далее уже вдвоем.

Может оказаться, что прежде чем спускаться, пострадавшего нужно слегка приподнять вверх. Например, в случае, когда пострадавший завис не на схватывающем узле на веревке, а на какой-нибудь металлоконструкции. Теперь, чтобы его отцепить, потребуется его приподнять. В некоторых случаях это удается сделать вручную, но иногда приходится специально для этого налаживать полиспаст, который пристегивается одним концом к пострадавшему, а другим - к зажиму, одетому на спусковую веревку спасателя (рис.3-Х). Не забудьте только, что отстегивать самостраховку по­страдавшего можно только после того, как вы пристегнете его к своему спусковому устройству.

Этот полиспаст желательно иметь при себе в заранее собранном виде. Отечественная фирма "Венто", например, выпускает такие полиспасты в сборе (рис.3-IX), так что практически не требуется времени для их настройки. Нужно лишь надеть зажим и два раза щелкнуть карабинами.

Если вы осуществляете спасательную акцию не в одиночку, а с помощниками, то процесс организацииодиночку , спускаа с можнопомощниками ускорить, а это при оказании помощи может оказаться очень важныморганизации. Экономия времени достигается за счет того, что вы, спускаясь, приносите еще


один конец веревки для пострадавшего. За время вашего спуска коллеги наверху организуют на этой веревке систему спуска.

Подъехав к пострадавшему, вам нужно пристегнуть его к концу спасательной веревки, скомандовать, чтобы сверху выбрали слабину, и ножом обрезать те веревки, на которых он завис. Дальнейший спуск пострадавшего осуществляется сверху. Вам нужно при этом спускаться рядом с ним, обеспечивая сопровождение.

Мы два раза упомянули о том, что бывает нужно обрезать веревки. Это говорит о том, что с собой нужно иметь нож. Это требование прямо указано в предписаниях FISAT, описывающих выполнение высотных работ с веревок.

Но, кроме того, согласно этому предписанию "На рабочем месте должен находится набор спасательных материалов:

- 2 статические веревки длиной, превышающей наибольшую высоту рабочей зоны;

- 2 ленточные петли с 2 карабинами с муфтой для присоединения веревки;

- 1 спасательная беседка (косынка) или спасательные носилки.

Чтобы иметь возможность в случае необходимости спасти самого себя и своего товарища, каждый исполнитель должен в обязательном порядке иметь при себе следующее снаряжение:

- 1 нож;

- 1 ролик;

- 1 карабин с муфтой;

- 1 репшнур, 8 мм, длиной не менее 1 м;

- 1 перевязочная косынка (НЕ укладывать в каску).

Отметим, что перевязочная косынка - это аналог индивидуального перевязочного пакета. И требование не укладывать его в каску тоже понятно - он должен быть доступен в любой, даже самой сложной ситуации, мгновенно.

И кстати, не забудьте о необходимости иметь на рабочем месте бригады аптечку с набором средств для оказания доврачебной помощи. Как минимум - автомобильную, если нет других предписаний.

В качестве спускового устройства при спуске людей сверху удобно использовать устройство "Кендлер". Оно работает в обе стороны и позволяет осуществить спуск целой группы людей, что важно при участии альпинистов в спасательных работах. Схема организации такого спуска показана на рис. 4-IX. Здесь нужно отметить, что при таких массовых спасательных работах желательно иметь и две спасательные беседки, в которые поочередно усаживаются эвакуируемые. При спуске нужно следить за скоростью спуска,


которая не должна приводить к перегреву спускового устройства и оплавлению веревки в результате этого. Но в принципе, вместо "Кендлера" можно использовать и любое мощное спусковое устройство типа восьмерки (опять напрашивается "Радебергер"), но в этом случае возрастает ответственность альпиниста, работающего наверху: он не должен выпустить веревку.

А спасателям-профессионалам известны и другие спасательно-спусковые системы. Например, слип-эвакуатор, представляющий собой блок тормоз с одетой на него петлей из основной веревки (длина петли 25 метров) и 5 комплектов индивидуальных спасательных систем, состоящих из спасательной косынки с пристегнутым к ней зажимом. На эвакуаторе одновременно могут находиться на спуске 5 человек. Обслуживает его один человек (удерживает веревку, создавая тормозное усилие).

Такой метод можно использовать и при эвакуации во время пожара. Возникает резонный вопрос относительно совместимости легкоплавкой синтетической веревки и огня. Испытания показали, что при постоянном поливании веревки водой она не успевает оплавиться. Не говоря о том, что современные веревки создаются, в том числе, и в исполнении с огнестойкой оплеткой - об этом говорилось выше.

Подъем пострадавшего осуществляется практически по той же схеме, что и спуск, с той лишь разницей, что вместо спускового устройства налаживается подъемная система (полиспаст) или устанавливается лебедка.

Однако для освобождения товарища от зависания могут понадобиться и более сложные системы.

Одна из таких систем - спуск к нему с наклонной канатной дороги (рис. 5-lХ). В качестве примера мы рассматриваем канатную дорогу, натянутую с помощью стального троса. Но такую дорогу можно налаживать и используя основную (статическую) веревку. Отметим, что на рисунке не показана страховочная веревка, которая натягивается параллельно основной, но примерно на 40 - 60 см выше.


Канатная дорога организуется с легким наклоном в сторону переправы. Диаметр стального троса дороги (1) не менее 6 мм. Натрое одевается система (3), которая позволяет с одной стороны обеспечить само движение по этой дороге, а с другой стороны -в нужном месте остановиться, зафиксировать остановку, спуститься вниз к пострадавшему, подняться вместе с ним и "ехать" дальше.

Спасатель и пострадавший (4) при такой системе подвешиваются на основной веревке(2). Она представляет собой два соединенных между собой блока. Один из них надевается на трос дороги, а через второй пропускается основная веревка. Кроме того, требуется зажим для троса (5) и зажим для веревки (6). Для перемещения по дороге на основную веревку нужно надеть "жюмар", после чего помощники начинают перетаскивать спасателя через провал. В точке, где нужно остановиться, спасатель надевает тросовый зажим и снимает веревочный. Помощники с помощью спускового устройства опускают его вниз, где он оказывает помощь и пристегивает к себе пострадавшего.

После этого помощники вытаскивают обоих наверх, к блоку, где спасатель одевает опять веревочный зажим (или пристегивается к карабину роликов) и снимает зажим с троса. Теперь спасателя и пострадавшего можно подтягивать дальше, к другому берегу.

Впрочем, все та же фирма "Кендлер" выпускает достаточно простое устройство, в котором вся описанная выше процедура сводится к простому переключению устройства из положения "Переправа" в положение "Спуск" и наоборот.

Аналогичную систему можно применять и при работе одного спасателя, без помощи ему со стороны. Для этого он должен взять с собой дополнительную веревку для организации полиспаста для спуска от канатной дороги и последующего подъема обратно.

Могут встретиться и более сложные случаи освобождения из зависания.

Например, когда к пострадавшему придется подлезть снизу. Для этого можно использовать его же спусковую веревку. Поднявшись по ней на зажимах, спасатель встегивается в спусковое устройство пострадавшего, обеспечивает с помощью схватывающего узла дополнительную самостраховку себе и ему на страховочной веревке, фиксирует спусковую веревку в спусковом устройстве (если она не зафиксирована) и обрезает репшнур схватывающего узла, на котором завис пострадавший. После этого можно начать спуск вдвоем, сняв, конечно, предварительно с веревки зажимы. Положение спасателя и пострадавшего в этом случае обратное по сравнению с рис. 2-lХ.

Мы не претендуем здесь на полное описание всех возможных способов подхода к пострадавшему и оказания ему помощи. Но в любом случае, при любом решении возникших проблем, не забывайте о необходимости обеспечить максимальную безопасность пострадавшему и себе.

Помните: идут спасательные работы, значит, один случай уже произошел! Этого достаточно.

Освободив пострадавшего от зависания и оказав ему первую доврачебную помощь (об этом будет сказано ниже), нужно доставить его на землю, к машине скорой помощи.

Как правило, это опускание его вниз, хотя могут встретиться случаи необходимости подъема. Принципы организации и подъема и спуска одинаковы - мы об этом уже говорили - разница лишь в том, что вместо спускового устройства в цепь "включается" система подъема: полиспаст или лебедка. Поэтому мы опишем здесь лишь систему спуска.

Спуск пострадавшего

В принципе, мы уже на этом останавливались выше. Но нужно, добавить, что, организуя спусковую систему, следует предусмотреть возможность быстрого налаживания так называемой аварийной системы - системы подъема (полиспаст). Эта аварийная система


может понадобиться, если вдруг при спуске возникает необходимость поднять по­страдавшего. Например, в случае, если он был опущен не в нужном направлении, или если ему требуется дополнительная помощь на промежуточной площадке. Сам спуск осуществляется в зависимости

- от тяжести травмы пострадавшего. Легкая травма - его можно спускать одного, в его
собственной беседке. Сложная травма - возможно, потребуется применение носилок и
сопровождение;

- от "рельефа", по которому осуществляется спуск (если спуск по отвесу, то можно
спускать пострадавшего и одного, если же есть вероятность зацепиться или "уехать" не
туда, куда нужно, то надо предусмотреть необходимость сопровождения).

При спуске пострадавшего самостоятельно, без сопровождающего, единственной, пожалуй, проблемой может оказаться проблема пропускания через спусковое устройство узла, если необходим спуск на глубину, большую, чем длина одной веревки (хоть мы и говорили о предписаниях FISAT, требующих наличие спасательной веревки длиной боль­ше, чем длина спуска в рабочей зоне).

В этом случае решение может быть облегчено за счет наличия аварийной системы -полиспаста (рис. 6-IX). Полиспаст нужно надеть на веревку и, разгрузив ее с его помощью, пропустить через спусковое устройство узел, а затем тем же полиспастом медленно выдать веревку до нагружения спускового устройства.

Спусковое устройство "Туба" (Петцль) за счет своих размеров позволяет пропускать узел и без дополнительной страховки, но всегда лучше перестраховаться.

Кстати, не забывайте, что при работе на металлических башнях в качестве спускового (тормозного) устройства прекрасно могут служить круглые балки конструкций. 2-3 оборота веревки обеспечат достаточное трение для выполнения спуска - узел в этом случае будет проходить без проблем.

Единственным условием здесь должно быть следующее: направление спуска должно быть перпендикулярно балке. В противном случае петли веревки собьются к одному из концов балки, а балка не всегда заканчивается закругленными кромками, есть опасность перерезания веревки.

При спуске с сопровождающим добавляются проблемы, стоящие перед сопровождающим. Эти проблемы связаны с его задачей, которая заключается в том, чтобы защитить пострадавшего от столкновений с элементами рельефа, с конструкциями и т.д.

При транспортировке пострадавшего в положении сидя может быть различное взаиморасположение пострадавшего и спасателя. В одном случае - это положение пострадавшего перед спасателем. О нем мы уже рассказывали выше. Можно только добавить, что такое расположение удобно на отвесных спусках. Оно применяется в спелеологии при отработке спасательных операций - спуски в пещеры и провалы часто представляют собой именно такого рода отвесы.

Другое положение - пострадавший на спине спасателя (рис. 7-lХ). Это положение больше известно альпинистам-горовосходителям и часто отрабатывается ими на учебных занятиях. Оно необходимо,

Рис. 6./Х


если сопровождающий при спуске должен отталкиваться от рельефа или конструкций

руками и ногами, защищая пострадавшего.

Нужно добавить несколько слов о системе подвески. Она может быть неподвижной (7а) и подвижной (7б). Первый случай достаточно прост в исполнении -он представляет собой три узла проводника, но обладает некоторыми недостатками, которые проявляются в том слу­чае, когда спасателю нужно изменить свое положение по

относительно

вертикали пострадавшего.

Когда требуется еще и такое перемещение, они оба подвешиваются независимо друг от друга в карабин на конце

спускового троса или веревок. Пострадавший подвешивается на веревке постоянной длины (около 1 м), а спасатель делает себе подвижную систему, нечто вроде полиспаста (7б), длина которого фиксируется узлом "стремя".

Пострадавшего, кроме того, нужно предохранить от сваливания со спины спасателя в сторону. Для этого применяется отдельный репшнур.

Желательное количество спусковых веревок при любых спусках определяется правилом "Каждому человеку по веревке". Наличие верхней страховки в любой ситуации желательно, а при малейшем подозрении на ненадежность системы (подозрительные точки закрепления, изношенные веревки, вероятность камнепада и проч.) - обязательно.

При сложных травмах может возникнуть необходимость спуска пострадавшего л ежа, на носилках. А для этого нужны сами носилки. Которых под рукой может и не оказаться, либо если они и окажутся, то это будут санитарные носилки, непригодные своем первозданном виде для работы на отвесах. И нужно уметь выйти из положения.

Простейшие носилки можно связать и самостоятельно из веревки. Последовательность

связывания показана на рис.8-IXa.

Сначала соро­каметровая веревка делится пополам на две маленькие бухты, затем каждой бухтой выкладывается прямоугольник -контур будущих носи­лок.

При этом на углах и посередине

завязываются узлы
проводника для


подвязывания готовых носилок к
спусковой веревке. Затем завязыва­
ется ложе носилок. Петли ложа после
того, как носилки связаны, пере­
хватываются по всей длине
отдельным пятиметровым

репшнуром - по узлу на каждой петле. Это нужно, чтоб петли не разошлись, и пострадавший не провалился сквозь носилки.

Пострадавшего - после того, как он уложен в носилки - нужно увязать и сверху. Система увязки примерно такая же, как и при связывании самого ложа носилок. Не забудьте, кстати, чего-нибудь постелить в но­силки, прежде чем положить человека. Это может быть и рабочая одежда и размаркированная веревка, расстеленная вдоль носилок. Если же под рукой есть обычные санитарные носилки, то после некоторых манипуляций

можно использовать и их. Манипуляция заключается в том, что нужно сделать распорки,

предотвращающие возможное складывание носилок (рис.8-lХб) и сделать систему увязки с

обязательным подвязыванием середины. Распорки, естественно, должны быть привязаны -

на рисунке это не показано.

Пострадавший должен быть привязан к носилкам, как и в предыдущем случае, и

пристрахован к карабину спускового троса (веревки).

После того, как он увязан, можно организовывать спуск. При спуске с сопровождающим,

последний обычно привязывается сразу к карабину носилок. Система привязывания, как и

при спуске, сидя может быть либо

фиксированной, либо регулируемой по высоте

(рис.9-lХ). Второй случай может оказаться очень

актуальным при спусках по сложному рельефу

(расчлененные скалы, сложные

металлоконструкции), когда есть опасность

заклинивания носилок и может возникнуть

необходимость подлезть под носилки, чтоб их

освободить. В любом случае лучше, если

носилки будут слишком высоко по отношению к

спасателю, чем слишком низко.

При спуске пострадавшего спасатели

наверху должны следить, чтобы скорость не

была слишком большой. Во-первых, - мы об

этом уже говорили - чтобы не перегревать

спусковое устройство. Во-вторых - и об этом мы

тоже говорили - быстрый спуск чреват

быстрыми остановками, то есть перегрузками

веревки. А в третьих, при спуске с сопрово­ждающим, быстрый спуск попросту опасен для

него и, соответственно, и для пострадавшего:

сопровождающий имеет все шансы споткнуться,

зацепиться ногой, и выдержать при этом

движущуюся массу в 200 кг (вес двух свободно


101 человек со снаряжением) - невозможно. Будьте внимательны с этим!

При спусках на большую глубину для взаимной коррекции работы следует использовать радиостанции.

Одна должна быть
наверху, на станции
спуска (место

организации спуска альпинисты называют "станцией"), вторая у сопровождающего, третья - у корректировщика, который видит всю трассу спуска и может корректировать процесс со стороны.

Рассмотрим еще один способ транспортировки, когда спасатель вынужден работать "один на один" с пострадавшим и обеспечить его и спуск, и сопровождение.

Автором техники такого спуска является швейцарец Клаус Хой. Схематически эта техника изображена на рис.10-IX, который, не требует пояснений.

При недостаточной длине веревки этот метод позволяет осуществить и пересадку. Ее можно выполнить, если есть возможность организовать самостоятельно надежные точки закрепления.

Сама пересадка осуществляется следующим образом:

- дойдя до нужного места, организовать точку закрепления с помощью основной
веревки, тросовой стропы, плоской ленты и т.п.;

- пятиметровый двойной репшнур проводником пристегнуть к карабину обвязки
пострадавшего, продеть репшнур через карабин точки закрепления и закрепить на
собственном карабине грудной обвязки с помощью "косички" или узла УИАА аналогично
тому, как это делалось в технике прохождения узла на веревке при спуске. Теперь
спасатель и пострадавший находятся на самостраховке. На ней нужно зависнуть;

- продернуть основную спусковую веревку через верхнюю точку закрепления;

- вдеть основную веревку в карабин нижней точки закрепления, надеть спусковое
устройство, завязать схватывающий узел;

спусковое

- выдать самостраховочный репшнур, развязав "косичку", нагрузить устройство и, выдернув репшнур из карабина, продолжить спуск (рис.11 -IX).



2015-11-12 2502 Обсуждений (0)
Освобождение от зависания 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Освобождение от зависания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2502)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)