Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-физиологическая характеристика детей 3-5 летнего возраста



2015-11-12 2130 Обсуждений (0)
Психолого-физиологическая характеристика детей 3-5 летнего возраста 4.67 из 5.00 3 оценки




Психолого-физиологическая характеристика детей 3-5 летнего возраста.
В первый период детства (3-5лет) наилучшим образом развиваются способности, при этом происходит созревание психики и становление социальных свойств человека, от которых зависит, куда будут направлены его способности. В детстве формируется характер, то есть выкристаллизовываются структуры личности. Все это обусловлено совокупностью психико-физиологических факторов.
1. В 3-5 летнем возрасте резко увеличивается скорость роста, к тести годам ребенок достигает обычно половины длины тела взрослого человека. Он становится способным совершать практически все физические действия.
2. Черепная коробка вместилище головного мозга достигает к этому возрасту 4/5 своего окончательного размера (335,с. 5). Ребенок становится способным к элементарной интеллектуальной деятельности. Психика 3-5 летнего ребенка отличается повышенной восприимчивостью к обучающему воздействию, происходит вулканообразный всплеск познавательной потребности. Возрастной период от 3 до б лет часто называют возрастом "почему?". Ребенок проявляет живой интерес к занимательным явлениям и событиям сгружающей его действительности, и вопрос "почему?" нуждается в ответе.
3. Разнообразна речевая деятельность детей этого возрастного периода, они не только слушают и пересказывают сказки, но и сами пытаются их сочинять, они рассказывают стихи, считалки, пословицы и поговорки. С помощью слова уже трехлетний ребенок способен обозначить предмет, его признак, состояние, действие. Он способен к разного рода обобщениям (треугольник, высокий, дерево и т.п.), понимает временные связи, способен понять поставленную перед ним задачу. Во время игры-театрализации дети, говоря за свои игрушки, ставят мини-спектакли, а к пяти годам ребенок довольно понятно может объяснять условия игры.
4. 3-5 летний возраст - это период буйного расцвета воображения первоосновы творчества. Детей этого возраста буквально "сжигает" потребность создавать что-либо из песка и пластилина, в рисунке и музыке, в игре и конструировании. Воображение накладывает отпечаток на психическое и умственное развитие ребенка.
5. Развитие ребенка 3-5 лет теснейшим образом связано с актуализацией его способностей к рисованию, лепке, конструированию, пению, музицированию, танцу, занятиям аппликацией, вышивкой и т.п., то есть с актуализацией личностных особенностей, привлекающих внимание других, обеспечивающих высокие достижения в той или иной деятельности, успех. Таким образом, проявляется стремление ребенка к самоутверждению, потребность в признании его "Я" и поддержке.
6. Формирование и развитие ребенка происходит в процессе общения и, в первую очередь, общения с родителями. Родители являются для детей образцом моральных норм и правил, эталоном поведения. Их слово руководство к действию. Вместе с тем, уже к трем годам у ребенка появляется ярко выраженная потребность общения со сверстниками, что создает условия для их совместной целенаправленной деятельности.
7. У ребенка в этом возрасте начинает активно развиваться чувство симпатии (а ведь это зачатки понимания другого человека), чувствительность к отношению к нему сверстников.
Таким образом, первый период детства характеризуется возникновением качественно новой, по сравнению с предыдущим этапом развития, социальной ситуацией развития ребенка. Однако, следует иметь ввиду, что у детей 3-5 летнего возраста все еще не сформирована окончательно зрительная функция. Острота зрения у детей этого возраста хоть и становится высокой, но еще не достигает уровня взрослых. Острота зрения, определяющаяся способностью воспринимать мелкие предметы, у детей этой возрастной группы меньше, чем средние нормативы взрослого человека. В этой связи следует учитывать и быструю зрительную переутомляемость детей 3-5 лет и их неспособность воспринимать мелкий шрифт, монотонные, блеклые картинки и т.п.
Для организации ребенка 3-5 лет характерны генерализованные физиологические реакции, то есть в ответ на внешние воздействия организм реагирует активизацией самых разнообразных физиологических систем. Такой способ реагирования весьма неэкономичен, связан с быстрым исчерпанием резервов и поэтому не может обеспечивать нормальное функционирование в течении длительного времени. Иными словами, в организме нет функциональных возможностей для длительного поддержания разнообразных устойчивых состояний, возникающих при разного рода деятельности. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках.
В силу недостаточной зрелости коры больших полушарий головного мозга, которая "отвечает" за сознательное поведение человека, поступки 3-5 летних детей не всегда адекватны происходящему вокруг, недостаточно мотивированы, спонтанны и сильно окрашены эмоционально. Это объективный, физиологически обусловленный процесс.

В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного.

Происходит дальнейшее расширение круга общения ребенка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет быть во всем похожим на него Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 43..

В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности.

Возникает и развивается новая форма общения с взрослым -- общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную с взрослым познавательную деятельность. На основе совместной деятельности -- в первую очередь игры -- формируется детское общество. На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать своё положение среди сверстников.

Возраст от трех до пяти лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В среднем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999. С. 27..

Познавательное развитие в среднем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.

Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений -- это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия».

Изменяется в этот период и структура эмоциональных процессов Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 36.. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у средних дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов Там же. С. 38.. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Мотивы дошкольника 3-5 лет приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки.

В среднем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.

В середине дошкольного возраста у ребенка происходит решительный перелом в отношении к сверстникам. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2001. С. 28.. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, - это явный признак их отставания в социальном развитии.

Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

В этом возрасте продолжается формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе. Воспитатель прививает интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к растениям и животным: осторожно обходить кусты, цветы; срезанные или в небольшом количестве сорванные растения ставить в воду; спокойно вести себя возле птиц и других животных; проявлять заботу о живых существах. Таким образом, у ребенка закладываются основы экологической культуры.

дошкольник дидактическая игра экологический

 



2015-11-12 2130 Обсуждений (0)
Психолого-физиологическая характеристика детей 3-5 летнего возраста 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Психолого-физиологическая характеристика детей 3-5 летнего возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2130)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)