Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальная инновационная политика: модель координации



2015-11-18 720 Обсуждений (0)
Национальная инновационная политика: модель координации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Слаженное взаимодействие существующих и создаваемых элементов и блоков инновационной системы – сектора исследований и разработок, коммерциализации, инновационного бизнеса, инструментов региональной инновационной политики – главный резерв повышения эффективности национальной инновационной системы.

Общее управление реализацией Стратегии и координацию взаимодействия между основными блоками национальной инновационной системы будет осуществлять Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям (далее – Правительственная комиссия).

Одним из ключевых инструментов координации станет механизм технологических платформ, в рамках которого наука, государство, бизнес и потребители будут вырабатывать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и реализовывать перспективную программу исследований и разработок.

Общий контроль за реализацией Стратегии может, в случае принятия соответствующего решения Президентом Российской Федерации, осуществлять Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию (далее – Президентская комиссия). Другими важнейшими задачами Президентской комиссии могут стать определение ключевых технологических приоритетов развития, а также отбор и реализация прорывных инновационных проектов в рамках этих приоритетов, создающих базу для получения российской экономикой в перспективе глобальных конкурентных преимуществ.

Президентская Комиссия контролирует ход реализации проекта по созданию центра науки и инноваций в Сколково.

Непосредственная реализация Стратегии будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в рамках их компетенции.

Основными ведомствами-координаторами будут являться Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минпромторг России и Минкомсвязь России.

Все иные федеральные органы исполнительной власти будут в рамках своей компетенции отвечать за инновационное развитие соответствующих секторов экономики и социальной сферы, государственного управления, включая реструктуризацию соответствующих отраслей с целью общего повышения их эффективности, снижения энергоемкости, перехода на современные технологии и виды сырья. В этих целях в рамках текущей штатной численности и финансирования федеральные органы исполнительной власти определят подразделения, отвечающие за инновационное развитие соответствующей сферы.

Деятельность этих подразделений будет направлена на максимальное развитие и привлечение потенциала «отраслевой» науки, НИОКР-подразделений предприятий, экспертного сообщества для выработки и реализации государственной политики в соответствующей сфере, обеспечения ее инновационного характера. Важным инструментом достижения этих целей станут реализуемые в рамках соответствующих госпрограмм научно-исследовательские работы и другие механизмы управления и координации в отраслевой науке.

 

Важную роль будут играть ведомственные целевые научные программы, основывающиеся на потенциале научных коллективов независимо от их ведомственной принадлежности. Представители «отраслевых» федеральных органов исполнительной власти, войдут в состав научно-технических и научно-координационных советов федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, компаний с государственным участием, занимающихся исследованиями в сфере компетенции «отраслевого» ведомства.

 

В каждом из блоков национальной инновационной системы будет выстроен координационный механизм, позволяющий максимально эффективно использовать имеющиеся и создаваемые инструменты и институты поддержки инноваций.
При этом будет обеспечена разработка отраслевых (секторальных) стратегий инновационного развития, либо специальных разделов, посвященных реализации целей инновационного развития в составе стратегических документов развития отраслей (секторов) экономики и социальной сферы. Меры, направленные
на реализацию положений указанных документов будут включены в состав государственных программ, а также входящих в их состав подпрограмм и федеральных целевых программ.

В сфере коммерциализации результатов научной деятельности основным координирующим органом со стороны государства станет Минэкономразвития России. Главным инструментом обеспечения координации станет эффективное функционирование «инновационного лифта» – сети созданных государством институтов развития, поддерживающих инновационные проекты
на всех стадиях развития. В рамках такого «инновационного лифта» будет создан механизм обмена информацией о перспективных инновационных проектах, налажена «передача» таких проектов от одного института развития к другому. «Инновационный лифт» также должен стать эффективным инструментом «стыковки» сферы исследований и разработок с бизнесом, формирования новых предприятий на основе результатов прикладных исследований.

В рамках такого координационного механизма будут взаимодействовать ключевые институты развития и научные фонды, органы управления федеральных целевых программ, ориентированных на развитие системы генерации знаний и инновационной активности. Такими элементами инновационного лифта будут являться Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, федеральные целевые программы («Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»), ОАО «Российская венчурная компания» (и ее посевной фонд), венчурные фонды, созданные с участием государства и ОАО «РВК», ОАО «РОСНАНО», Российский фонд технологического развития, Внешэкономбанк, ОАО «Российский банк развития», Агентство стратегических инициатив (АСИ), отдельные федеральные органы исполнительной власти – Минобрнауки России, Росмолодежь, а также биржевые институты – в частности, создаваемая специализированная торговая площадка ММВБ для высокотехнологичных компаний. Будет создана открытая база данных, содержащая краткую информацию (не включающую элементов коммерческой тайны или технологических «ноу-хау») обо всех инновационных проектах, поддерживаемых институтами развития. Будет развиваться единая федеральная база данных НИОКР.

В целях более эффективной работы деятельность «инновационного лифта» будет опираться на созданную инновационную инфраструктуру – инновационный центр «Сколково», технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, в том числе инфраструктуру, создаваемую ОАО «Роснано» и субъектами федерации в рамках программ поддержки малого бизнеса. В целях обеспечения мониторинга эффективности использования объектов инновационной инфраструктуры будет сформирован федеральный реестр таких объектов, созданных с привлечением средств федерального бюджета.

Координацию действий федеральных органов исполнительной власти
в сфере стимулирования спроса на инновации со стороны реального сектора экономики будет осуществлять Минэкономразвития России. Его основными механизмами решения данной задачи являются:

- содействие структурным реформам, концентрации капитала и кадров на приоритетных, инновационных направлениях развития экономики;

- создание системы мониторинга эффективности использования объектов инновационной инфраструктуры. В этих целях, в том числе, будет сформирован федеральный реестр объектов инновационной инфраструктуры, созданных с привлечением государственных средств;

- создание условий развития конкуренции, стимулирование инновационного поведения негосударственных компаний реального сектора и финансовых институтов;

- координация действий институтов развития;

- реализация внешнеэкономической политики инновационной направленности, создание условий для привлечения зарубежных высокотехнологичных компаний к проектам инновационного развития в Российской Федерации;

- регулирование поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе через программы инновационного развития.

Реализация этих функций будет осуществляться, прежде всего, в рамках мероприятий государственной программы “Экономическое развитие и инновации”, предусматривающей, в том числе:

- координацию инновационной деятельности компаний с государственным участием, а также специализированных государственных институтов развития;

- координацию действий по формированию инновационного спроса в рамках всех государственных программ;

- координацию федеральных целевых программ (в том числе реализуемых другими министерствами и ведомствами), направленных на инновационное развитие отдельных отраслей;

- реализацию специальных мероприятий по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, создающего спрос на инновации (технопарки, бизнес-инкубаторы, региональные инструменты поддержки бизнеса);

- разработку дополнительных мер по стимулированию реализации частным бизнесом инновационных проектов в России, в том числе по созданию корпоративных центров исследований и разработок крупными транснациональными компаниями.

Координацию работы по формированию предложения для развития инновационной экономики со стороны сектора исследований и разработокбудет осуществлять Минобрнауки России. Основными механизмами решения этой задачи являются:

- развитие инфраструктуры исследований и разработок, включая, прежде всего, исследовательскую базу ведущих университетов;

- создание и развитие многопрофильных национальных исследовательских центров (лабораторий) в рамках различных перспективных организационных моделей;

- расширение и координация работ по созданию научно-технических заделов в рамках прикладных исследований на докоммерческой стадии, в том числе в рамках технологических платформ;

- развитие фундаментальной науки и поддержка государственных академий;

- развитие новых инструментов финансирования науки и организации науки, расширение процессов персонализации грантового финансирования;

- координация работы по расширению взаимодействия компаний реального сектора с организациями сектора исследований и разработок (исследовательскими подразделениями вузов, институтами государственных академий наук, другими научными организациями).

Реализация этих функций предусматривает:

- софинансирование развития инфраструктуры сектора исследований и разработок, включая развитие материально-технической базы всех типов организаций секторов исследований и разработок (вузы, академические институты, ГНЦ и др.) в разрезе приоритетных проектов и программ;

- развитие исследовательской базы ведущих вузов, в рамках системы мероприятий по поддержке программ развития федеральных и национальных исследовательских университетов, программ развития их инновационной инфраструктуры;

- развитие Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского фонда технологического развития;

- расширение международного научного сотрудничества;

- организация софинансирования создания технологий
по направлениям, необеспеченным государственной поддержкой в рамках других государственных программ, а также мероприятий региональных государственных органов;

- координацию создания НТЗ на докоммерческой стадии в рамках всех других государственных программ, в частности, развитие Единой федеральной базы НИОКР, реализованных с участием любых видов государственной поддержки, при этом, неотъемлемым элементом федеральной базы НИОКР будут являться НИОКР, объявляемые регионами;

- организацию и координацию международных исследовательских проектов на докоммерческой стадии.

Важными принципами реализации этих мероприятий являются: концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, интеграция исследовательских и образовательных процессов, повышение требований к качеству работ; персонализация грантов, расширение международной экспертизы и международного сотрудничества, расширение научной конкуренции и исключение дублирования работ.

Минобрнауки России будет осуществлять координацию проведения фундаментальных исследований между научными фондами (РФФИ, РГНФ), программой фундаментальных исследований государственных академий наук и финансированием фундаментальных исследований в высшем образовании (национальные исследовательские университеты, федеральные университеты).
При этом сохранится самостоятельность академического сектора, в том числе, внутренняя автономия государственных академий наук в вопросах распределения финансирования. В то же время, будет усилена ответственность академий
за качество исследований.

В отношении исследований, проводимых академическими институтами, будет обеспечиваться независимая оценка с привлечением зарубежных экспертов, ученых вузовской науки. Также РАН совместно с Минобрнауки России обеспечит постоянный мониторинг продуктивности научных коллективов, в том числе вузовских, установит и будет в постоянном режиме отслеживать индикаторы результативности исследований.

РАН совместно с Минобрнауки России будет отвечать за координацию формирования программы фундаментальных исследований государственных академий наук, а также будет представлять в Правительство ежегодный доклад об эффективности реализации программы по всем государственным академиям наук, содержащую, в том числе, и необходимые количественные оценки, выводы по уровню и качеству работ.

Минобрнауки России будет также координировать действия всех ведомств, направленных на подготовку кадров для реализации инновационной политики, мероприятия, направленные на реализацию реформы профессионального образования, развитие системы непрерывного образования, в рамках государственной программы "Развитие образования".

Важнейшей задачей государственных программ "Развитие науки и технологий" и "Развитие образования" является создание в России единого научного и единого образовательного пространства, недопущение анклавизации отраслевых и ведомственных программ и проектов в сфере исследований и разработок, прежде всего в сфере НИОКР на докоммерческой стадии, и профессионального образования, стимулирование междисциплинарной и межотраслевой кооперации.

Отдельным аспектом эффективного развития национальной инновационной системы является координация федеральной и региональной инновационной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки инновационного развития на уровне регионов.
Для повышения координации инновационного развития регионов будет задействован потенциал стратегий развития федеральных округов.

Сбалансированное развитие федеральной и региональной составляющих инновационной системы будет реализовываться через повышение эффективности использования действующих институтов – технико-внедренческих особых экономических зон, наукоградов, технопарков, а также через расширение поддержки инновационных кластеров в рамках софинансирования из федерального бюджета региональных программ поддержки малого бизнеса и через разработку дополнительных мер федеральной поддержки регионов, активно инвестирующих в создание региональной инновационной системы.

В этих регионах будет также обеспечена более тесная увязка используемых как федеральным центром, так и самим регионом инструментов стимулирования инноваций, а также мер по развитию инфраструктуры.

Координировать деятельность по содействию инновационному развитию регионов будет Минэкономразвития России, а основными ведомствами, участвующими в этой работе будут Минрегион России, Минобрнауки России, Минтранс России, Минэнерго России, Минкомсвязь России.

«Гражданская» часть национальной инновационной системы будет более эффективно состыкована с научно-техническим блоком обеспечения обороны и безопасности.

В части фундаментальных исследований и формирования научно-технического задела в этой сфере основными координирующими органами являются Минобороны Россиии Минобрнауки России. Важным инструментом взаимодействия будет созданный ими Координационный совет с участием других отраслевых ведомств, обеспечивающий необходимый обмен информацией и организацию взаимодействия заказчика с организациями сектора исследований и разработок (вузами, научными институтами).

В части реализации инновационных разработок промышленностиосновным координирующим органом будет Минпромторг России,а ключевыми механизмами координации между "гражданским" и "оборонным" секторами инновационной системы будут являться Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации через федеральные целевые программы в сфере оборонно-промышленного комплекса и развития высокотехнологичных секторов. Значительная роль во взаимообмене технологиями и продуктами между гражданским и оборонным секторами, совместной реализации ими исследований будет принадлежать ГК «Ростехнологии», которая в этих целях создаст необходимую корпоративную инновационную инфраструктуру. При этом будет значительно усилена фундаментальная составляющая научных исследований в сфере обороны и безопасности, в том числе путем вовлечения ведущих «гражданских» исследовательских организаций (включая академические институты и РАН в целом). Важную роль в этих процессах будут играть «силовые» ведомства – Минобороны России, ФСБ России, МВД России и т.д. Будет проработан вопрос создания в России обособленной структуры в области заказа и сопровождения прорывных, высокорискованных исследований и разработок. Для обеспечения координации исследовательских работ в данных секторах будет расширено участие представителей Минэкономразвития России и Минобрнауки России в Советах директоров (Наблюдательных советах) компаний оборонной направленности. Российская национальная инновационная система будет полноценно интегрироваться в международную инновационную среду, используя для этого все имеющиеся механизмы, включая Внешэкономбанк, ОАО «РОСНАНО», фонды, создаваемые с участием ОАО «РВК», и другие институты. Важнейшим инструментом такой интеграции в перспективе станет создаваемый центр инноваций в Сколково.

Координация деятельности в области популяризации в обществе научной и инновационной деятельности будет осуществляться Минкомсвязью России
с участием Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России и Росмолодежи. При этом будет обеспечено широкое вовлечение в эту деятельность научных и образовательных организаций, средств массовой информации, в том числе с государственным участием, библиотек, заинтересованных благотворительных фондов и иных некоммерческих организаций, а также объединений предпринимателей и государственных институтов развития (ОАО «РОСНАНО», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, инновационный центр «Сколково»).

Обеспечение эффективной реализации поставленных задач по переходу страны на инновационной путь развития требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, организациями гражданского общества. В этих целях федеральными органами исполнительной власти на постоянной основе будут проводиться общественно-государственные консультации по вопросам разработки и реализации государственной научно-технической и инновационной политики, оценки эффективности реализации бюджетных программ, развития механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере. При этом особая роль будет принадлежать инструментам взаимодействия государства с объединениями предпринимателей и институтами гражданского общества, обеспечивающего формирование условий для эффективного частно-государственного и общественно-государственного партнерства.

Наиболее значимыми механизмами координации усилий между государством и организациями гражданского общества станут постоянно действующие консультативные советы с участием представителей общероссийских объединений предпринимателей, отраслевых бизнес-ассоциаций и профессиональных объединений, представителей научного и образовательного сообщества, благотворительных и экспертных организаций. Такие советы будут созданы, в том числе, при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, а также при основных федеральных органах исполнительной власти (ведомствах-координаторах): Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минпромторге России, Минкомсвязи России.

С участием этих консультативных советов будет осуществляться разработка и экспертиза государственных программ в сфере научной, технической и инновационной деятельности, входящих в их состав подпрограмм и федеральных целевых программ, а также оценка эффективности их реализации.

В результате формирование механизмов координации деятельности
в области поддержки инноваций всех основных заинтересованных сторон позволит максимально эффективно использовать потенциал государства, бизнеса и организаций гражданского общества в этой сфере.

Рисунок 7. Национальная инновационная система: модель координации

 



2015-11-18 720 Обсуждений (0)
Национальная инновационная политика: модель координации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальная инновационная политика: модель координации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (720)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)