Политические события в восточной Европе во второй половине 1980-х годов
В 1950-е – 1980-е годы в отношениях европейских социалистических государств использовалось понятие «Восточная Европа», которое имело преимущественно политический смысл и применялось для противопоставления Европы Западной (капиталистической) и Восточной (социалистической). С точки зрения географии, корректнее использовать категорию «страны Центральной и Юго-Восточной Европы», включая в их число ГДР, Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Югославию, Албанию. В последние годы указанные государства применительно ко второй половине XX века объединяются понятием «Центрально-Восточная Европа». После второй мировой войны в истории региона выделяют следующие этапы: - 1945 – 1947/1948 г. – демократические (или народно-демократические) революции; - конец 1940-х – конец 1980-х годов – строительство и развитие социализма; - конец 1980-х – 1990-е годы – «бархатные» революции, формирование новых политических и социально-экономических систем. Социально-политическое положение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в 1970 – 1980-х гг. События 1968 года в Чехословакии, кризисы 1968 и 1970 годов в Польше продемонстрировали, во-первых, необходимость модернизации социализма, во-вторых, сформировали у руководства стран, особенно Советского Союза, устойчивое убеждение в том, что любые реформы могут привести к ликвидации социализма, поэтому их следует проводить очень осторожно или решительно пресекать, чтобы обеспечить неизменность политической системы. В 1970-е годы в конституции социалистических стран были включены специальные статьи, официально закреплявшие руководящую роль коммунистических партий. Типичным была несменяемость высших руководителей и сосредоточение в их руках одновременно партийной и государственной власти (Э.Хонеккер в ГДР, Г.Гусак в Чехословакии, Я.Кадар в Венгрии). В Болгарии и Румынии несколько десятилетий у власти находились семейные кланы Тодора Живкова (с 1954 г.) и Николае Чаушеску (с 1965 г.). Особенно репрессивной была система, созданная в «золотую эпоху Чаушеску» - политический режим поставил все население страны под постоянный контроль органов госбезопасности, телефонные разговоры прослушивались, запрещалось общение с иностранцами, поощрялось доносительство, малейшие попытки проявления инакомыслия жестоко пресекались. Югославия. Борьба за преодоление социальных и национальных противоречий.СФРЮ представляла собой многонациональное государство из шести республик, в развитии которых имелись принципиальные социально-экономические и конфессионально-культурные различия. Выделялись три основных региона: 1) Словения и Хорватия (наиболее высокий уровень индустриального развития, ведущая конфессия – католицизм, исторически развитые связи с Германией и Австрией); 2) Сербия и Черногория (экономически развиты средне и слабо, православие, историческая ориентация на Россию); 3) Македония, Босния и Герцеговина (слабо развиты, много мусульман, тяготеют к Турции). Объединительной и интегрирующей силой федерации выступали Союз Югославии и И.Броз Тито. Рубеж 1960 – 1970-х годов характеризовался резким ростом социальной и межнациональной напряженности, вызванным экономической реформой , еще более обострившей диспропорции в развитии областей. По всем показателям в сфере экономики, культуры и по уровню жизни на первое место вышла Словения. Последнее место принадлежало автономному краю Косово (входил в состав Сербии), большинство населения которого составляли албанцы. Массовая неграмотность, самый высокий прирост населения в стране и самая низкая зарплата – вот основные характеристики Косово. Соседняя Албания с конца 40-х годов проводила активную работу среди населения края с целью воссоединения всех албанцев в едином государстве. В 1968 году в городах автономии состоялись массовые выступления албанцев с сепаратистскими лозунгами, которые были жестоко подавлены милицией. В 1971 году национальная напряженность резко проявилась в Хорватии при обсуждении проекта новой федеральной конституции. Конституционная реформа ставила более развитые Словению и Хорватию в привилегированное положение, особенно относительно сокращения взносов в федеральный фонд развития национальных регионов. Если в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине велась критика конституционных поправок, то в Хорватии средства массовой информации все отчетливее и чаще говорили об эксплуатации хорватского народа путем перекачки «его средств в отсталые регионы с неработоспособным населением». Часть руководителей республик поддерживали требования еще большей самостоятельности Хорватии. Резко обострились отношения между хорватами и сербами на бытовом уровне. Оценивая ситуацию в Хорватии, президент и лидер СКЮ И.Броз Тито заявил, что страна находится в преддверии межнациональной гражданской войны. Волнения в Хорватии были подавлены силами милиции и армии, а многие ее руководители арестованы. Конституция СФРЮ 1974 года еще более расширила права союзных республик и наделила их правами автономные края Сербии – Воеводину и Косово. Республики и края превратились по сути в самостоятельные государственные образования и в сфере экономики, и в области государственно-политических прав. Высшим органом государственной власти федерации становится Президиум СФРЮ, в состав которого входили 8 человек - по одному представителю от каждой республики и края. И.Броз Тито был назначен пожизненным председателем Президиума. После его смерти члены президиума поочередно возглавляли этот орган, ежегодно сменяя друг друга. XI съезд СКЮ 1978 г.) ввел аналогичную систему ежегодной ротации руководителей партии. Ежегодная смена высших должностных лиц федерации и СКЮ приводила к различного рода конфликтам и организационным неурядицам, т.к. интересы краев и республик оставались различными. Эти различия стали еще более очевидными после смерти И.Броз Тито в 1980 году. 1980-е годы характеризовались резким обострением экономических трудностей и центробежных явлений. В апреле 1981 года в Косово начались массовые митинги под лозунгом предоставления краю статуса союзной республики. Для нормализации положения Президиум СФРЮ объявил в Косово чрезвычайное положение. Сюда были введены части ЮНА (Югославской народной армии) и отряды федеральной милиции. Одновременно все более ощутимыми становились кризисные явления в экономике СФРЮ. В числе причин было и то, что конституция 1974 года увеличила самостоятельность республик и краев до такой степени, что единая экономическая система югославской федерации перестала существовать. Сокращался межреспубликанский товарооборот. Республики контролировали свыше половины цен на производимую продукцию и стремились продавать ее максимально дорого, что способствовало росту цен и инфляции. Реальная власть в республиках находилась в руках чиновников и национально политических элит, а не органов самоуправления. И хотя в 1982 году скупщина СФРЮ приняла долгосрочную программу хозяйственной стабилизации, кризис экономики был постоянным явлением в Югославии 1980-х годов. Ситуация в Косово оставалась весьма напряженной все последующие годы. Косовскую проблему можно считать одним из факторов, приведших к распаду югославской федерации. В 1988 году скупщина Сербии приняла поправки к республиканской конституции, которые существенно ограничили полномочия краевых органов власти Косово и Воеводины. Польша. Кризис начала 1980-х годов, «Солидарность». Во второй половине 1970-х годов социально-экономическая и политическая ситуация в стране продолжала ухудшаться, росла социальная напряженность. Началось создание «свободных», т.е. независимых от государства и ПОРП, профсоюзов. Возникли и другие антисоциалистические организации: Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши и др. После избрания в 1978 году главой римско-католической церкви краковского кардинала К.Войтылы (папа Иоанн павел II) начался стремительный рост авторитета польской католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время паломничества папы в Польшу в 1979 году. Летом 1980 года в ответ на повышение цен в Польше началась многомесячная волна забастовок , вначале под экономическими лозунгами. Правительство было вынуждено пойти на подписание соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение социальных требований, но и право рабочих на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных и др. В ноябре 1980 года был официально зарегистрирован независимый профсоюз «Солидарность», объединявший в конце года около 8 млн.человек. «Солидарность» представляла собой объединение автономных организаций отдельных регионов. Руководителем ее был председатель межзаводского забастовочного комитета в Гданьске электрик Лех Валенса. «Солидарность» с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением. Сформулированная ее руководством концепция «саморегулирующейся революции» предусматривала фактическое преобразование государственного строя: общественный контроль за деятельностью государства, разделение функций ПОРП и государства и т.д. Политическая деятельность «Солидарности» вызывали резкое противодействие партийно-государственного руководства Польши. В 181 году произошла концентрация власти в его высшем эшелоне: генерал В.Ярузельский был избран первым секретарем ЦК ПОРП, назначен председателем правительства и сохранил пост министра обороны. В декабре 1981 года радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, угрожая проведение всеобщей стачки. Возникла опасность неконтролируемого развития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и интервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих условиях Госсовет ввел 13 декабря 1981 года военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, а 5 тысяч руководителей «солидарности» всех уровней были интернированы. Начатая в 1982 году экономическая реформа, вводившая самоуправление и самофинансирование предприятий, не дала ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться и внешняя задолженность, росли цены на внутренней рынке. «Солидарность» была ослаблена но не разгромлена, т.к. в подполье постепенно возрождались ее структуры. С 1982 года началась многолетняя борьба за легализацию «Солидарности». Она пользовалась как активной поддержкой католической церкви, так и помощью Запада. В 1983 году Л.Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства «Солидарности». Польскоязычные западные радиостанции вели большую информационно-пропагандистскую работу в ее интересах. В 1988 году «Солидарность» сумела инициировать общенациональную забастовку и вынудить Войцеха Ярузельского сесть за стол переговоров. 9 мая 1989 г. обе стороны договариваются о парламентской реформе: польский парламент становится двухпалатным. Сейм превращается в нижнюю палату, верхняя палата (Сенат) формируется в ходе вненародных выборов. В апреле 1989 «Солидарность» была вновь легализована и приняла участие в парламентских выборах 4 18 июня 1989 г. кандидаты «Солидарности» занимают 35% мест в Сейме (65% занимает Польская объединенная рабочая партия и другие союзные партии), 99 из 100 мест в Сенате. В сентябре 1989 г. формируется первое некоммунистическое правительство. «Бархатная революция» - процесс бескровного реформирования социалистического режима в Чехословакии в ноябре-декабре 1989 года. Лидеры неофициальных группировок, которые образовали в Чехии и Моравии политическое движение «Гражданский форум» (в Словакии аналогичное движение получило название «Общественность против насилия» - ОПН), возглавили народное недовольство, сумели придать ему организованных характер и в течении нескольких недель добиться коренных изменений в общественно-политической жизни Чехословакии. 21 ноября оппозицию поддержал кардинал Чехии Франтишек Томашек. Под давлением оппозиции и массовых демонстраций 24 ноября 1989 г. руководство Коммунистической партии Чехословакии ушло в отставку. Новым генеральным секретарем партии был избран Карел Урбанек. На пятый день демонстраций протеста ушло в отставку полютбюро ЦК КПР. Оппозицию предложили четвертую часть мест в новом правительстве, но это предложение не было принято. Поскольку новое правительство отказалось безоговорочное передать власть оппозиции, она перешла к следующему акту революции. 26 ноября в центре Праги состоялся грандиозный митинг, через день началась всеобщая забастовка. 29 ноября парламент отменил статью конституции о руководящей роли КПЧ. 10 декабря президент Чехословакии Густав Гусак ушел в отставку, и было сформировано новое коалиционное правительство национального согласия, в котором коммунисты и оппозиция получили одинаковое количество мест. Была осуществлена «реконструкция» парламента, где КПЧ утратила большинство. Прекратили свою деятельность и органы и организации КПЧ в армии, пограничных войсках, войсках МВД, корпусе национальной безопасности, органах прокуратуры, юстиции и др. Изменение политической системы повлекло за собой стремительное вхождение новых лиц в состав государственной элиты. Ядро этой новой политической элиты составили диссиденты, существовавшие в Чехословакии в 1970 – 1980-х годах. 29 декабря 1989 года реорганизованный парламент избрал своим председателем Александра Дубчека, главного инициатора курса реформ 1968 – 1969 годов, известных как «Пражская весна», а президентом ЧССР – писателя, правозащитника, главу «Гражданского форума» Вацлава Гавела. Новое руководство Чехословакии приняло курс на утверждение политического плюрализма, рыночной экономики. В предвыборной период «Гражданский форум» и ОПН трансформировались в движение, объединившее беспартийных граждан и мелкие партии. Возрожденные партии, а также те, которые играли второстепенную роль при коммунистах, развернули с «Общественным форумом» и ОПН борьбу на конкурентной основе. До 1990 года в Чехословакии насчитывались около 40 партий. 29 марта 1990 года Федеральное собрание отменило старое название страны – Чехословацкая Социалистическая Республика; в апреле оно было заменено новым названием – Чешская и Словацкая Федеративная Республика. С 1 января 1993 года существуют два независимых государства – Чешская и Словацкая республики. Венгрия. Экономическая реформа, начатая в 1968 году, во многом копировала советскую 1965 года, но осуществлялась более последовательно. Предприятия получили широкую самостоятельность. Резко сокращалось директивное планирование. Снимались ограничения на развитие мелкого частного производства и обслуживания, частной торговли. Расширялось сотрудничество с развитыми капиталистическими странами, которые начали инвестировать свой капитал в венгерскую экономику. В начале 1980-х годов Венгрия была принята в Международный валютный фонд. Увеличился экспорт, что позволило сократить внешний долг. Динамично развивалось сельское хозяйство, благодаря чему Венгрия даже в 80-е годы не импортировала продовольствие. Под давлением противников реформы она была остановлена на рубеже 70 – 80-х годов. Венгрия явилась также первой страной, где в начале 80-х годов была введена новая избирательная система, допускавшая возможность выдвижения двух-трех кандидатов на одно место. Широкие права получил Отечественный фронт. В партии была разрешена определенная свобода мнений. В 1988 году был смещен Генеральный секретарь Венгерской социалистической рабочей партии Янош Кадар. В том же году парламент принимает «демократический пакет» законов: плюрализм профсоюзов, свобода собраний, партий, и прессы, новый закон о выборах, радикальный пересмотр конституции и др. В октябре 1989 г. правящая партия собралась на свой последний съезд и переформировалась в Венгерскую социалистическую партию, существующую по сей день. На исторической сессии 16-20 октября парламент одобрил многопартийные парламентские выборы и прямые выборы президента. Страна была переименована из Венгерской Народной Республики в Венгерскую Республику. ГДР. Падение Берлинской стены. Когда в мае 1989 г. под влиянием перестройки в Советском Союзе партнер ГДР по Варшавскому договору – Венгрия уничтожила укрепления на границе со своим западным соседом Австрией, руководство ГДР не собиралось следовать ее примеру. Но вскоре оно потеряло контроль над стремительно разворачивавшимися событиями. Тысячи граждан ГДР потянулись в другие восточноевропейские страны в надежде попасть оттуда в Западную Германию. Уже в августе 1989 г. дипломатические представительства ФРГ в Берлине, Будапеште и Праге вынуждены были прекратить прием посетителей из-за наплыва жителей ГДР, добивавшихся въезда в западногерманское государство. Сотни восточных немцев бежали на Запад через Венгрию. Когда 11 сентября 1989 г. венгерское правительство объявило об открытии границ, Берлинская стена потеряла свой смысл: в течение трех дней ГДР покинули через территорию Венгрии 15 тысяч граждан. В стране начались массовые демонстрации с требованием гражданских свобод. 9 ноября в 19 часов 34 минуты, выступая на прессконференции, которая транслировалась по телевидению, представитель правительства ГДР Гюнтер Шабовски огласил новые правила выезда и въезда из страны. Согласно принятым решениям, со следующего дня граждане ГДР могли получить визы для немедленного посещения Западного Берлина и ФРГ. Сотни тысяч восточных немцев, не дожидаясь назначенного срока, устремились вечером 9 ноября к границе. Пограничники, не получавшие приказов, пытались оттеснить толпу, использовали водометы, но затем, уступая массовому напору, вынуждены были открыть границу. Встречать гостей с Востока вышли тысячи жителей Западного Берлина. Происходящее напоминало народный праздник. Западноберлинцы, в свою очередь, стали переходить границу, прорываясь в Восточную часть города. В ночь с 9 на 10 ноября 1989 и в течение последующих трех дней Запад посетили более 3 миллионов человек. 22 декабря 1989 открылись для прохода Бранденбургские ворота, через которые была проведена граница между Восточным и Западным Берлином. Берлинская стена еще стояла, но всего лишь как символ недавнего прошлого. Она была разбита, расписана многочисленными рисунками и надписями, берлинцы и посетители города старались унести на память кусочки, отбитые о некогда могущественного сооружения. В октябре 1990 г. последовало вступление бывшей ГДР в ФРГ, и Берлинская стена была за несколько месяцев снесена. Лишь малейшие ее части было решено сохранить как памятник для последующих поколений. Болгария. 10 ноября 1989 г. лидер Народной Республики Болгарии Тодор Живков был смещен Политбюро ЦК Болгарской коммунистической партии, однако этого оказалось мало. В ноябре 1989 г. в Софии начались демонстрации под экологическими предлогами, быстро переросшие в требования политических реформ. Несмотря на смену Тодора Живкова на Петра Младенова, протесты продолжались. В феврале 1990 г. Болгарская коммунистическая партия отказалась от монополии на власть, а в июне 1990 г. прошли первые свободные выборы с 1931 года. Их выиграло умеренное крыло компартии, сформировавшее Болгарскую социалистическую партию (БСП). Хотя с 1991 году Тодор Живков был отдан под суд, он избежал судьбы Николае Чаушеску. Румыния. В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, не было даже ограниченной десталинизации. В ноябре 1989 г. 71-летний Николае Чаушеску переизбрался на очередной 5-летний срок на пст лидера коммунистической правящей Румынской рабочей партии. 16 декабря «Секуритате» арестовало этнического венгра священника Ласко Токеша. 16 декабря взбунтовался город Тимишоара. Николае Чаушеску, вернулся в страну после официального визита в Исламскую Республику Иран, обратился к народу, но его выступление не оказало воздействие на недовольных. Западные радиостанции, вещание которых на территорию Румынии широко развернулось с территории Венгрии и других соседних стран, широко информировали о событиях в Тимишоаре. Чаушеску приказал применить силу, но 22 декабря военные неожиданно перешли на сторону демонстрантов, в стране прошли вооруженные столкновения войск с силами службы государственной безопасности «Секуритате». Вместе с армией восставшие взяли здание ЦК Румынской рабочей партии. Чаушеску вместе с женой Еленой пытался спастись на вертолете, но был арестован и расстрелян. К власти пришел Фронт национального освобождения во главе с Ионом Илиеску. Выборы были назначены на май 1990 года. Антикоммунистические революции, иногда называемые в западных странах «Осенью народов», были волной смены власти в Центральной и Восточной Европе осенью 1989 г. За несколько месяцев были смещены просоветские коммунистические режимы, что на Западе называют аналогией «Весны народов» 1848 года. Волна началась с Польской Народной Республики, за ней последовали революции, как правило, мирные, в ГДР, Чехословацкой Социалистической Республике, Венгерской Народной Республике и Народной Республике Болгария. Социалистическая Республика Румыния стала единственной страной, где смена власти прошла насильственным путем, а бывший глава государства был расстрелян. Эта цепь событий вместе с последующим распадом СССР в 1991 году привели к окончанию холодной войны.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (21246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |