Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х годов. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики
И С Т О Р И Я Учебно-методическое пособие Для всех специальностей
Кострома, 2012 г. Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
Цель: Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX - начала XXI вв.
Задачи: - рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних - показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и - сформировать целостное представление о месте и роли современной - показать целесообразность учета исторического опыта последней
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в современной экономической, политической, - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых знать: - основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и - назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных Тематический план
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основная литература
1. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина, А.И., Филиппова А.В. - М.: Просвещение, 2008. 2. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Под ред. 3. А.Б.Безбородов. История России в новейшее время. 1985 – 2009 гг. Москва, 2010. 4. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков. Новейшая история России. Учебник. Москва, 2010. Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru Дополнительная литература. 1. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные 2. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. 3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала XXI века. 4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. - М. : Юристъ, 2005. 5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. - М.: 6. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории 7. Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. - М.: 8. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000-2008. /Н.Леонов. М., 2008. 9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. 10. Ю.Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В.Печенев. - М.: Норма, 2004. 11. Россия и страны мира. 2008. 11. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. 12. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. 13. 13. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.:Европа,2005.
РАЗДЕЛ 1.РАЗВИТИЕ СССР И ЕГО МЕСТО В МИРЕ В 1980-е ГОДЫ Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980 гг. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х годов. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики
Особенности политической жизни страны конца 1960-х – начала 1980-х гг. Конституция 1977г.Характерной чертой политической жизни общества конца 1960-х – начала 1980-х гг. стала интенсивная законотворческая работа. За эти годы были приняты десятки законодательных актов, охватывающих самые различные сферы жизни. Увенчать законотворческую деятельность была призвана принятая в 1977 г. новая Конституция СССР. В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным признаком государственной власти провозглашалось полновластие народа, а политическую основу государства составляли Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов. Во главе советской политической системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между сессиями Верховного Совета его функции выполнял Президиум. Ядром политической системы социалистического общества называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Эта статья отразила процесс перехода от личной власти вождя к принципам коллективного руководства политбюро, с волей которого не мог уже не считаться генеральный секретарь ЦК КПСС. В новой Конституции были зафиксированы принципы отношений СССР с другими государствами: - суверенное равенство; - взаимный отказ от применении силы; - соблюдение территориальной целостности государств; - мирное урегулирование спорных вопросов. В Конституции сохранялись основные положения о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан. Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся. В стране продолжало сохраняться немало проблем не только в политико-экономической области, но и в социальной сфере, в области взаимоотношений национально-государственных образований Союза ССР. Изменения в политической системе. Многообразие общественных интересов, складывавшееся в советском обществе на рубеже 60-х гг., требовало обновления политической системы, признания теории разделения властей, ликвидации монополии одной партии на власть, обеспечения уважения и расширения гарантий прав человека. Социальный заказ правящего класса в 165 – 1984 гг. состоял в том, чтобы любой ценой сохранить существующее положение, статус-кво. Поэтому внешне советская политическая система изменилась мало. Но именно курс на стабильность требовал от властей укрепления «властной вертикали». В 60-70-е гг. на партийных съездах, на партийных съездах, Пленумах ЦК КПСС принимались многочисленные резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни, об ограничении влияния бюрократического аппарата. Укрепление Советского государства и, прежде всего Советов, рассматривалось как главные вопросы официальной внутренней политики. Но большой роли в жизни общества Советы не играли и зачастую служили лишь прикрытием для принятия партийных решений. В сентябре 1972 г. был принят закон о полномочиях всех уровней. Однако на практике повысить роль местных Советов не удалось. Они по-прежнему не имели собственных источников финансирования и целиком зависели от средств центра. Кроме того Верховный Совет СССР не контролировал правительство, расходы отдельных министерств и ведомств. Важнейшие решения, такие, как ввод войск в Афганистан в 1979 г., принимались без ведома Верховного Совета. С середины 70-х годов сессии представительных органов всех уровней становились все короче, а заседания депутатских комиссий собирались все реже. Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 80-х гг. 19 млн. человек. Однако именно быстрый рост рядов партии и сосредоточение реальной власти в исполнительных органах – бюро, секретариатах, парткомах, а фактически в аппарате, который достиг почти 500 тыс. человек, снижали былое значение членства в партии. Вместе с тем вступление в ряды КВСС по-прежнему являлось единственным реальным путем возможность сделать карьеру, способом попасть в «новый класс». Партийные съезды все больше носили парадный характер. Выступления делегатов сводились к самоотчетам и восхвалениям Политбюро во главе с «верным ленинцем» Л.И.Брежневым. Отчетный доклад Л.И.Брежнева на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 г. прерывался аплодисментами 78 раз, продолжительными аплодисментами – 40 раз, бурными продолжительными аплодисментами – 8 раз. Правящий класс был заинтересован в стабильности высшего политического руководства, жесткой централизации управления, позволяющий на деле контролировать общество и саму номенклатуру. По этой причине в 1965 – 1984 гг. кадровые перестановки в высших эшелонах власти были сведены к минимуму. Принцип «стабильности кадров» характерен был прежде всего для самого политбюро, из которого члены выводились крайне редко. В составе Политбюро ЦК КПСС – большинство членов находилась более 15 лет, в ЦК КПСС – более 12 лет. При этом некоторые члены находились в ЦК от 34 лет (Б.Н. Пономарев, М.В. Зимянин) до 25 лет (М.С. Соломенцев, А.А. Громыко, Н.А. Тихонов). К началу 80-х годов средний возраст членов Политбюро достиг 70 лет. Заседания его носили формальный характер, на них лишь утверждали подготовленные решения, и длились они нередко лишь 15-20 минут. Номенклатура непрерывно наращивала бюрократический аппарат. За брежневское двадцатилетие число общесоюзных и союзнореспубликанских министерств выросло с 29 в 1965 г. до 160 к середине 80-х гг. Многие министерства имели свои главки, в которых работали тысячи чиновников. Общая численность управленцев составила 18 млн.человек (на 6-7 работающих – один управленец), из них около 1.6 млн.человек работали в высших и средних звеньях министерств, 11.5 млн.человек составляли управленческий аппарат предприятий и организаций, а еще 3.5 млн. – технический и обслуживающий персонал (машинистки, водители, охрана). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. На содержание такого аппарата к середине 80-х гг. ежегодно расходовалось более 40 млрд. рублей, или 10% государственного бюджета. Социальная политика.В 1970 – 1980-е годы нараставшее отставание СССР от стран с рыночной экономикой переросло в системный кризис, обостривший социальные проблемы. В начале брежневского правления жизненный уровень хотя и медленно, но повышался. «Нефтяные» деньги, заменив ресурсы, поступавшие из традиционного сектора, позволили несколько приблизить уровень жизни в СССР к уровню жизни в развитых капиталистических странах. С конца 1970-х годов рост благосостояния практически остановился. При общем росте расходов на развитие социально-культурной сферы их удельный вес в национальном доходе и государственном бюджете непрерывно сокращался. Доля расходов на жилищное строительство в общем объеме капитальных вложений на 1970-1984 годы снизилась с 17,1 до 15,4%, а в строительство учреждений науки, культуры, искусства и народного образования – с 5,5 до 4,6%. Доля ассигнований на социально-культурные мероприятия и науку в общих расходах госбюджета сократилась за 1970-1985 годы с 36,1 до 31,5%. Провозглашенная с высоких трибун установка партии «к 2000 году каждой семье отдельную квартиру» так и не была выполнена, хотя в десятой (1976 – 1980 годы) и одиннадцатой (1981 – 1985 годы) пятилетках ежегодно вводилось не менее 100 млн. кв.м. жилья. К началу 1980-х годов разрыв между потребностью в жилье и ее удовлетворением по-прежнему был значительным. Продолжалось бегство из села в город. Несмотря на то что численность рабочих по-прежнему увеличивалась, этот процесс шел за счет выходцев из сельской местности. Происходил рост числа инженерно-технических работников, получивших высшее образование в самых разнообразных институтах, количество которых резко увеличивалось. Города были переполнены выпускниками институтов и испытывали острую нехватку рабочих кадров. В промышленности много людей было занято трудом, не требующим высокой квалификации, была распространена уравниловка в зарплате. Падал престиж сложного квалифицированного труда. Социальное неравенство углублялось с 1960-х годов. В условиях всеобщего дефицита товаров дифференциация уровней жизни населения проходила не только по линии официальных ведомостей выдачи зарплаты или пенсий, сколько по возможности доступа к материальным благам. Этот доступ определялся положением в партийно-государственной структуре и принадлежностью к привилегированным слоям и группам населения: партийная и советская номенклатура, сюда же надо отнести генералитет армии и КГБ, руководителей колхозов и совхозов, население закрытых городов ВПК. Высокой была дифференциация обеспеченности жильем. В конце 1970-х годов, как и в 968 году, менее 5 кв.м на человека имели 10% семей, более 15 кв.м – 17%. Доля стоявших в очереди на жилье за 10 лет не уменьшилась и составляла 20%. Государство было основным заказчиком строительства жилья, оно и распределяло жилье. Проблема состояла в том, что проконтролировать движение в жилищных очередях было практически невозможно, так как существовало множество исключений для внеочередного предоставления жилья (партийным и госчиновникам, руководящим работникам ВПК, военнослужащим, героям труда, многодетным семьям и т.д.), а также множество злоупотреблений при распределении жилья. В результате бесплатные квартиры в престижных районах доставались в первую очередь привилегированным социальным слоям. В здравоохранении была создана широкая общегосударственная сеть районных и городских больниц для стационарного лечения, поликлиник, амбулаторных и фельдшерских пунктов на селе. Кроме того имелись и ведомственные медицинские учреждения на заводах, фабриках, институтах, организациях. С 1960-х годов были введены обязательные профмедосмотры различных категорий работников, которые позволяли выявлять заболевания на ранних стадиях. В 1986 – 1988 годах по числу врачей на 1000 человек населения (43,8) СССР, опережал Францию (24,8), Японию (20,7), ФРГ (32,6) и США (27,2). Однако к началу 1980-х годов в России наметился спад рождаемости и увеличение смертности. Численность населения СССР в течении двух десятилетий (с 1955 по 1979 годы) росла главным образом за счет населения Средней Азии. К началу 1980 г. СССР оказалось на 35-м месте в мире по продолжительности жизни. Почти 50 стран имели более низкую детскую смертность , чем наша страна. Но все же в целом по сравнению с нищетой конца 1930-х гг., послевоенным периодом положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей продолжали жить в коммуналках и бараках. В обыденную жизнь входили телевизоры, холодильники, радиоприемники, другие коммунальные удобства. Видимость благополучия в народном хозяйстве, некоторый рост благосостояния в 1970-е годы обеспечивались благодаря «нефтяному допингу». Экспорт нефти, цены на которую возросли на мировом рынке почти в 20 раз, позволял стране относительно безбедно существовать, «решать» продовольственную, космическую и другие «комплексные» программы. Наряду с «плановой» централизованной экономикой укрепляются «цеховики», разрастается «теневая экономика», дающая возможность распределения продукции и доходов в соответствии с предпочтениями потребителей; рядом с официальной атеистической коммунистической идеологией возникает диссидентство, наряду с рабочим классом, колхозным крестьянством – предпринимательские слои, номенклатура. Вялая борьба брежневского режима с этими «чуждыми социалистической системе элементами» придает им уродливый, криминальный характер, но не останавливает разложение системы. В национальных отношениях также обострялись противоречия, связанные с нарушением экономических основ равноправия, неучетом национальных условий и традиций, нарушением экологии, ростом числа безработных (Средняя Азия, Казахстан). Теоретические установки на форсированное сближение наций вели к игнорированию национальной культуры, к свертыванию обучения в школах на родном языке и повсеместному переходу на русский язык. Официальная идеология и реальное мировоззрение партийной номенклатуры. Важнейшей особенностью номенклатуры являлся ее закрытый характер, не позволявший обществу контролировать объем полномочий чиновников, их привилегии. Лица, вошедшие однажды в номенклатуру, переводились с должности на должность почти автоматически, что явно расходилось с провозглашенными нормами внутрипартийной демократии, выборности и сменяемости высших руководителей и поэтому скрывалось от глаз рядовых коммунистов и остального общества. Номенклатурный принцип подбора кадров основывался не на профессионализме, а в первую очередь на политической лояльности. На должности назначались «свои люди», включая родственников и знакомых. Даже сам факт существования номенклатурных списков был обществу неизвестен. С 1932 года номенклатурные перечни должностей и списки людей, входивших в номенклатуру, были государственной тайной. Номенклатура формировалась по большей части из рабочих и крестьян, которые получали поверхностное, жестко идеологизированное образование. Интеллигенция с ее широкими гуманитарными знаниями, нравственными принципами и традициями во власть практически не допускалась. Созданный таким образом слой советских управленцев, названных А.И. Солженицыным «образованцами», на многие десятилетия определил консервативный, реакционный характер. От этого наследия наша страна не вполне избавилась и по сей день. Другой принципиальной особенностью номенклатуры, непосредственно вытекавшей из социально-экономической природы советской системы, была натуральная оплата ее службы. В первые годы советской власти реальное материальное положение всех категорий работников определялось прежде всего натуральным снабжением. Руководители имели возможность получать дополнительные, не фиксируемые общими нормами, специальные продовольственные пайки («броньпаек», «усиленный паек», «красноармейский» и др.). Сначала разовые и другие выдачи считались отступлениями от принципа, затем стали нормой. Справедливо считая коррупцию величайшим злом, Ленин предлагал поддавшихся коррупции коммунистов наказывать вдвое строже, чем беспартийных. Большие, но неоправданные надежды возлагались на «партмаксимум», когда членам партии запрещалось получать зарплату выше установленного максимума. После революции число членов партии выросло более чем в 30 раз: с 24 тыс. в марте 1917 года до 732,5 тыс. в марте 1921 года. Одновременно происходило расслоение ее рядов, связанное с концентрацией власти в руках партийной верхушки. Для борьбы с нравственными деформациями в партии был создан «суд коммунистической чести» - Контрольная комиссия (впоследствии стала называться центральной - ЦКК) – и организованы соответствующие комиссии на местах, чтобы «чистить, выгонять, надзирать». Наряду с этим применялись и более сильные средства – одноразовые всеобщие чистки партийных рядов. В ходя проведенной во второй половине 1921 года чистки партии были исключены 24,1% ее членов. В предвоенные и особенно послевоенные годы открытые и завуалированные привилегии продолжали нарастать. Городское население увеличивалось, жилья строилось недостаточно, квартиры получала прежде всего номенклатура. Возникли «отраслевые привилегии», при которых партийно-государственный аппарат, руководящие чиновники отраслевых наркоматов пользовались услугами спецполиклиник, «собственных» санаториев, домов отдыха. Количество и качество привилегий зависело от занимаемого поста, а сам пост зависел от вышестоящего начальства. Так год за годом менялась ментальность руководящих кадров. «Революционный дух из идеологии беспощадно вытравляла … сама система, панически боявшаяся любых революционных выступлений, которые теперь могли быть направлены только против нее, против коммунистического государства». В 1930 – 1949-е годы лишь страх мешал окончательному перерождению номенклатуры, ведь любой самый высокопоставленный чиновник испытывал постоянный страх за свою судьбу. Сталин репрессиями и подачками держал номенклатуру в «узде». XX съезд КПСС стал важнейшей вехой в либерализации советской системы и одновременно открыл шлюзы для «перерождения» номенклатуры. Разоблачение сталинских преступлений нанесло серьезный удар по коммунистической идеологии. С приходом к власти Л.И. Брежнева время репрессий в партийной номенклатуре окончательно ушло в прошлое, она освободилась от многих моральных запретов. В 1970-е годы основным критерием продвижения по службе стала уже «личная преданность Хозяину». Продвигаясь от одной номенклатурной должности к другой, первые лица вели за собой проверенных людей с предыдущих мест своей руководящей работы. Наиболее сильной «группой влияния» в высших эшелонах власти стала «днепропетровская группировка», названная по месту начала трудовой деятельности будущего генсека. Меньшим, но все же ощутимым влиянием пользовались и соратники Брежнева по его работе в Молдавии и Казахстане. Новые элементы, привнесенные в социалистическую систему в годы хрущевской «оттепели» и хозяйственной реформы 1965 года (социалистическая законность, материальное стимулирование, хозрасчет, прибыль), расширили диапазон возможных путей развития советского общества в рамках официальной доктрины. Если в середине 1960-х годов номенклатура предпочитала стабильное, даже стагнирующее развитие, то в 1970-е годы ее целью стала постепенная трансформация общества, не требующая слома режима и других серьезных потрясений. Централизованная экономика и политический тоталитаризм больше не отвечали ее интересам. В отличии от старой номенклатуры новая была более независима, обладала профессиональными знаниями, почти все имели высшее образование, а многие и ученые степени, причем неоднократно бывали на Западе. Главным источникам обогащения, «первоначального» накопления капитала номенклатуры в 1960-е – начале 1980-х годов стали различные должностные злоупотребления, систематические взятки, приписки, протекционизм, «зоны вне критики». К началу 1980-х годов от социалистического «базиса» осталась лишь внешняя оболочка. Высшие государственные чиновники, министры, их заместители, директора концернов искали возможность навечно закрепить свое право владеть и управлять, мечтали о праве собственности на предприятия. Желание советской номенклатуры изменить общественное устройство в своих интересах, оформить юридически те права. Которыми пользовались де-факто, стало осознанной потребностью. В условиях отсутствия гласности, контроля за деятельностью аппарата усилились бесконтрольность и безнаказанность чиновников, широко распространились хищения, взяточничество и приписки, создались благоприятные условия для роста черного рынка. Капиталы теневой экономики оценивались в 70-80 млрд.рублей. На основе подкупа должностных лиц происходило сращивание уголовного мира с представителями аппарата власти, управления, правоохранительных органов, которые за огромные взятки покрывали преступников, устраняли неугодных и неподкупных лиц. Страну взбудоражили громкое судебное дело фирмы «Океан», по которому был осужден к расстрелу один из заместителей министра рыбного хозяйства СССР; дело бывшего заместителя министра внешней торговли Сушкова и его сообщников; дела бывших руководителей Узбекской ССР Усманходжаева и Худайбердыева; дела бывшего заместителя председателя Совета Министров Молдавской ССР Вышку, некоторых министров и др. Все это вело к падению престижа управленческого аппарата, нарастанию правового нигилизма, преступности, социальной апатии масс.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (14897)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |