Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры»
Массовая культура (поп-культура , культура большинства)-культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как -быт, -развлечения (спорт , поп-музыка , массовая литература), -средства массовой информации и т.п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными проишествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения [мейстрим (англ. Mfinstream)-основное течение ]. Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты ,присуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации». В начале ХХI века современные исследователи констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции … уже привели созданию критической массы изменений, затронувших самые основы… культурных институтов . К наиболее значимым из них , на наш взгляд , относятся: коммерциализация культуры , демократизация , размывание границ – как в области знания , так и в области техники , - а также преимущественное внимание к процессу , а не к содержанию». Искусства и художественная.В сфере художественной культуры происходит достижений стал коммерческий успех произведения . Потакая массовому потребителю ,российское искусство в целом резко снизело свой художественный уровень, переориентировалось на западные «эстетические» стандарты. Телевидение,ставшее ныне «самым мысовым из искусств»,делает ставку сериалы и разнообразные шоу (лотереи , игры с призами и т.д.) Отечественный кинематографпереживает упадок .Кинопрокат закупа и демонстрирует в основном зарубежные (чаще американские ) фильмы . Их основные жанры : остросюжетные фильмы (приключения, боевики, триллер фильмы ужасов и катастроф); драм, мелодрам, невзыскательные комедии различных разновидностей (криминальная, «черная» комедия, трагикомедия, комедийная мелодрам),фантастика, эротика. Схожа ситуация и на телеэкране. Производство российских кинокартин дорого и сокращается. Повышение цен на билеты, изменение структуры кинорепертуара и конкуренция телевидения и видеопроката привели к массовому оттоку кинозрителей, сеансы проходят почти при пустых залах. Театр перестал быть духовным наставником . «Театр, может быть , самое могучее и верное средство возрождения страны; как барометр, театр указывает на подъем или упадок нации. Чуткий , прозорлиаый театр (я говорю обо всех жанрах – от трагедии до водевиля ) способен в считанные годы переменить образ чувст целого народа ,и, точно так же , увечный театр, отрастивший копыта вместо крыльев , способен растлить и усыпить нацию. Театр – это школа смеха и слез ;это свободная трибуна, с которой должно обличать лживую или ветхую мораль , представляя через живые судьбы вечные законы сердца и души человеческой. Театр должен властвовать над публикой ,а не публика над театром».[Федерико Гарсиа Лорка. Речь о театре] Книжный рынок и библиотеки.Коренные перемены коснулись и издательского дела .Государство перестало поддерживать издание научной литературы , появилось большое число частных издательств, ориентированных в первую очередь на коммерческий интерес. Российский книгоиздательский бизнес активно монополизируется (40 – 45 % книжного рынка контролируется 6 – 7 крупными издателями) и сосредоточен в Москве ( 83,5 % суммарного тиража всех российских книг , 56,4 % - по количеству наименований ). Доля петербургского книгоиздательского бизнеса в общем объеме выпуска в стране составляют 9,55% и 6,89% соответственно. Книжный рынок отличается на широкое распространение компьютерной техники – ряд изданий выходит в свет не только на традиционном бумажном носителе , но также и в электронном виде – вместе с CD-ROM (с компакт-диском). Многие издательства в коммерческих интересах нарушают Закон РФ «Об обязательном экземпляре документов» (эту практику ввела Екатерина II ) – их книжная продукция не попадает в ведущие библиотеки страны. Крупные федеральные книгохранилища (РГБ , РНБ , ГПИБ) сегодня не в состоянии проследить за всем потоком информации, издающемся на территории страны. Это свидетельствует пренебрежении многими издателями ответственностью перед будущим поколениям в деле сохранения культуры и интеллектуального достояния . По сравнению с 1992 г. в несколько раз увеличилось количество наименований книг, но при этом происходит сокращение совокупного тиража изданий. Кардинально изменился и значительно расширился книжный репертуар издательств. С книжных полок исчезла пропагандистского - идеологическая литература; безвозвратно ушло в прошлое время , когда произведения классиков марксизма – ленинизма , материалы съездов и пленумов правящей партии , речи партийных руководителей составляли обязательное содержание книжных магазинов. Но в книжном деле на лицо явно вытеснение духовных интересов коммерческими: как и в кино – и телеискусстве , в литературе на первое место вышли детективы , мистика , эротика , скандальная хроника и скороспелые мемуары политиков , женские романы и второсортные сказки в жанре фэнтези , различные советы целителей , магов и пр. В этом море произведений массой культуры нередко со смещенными нравственными ориентирами не всегда легко найти настоящую книгу из разряда художественной , научной и учебной литературы. При этом книга ( особенно в твердом переплете ) стала дорогой , а поэтому часто недоступной для главного потребителя – читающей бюджетной интеллигенции , в первую очередь – ученых и преподавателей , для которых книга – профессиональная необходимость . Невысокая стипендия затрудняет приобретение книжных новинок и учащейся молодью. Сокращается комплектование научных библиотек отечественной и зарубежной научной литературой . Это приводит к сокращению библиотечного фонда , ограничению доступа ученых к мировой научной информации . Из-за недостатка средств массовых библиотек . Многие из них закрываются. Снижается и читательский интерес, в том числе к периодике , который после перестроечного читательского бума переживает спад. Переход к рынку изменил условия существования учреждений науки и культуры. Они переживают кризис недофинансирования , вынуждены сдавать помещения в аренду и оказывать населению коммерческие услуги , искать меценатов и спонсоров , заниматься сбытом своей продукции . Материальная база культуры, в том числе из – за приватизации, оказалось подорванной. Наукой , особенно академическая и фундаментальная , не дающая быстрой отдачи, переживает кризисный период . Сокращается число ученых и научных учреждений в системе Академии чуть ли не в 20 раз. Экономический прогресс России невозможен без существования фундаментальной науки. Ни одна действительно экономически развитая и сильная в военном отношении страна никогда не обходилась без своей фундаментальной науки. Ошибочно считать , что в фундаментальной науке можно выделить несколько «самых перспективных» направлений и ограничиться их поддержкой . Опыт мировой науки показывает , что только системный подход к развитию науки обеспечивает эффективное развитие научной и технологической базы независимости государства. Необходимо уже теперь выделять на науку не менее 6% госбюджета, довести среднюю заработную плату научных работников (прежде всего, низшего и среднего звена) до уровня хотя бы средней зарплаты по Москве, модернизировать материально-техническую базу научных учреждений, оборудовать ведущие библиотеки и архивы страны современной оргтехникой. Пока это не будет выполнено, мы обречены на прогрессирующее отставание российской науки от мирового уровня. Лишь 8-10% российских научных работ соответствуют мировому уровню. Отсутствие должного государственного управления и контроля, надежда на рыночные механизмы регулирования науки, недостаточное финансирование и крайне низкие зарплаты научных сотрудников, приводят к оттоку из науки наиболее молодых и перспективных сил, миграции квалифицированных ученых в другие отрасли народного хозяйства, коммерческие структуры и за границу («утечка умов»). В настоящее время в большинстве институтов РАН более половины докторов наук достигли пенсионного возраста. Перед научными учреждениями, как и перед вузами, стоит серьезная проблема старения кадров. Причины тяжелого положения в науке заключаются во многом в политике, приведшей к падению социального статуса науки и ученого. Оценка политики государства как «разрушительной по отношению к науке» - весьма характерна для ученых. Акционирование, приватизация и коммерциализация промышленности и связанной с ним прикладной науки производства привели к резкому сокращению наукоемкого производства. Например, в Петербурге только за 10 лет (1985 – 1995) электронная индустрия сократилась в 20 раз. Культура быта. Существенные изменения произошли в культуре быта, традициях и повседневной жизни людей. Из-за увеличения сферы платности, продолжающейся инфляции и постоянно растущей дороговизны (в том числе жилья, квартплаты и общественного транспорта) многие медицинские, культурно-просветительские и коммунальные услуги стали почти недоступны для малообеспеченных слоев населения. Сокращаются общение и досуговая деятельность людей. Многие перестали выписывать периодические издания, посещать театры и кино. Особенно трудно приходится пенсионерам и бюджетным работникам.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (12351)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |