В зарубежной психологии
Интегративность категории «психологическая безопасность» Психологическую безопасность можно рассматривать: ― как процесс, т. е. психологическая безопасность создается фак- тически каждый раз заново, когда встречаются участники социальной среды; ― состояние, обеспечивающее базовую защищенность личности и общества; ― свойство личности, характеризующее ее защищенность от де- структивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (со- противляемости) деструктивным воздействиям. Интегративность и в том, что психологическую безопасность воз- можно рассмотреть на уровне: — общества — как характеристику национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, что озна- чает выполнение социальными институтами своих функций по удов- летворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, фактически обеспечивая качество жизни и здоровье людей; — локальной среды — организации, где работает человек, семьи, ближайшего окружения, группы друзей; — личности — многообразие аспектов сопротивляемости и жиз- нестойкости: переживания своей защищенности (незащищенности), наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструк- тивным воздействиям, понимание и представление о психологиче- ском насилии и совладании с его психотравмирующими формами, конкретные поведенческие акты, способствующие или препятствую- щие нарушению безопасности другого, саморазрушению или конст- руктивному устойчивому развитию. Сопротивляемость, устойчивость человека как ха- Рактеристики психологической безопасности личности Сопротивляемость личности — феномен, определяющий воз- можности человека в экстремальной ситуации и ее последствия для него. Существуют термины, которые используются для обозначения схожих проявлений: выносливость, жизнестойкость, оптимизм. Со- противляемость личности может быть определена как способность к успешной адаптации и развитию компетентности в условиях угрозы со стороны обстоятельств, использование психологических ресурсов, необходимых для оценивания, интерпретации и последующего ответа на стрессоры. Сопротивляемость личности является интегральным или системным качеством личности, которое отражает определенные особенности взаимодействия личности с окружающей средой. В отечественных исследованиях для описания вопросов, связан- ных с сопротивляемостью личности трудным ситуациям, использует- ся понятие «психологическая устойчивость». Устойчивость личности может быть рассмотрена и изучена как результат целостной функцио- нальной системы эмоциональной саморегуляции; способность сохра- нять и реализовать личностные позиции; качество личности, позво- ляющее противостоять жизненным трудностям, сохраняя здоровье и работоспособность; как условие психического здоровья человека и гармоничное развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностно-профессиональной сферы; как интегральное личностное свойство, отражающее предрасположенность к сохранению эмоцио- нального равновесия, жизненной активности в изменяющихся усло- виях существования. Наблюдаемые явления, в которых мы видим проявления сопро- тивляемости, относятся к широкому спектру ситуаций — от экстре- мальных до повседневных сложностей. Сопротивляемость обеспечи- вается психологическими ресурсами личности, которые, в свою оче- редь, актуализируются в зависимости от характеристик ситуации, ее типа и вида. В каждом случае мы имеем дело с определенными про- явлениями сопротивляемости, когда сам феномен представляет собой общее название, интегрирующее основные признаки возможности че- ловека преодолевать экстремальные ситуации без негативных лично- стных изменений и использовать их для дальнейшего роста. Сопротивляемость рассматривается и определяется как свойство личности; как психический процесс, который включает последова- тельно осуществляемые действия, ведущие к реализации задачи, и как подвижное равновесное состояние психики, сохраняемое путем про- тиводействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. Сопротивляемость как целостная характеристика личности, отра- жающая ее возможности самосохранения и развития, имеет различ- ные эмпирические референты в разных жизненных условиях, в кото- рых она раскрывается. Защищенность личности от психологического насилия в ближайшем социальном окружении служит проявлением сопротивляемости в конкретной жизненной ситуации. Основные направления исследования сопротивляемости лично- сти: выявление ресурсов, обеспечивающих успешность преодоления человеком тех или иных ситуаций, определение общих и специфи- ческих ресурсов для разных типов трудных ситуаций, поиск эмпи- рических референтов сопротивляемости в различных жизненных ситуациях. Подходы к проблеме изучения сопротивляемости в зарубежной психологии Термин «сопротивляемость» впервые был употреблен в научной литературе в 1942 г., в статье Сковилля, опубликованной «Американ- ским журналом по психиатрии» и посвященной деятельности британ- ских социальных работников во время Второй мировой войны. Автор статьи подчеркнул «удивительную сопротивляемость детей перед лицом опасных для жизни ситуаций». Понятие «сопротивляемость», которому посвящено множество исследований, может быть определено: 1) как способность развиваться нормально в психологическом плане, несмотря на дестабилизирующие события, тяжелые условия жизни и травматизм, или способность быстро адаптироваться к не- счастью или бедствию, восстановиться после этих ситуаций; 2) результат, состоящий в отсутствии психических расстройств во время и после ситуаций, способных вызвать расстройство; 3) процесс, включающий взаимодействие субъекта и среды, про- цесс, включающий факторы защиты (индивидуальные, семейные, сре- довые), регулирующие риск. Так как в литературе по психологии и психиатрии нередко встре- чаются другие термины для описания вопросов, более или менее близких к понятию сопротивляемости, мне представляется необходи- мым представить здесь наиболее частотные: выносливость, чувство связности (когерентности), расширение (разрастание), неуязвимость, адаптация89 „. Понятие выносливости (англ. hardiness) использовалось вплоть до 2003 г. в Тезаурусе базы данных PsycINFO для обозначения психо- логической сопротивляемости. Это понятие впервые появилось в ста- тье Сальватора Мадди (1967), который указал, что в связи с более «от- крытым» отношением к жизни личность выносливая и крепкая легче принимает смерть и испытывает меньше страха перед ней. Первое исследование по выносливости было представлено в рам- ках диссертации Сюзанны Констанс Келетт-Кобаза (1977), защищен- ной в университете Чикаго и носившей заголовок «Стресс, личность и здоровье». Подзаголовок диссертации — «Исследование неучтенной возможности» — отсылает к тому факту, что некоторые люди оказы- ваются устойчивыми перед лицом болезни (соматической или психи- ческой), хотя пережили изменения, которые в их культуре считаются в значительной степени стрессовыми. Понятие выносливости, как оно описано у Кобаза (1979) и Коба- за, Пусетти (1983), описывается тремя показателями: — контроль. Выносливые люди испытывают чувство контроля над своей жизнью, выбора линии поведения в стрессовых обстоятельствах. Они считают, что могут контролировать события или влиять на них; — вовлеченность в деятельность, в отношения с другими и са- мим собой (так как эти отношения выявляют их собственные ценно- сти, цели и жизненные приоритеты, они относятся к смыслу их суще- ствования); — расценивание изменений скорее как вызов, чем как угрозу. Выносливая личность испытывает на прочность свою гибкость в ког- нитивном плане, настойчива и знает, где найти поддержку. Эти авторы рассматривают выносливость как характеристику личности, которая выражается как в поведенческом плане, так и в ког- нитивном. Кроме того, выносливость определяется как пучок харак- теристик личности, существующих в качестве ресурса для противо- стояния стрессовым событиям жизни. Термин когнитивной выносливости (англ. cognitive hardiness) создан Кобазой для описания адаптивного поведения индивидов, ко- торые под давлением значительного стресса выявили лишь слабую склонность к болезням. Кроме того, понятие выносливости неодно- кратно использовалось в психологии здоровья. Рассматриваемая в большей степени как индивидуальная харак- теристика личности, выносливость, тем не менее, анализировалась и на уровне семьи — Маккубином и др. (1991). В этом контексте она понимается как особая сила, амортизирующая стресс, возникающий в семье. К трем характеристикам, описанным Кобаза, Маккубин и др. добавляет четвертую — доверие (1991). Речь здесь идет о способности семьи планировать, преодолевать препятствия и жить осмысленно. Понятие чувства связности появилось в контексте салютогенети- ческого направления, которое задалось вопросом о происхождении здоровья: Кто размещается на полюсах здоровья в континууме бо- лезнь — здоровье? Почему некоторые люди ориентированы, вне за- висимости от их положения в этом континууме, в конкретный момент на полюс здоровья? Отвечая на эти вопросы, Аарон Антоновский предложил понятие ресурсов общего сопротивления, которое объединило все факторы, эффективные в борьбе с факторами стресса. Ресурсы общего сопро- тивления магическим образом становятся иммуностимулирующими, минуя силу личности, деньги, социальную поддержку или культур- ную стабильность. Все ресурсы общего сопротивления имеют одно общее: они об- легчают понимание смысла факторов стресса, которым мы противо- стоим. Для определения этого общего фактора Антоновский ввел по- нятие смысла связности, которое соотносится с ощущением полной и длительной, хотя и динамичной, веры в то, что: а) стимулы, которые проистекают в течение жизни из внутренней и внешней среды, структурны, предвидимы, объяснимы; б) имеются ресурсы для противостояния требованиям этих сти- мулов; в) эти требования составляют вызов, который стоит того, чтобы его принять. Чувство связности (когерентности) имеет, таким образом, три со- ставляющих: а) разборчивость, ясность; б) способность управлять си- туацией; в) факт, что в эмоциональном плане (не только когнитивном) события имеют смысл, позволяет им стать вызовом, который достоин эмоционального ответа и, следовательно, не является бременем. Понятие разрастания (расширения) (англ. thriving) отсылает к че- му-то большему, чем простая демонстрация гомеостазии, возврат к ситуации в том виде, в каком она была до действия фактора стресса. О`Леари и Иковиц предложили модель «добавленной ценности», ко- торая объясняет, что после стресса индивид или сообщество может не только выжить или восстановиться, но даже расшириться (1995). По- нятие разрастания отсылает, следовательно, к ситуациям, в которых после стресса становится «лучше, чем раньше». Согласно Карверу, термин «сопротивляемость» должен быть со- хранен для ситуаций, в которых возможно только возвращение к со- стоянию, предшествующему стрессу (1998). Понятие разрастания может быть также применено к семьям, ор- ганизациям и даже нациям, которые не только восстановились, но ко- торые разрослись вследствие глубоких изменений в коммуникацион- ном, социальном, экономическом или политическом аспектах (О`Леари, 1998). Понятие неуязвимости, задуманное как одна из крайних точек континуума уязвимость—неуязвимость, появилось в работах Антони (1974), который описал «синдром психологически неуязвимого ре- бенка». Для иллюстрации понятия неуязвимости Антони привел ис- торию о трех куклах Жака Мэя: по стеклянной, пластмассовой и стальной кукле сильно ударили молотком. Удар разбил вдребезги стеклянную куклу, оставил рубец на пластмассовой, а третья, сталь ______- ная, осталась невредимой. Несколькими годами позже, в предисловии к знаменитой книге Вернера и Смита «Уязвимый, но непобедимый», Гармези (1982) тоже говорил о неуязвимом ребенке, которого он на- звал «здоровым ребенком в нездоровой среде». До сих пор идея неуязвимости, как и идея бессмертия, не остав- ляет человечество. В клинической психологии использование его вызвало критику. Антони сам признавал, что метафора трех кукол являет собой «недостаточную и упрощенную модель человеческого состояния». Некоторые критикуют во многом статичный характер понятия неуязвимости. Для других нет неуязвимости абсолютной или общей, но только относительный иммунитет к стрессовым событиям и ситуациям. Исследователи, кроме того, говорят об отрицательных последствиях популяризованных идеализаций (запечатленных, на- пример, в выражении superkids (вундеркинды) и, в скрытой форме, наиболее высокой оценки. Наконец, есть те, кто опасается, что поня- тие неуязвимости может стать препятствием для осуществления пре- вентивных социальных мер, позволяющих воздействовать на факторы риска окружающей среды. В силу всех этих причин, понятие неуязвимости используется все меньше, уступая место термину «сопротивляемость». Неуязвимость теперь понимается как крайняя точка континуума, начинающегося с уязвимости (тоже крайней точки). Но даже для понятия уязвимости, которое сохраняет свое место среди важных понятий развивающей психопатологии, представляется необходимым напомнить утвержде- ние Анны Фрейд (1978, 1982), написавшей, что «невозможно объяс- нить уязвимость с помощью индивидуальных характеристик ребенка, но требуется осмыслить ее в более общих и надличностных терминах». «Таким образом, скорее неуязвим не ребенок, а сам процесс развития», — заключила Анна Фрейд. Такое видение позволяет предотвратить последствия травмирующего события для уязвимого ребенка. В английском языке различаются понятия адаптации (adaptation) и коррекции (регуляции, adjustment). Согласно Тезаурусу PsycINFO, адаптация — термин более широкий, он отсылает к состоянию гармо- нии между внутренними потребностями и внешними требованиями, а также к процессам, используемым для достижения этого состояния. Возможно, следует _______употреблять более специфичный термин. Некото- рые французские авторы ввели слово «регуляция» для перевода тер- мина «копинг», который обозначает совокупность стратегий, исполь- зуемых для противостояния стрессовому событию или стрессовой си- туации. Согласно Тезаурусу, регуляция должна быть отделена от адаптации по принципу отнесения к физиологии или биологии. В «Психологическом словаре» Фрейлиха (1997) уточнено, что термин «адаптация» заимствован из биологии и физиологии. Как ут- верждает Фрейлих, «термин этот означает все изменения состояния организма и систем, его составляющих, которые благоприятствуют аккомодации (приспособлению) и корректировке в соответствии с модификациями среды в целях сохранения, восстановления или улучшения жизненных и функциональных способностей. Процессы адаптации увеличивают свою сложность, восходя от тропизма к со- циальной адаптации. Соотношение между сопротивляемостью и адаптацией хорошо описано Анн С. Мастен (1994), которая отметила, что сопротивляе- мость индивида отсылает к успешной адаптации, несмотря на риск и бедствие. Для Мастен сопротивляемость, как и психопатология, оце- нивается на основе нормативных образцов развития (паттернов) и в нормативных условиях среды. Если индивид оценивается как обла- дающий сопротивляемостью, это включает и оценку адаптации. Итак, можно утверждать, что: — термин «выносливость», используемый как синоним сопро- тивляемости до 2003 г., актуализирует только три характеристики личности, обладающей сопротивляемостью (контроль, вовлеченность, вызов); — чувство связности (когерентности) описывается тремя факто- рами, позволяющими сохранять здоровье перед лицом стрессоров (яс- ность, способность управлять, придание смысла); — понятие «разрастания» отсылает к наивысшему результату, к которому может привести сопротивляемость, и означает способность стать лучше, чем до стресса или травматизма; — неуязвимость описывает (преимущественно статично) сохра- нение психического здоровья в среде, обычно расцениваемой как па- тогенная. Подвергшись критике, она уступает свое место понятию со- противляемости; — адаптация — понятие, заимствованное из биологии и физиоло- гии_______, может быть рассмотрена как показатель сопротивляемости, когда оценивание показывает, что имеет место успешная адаптация.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1064)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |