Информационный материал для самостоятельной работы
В последние годы значительно возрос исследовательский интерес к социальной и психологической средам функционирования человека. Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема защи- щенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды. Психологизация образовательной среды в це- лях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создания безо- пасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрес- сивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному ва- кууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием здесь является обеспечение психологической безо- пасности во взаимодействии участников образовательной среды. Рас- смотрение феномена образовательной среды осуществляется с пози- ций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды — как фактора образования. Образова- тельная среда представляет совокупность материальных факторов об- разовательного процесса и межличностных отношений, которые уста- навливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. С психологических позиций образовательная среда есть взаимодействие ее участников. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирова- ния, но и образовательная среда как целое и отдельными своими эле- ментами влияет на каждого субъекта образовательного процесса. Межличностные отношения могут быть очень разными по своему ценностному содержанию, а тем самым иметь различные последствия для участвующих в них личностей. Одни отношения обезличивают людей, другие — открывают возможность развития индивидуально- сти каждого. Характер отношений задает пространство развития лич- ности, а само их построение есть реальный процесс ее развития. Для позитивного развития необходима образовательная среда, где бы личность востребовалась и свободно функционировала, где бы все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основ- ных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. Од- ним из важнейших условий этого является психологическая безопас- ность. Проблема защищенности, чаще всего прав ребенка, прямо или косвенно упоминаются в большинстве работ, посвященных гуманиза- ции образования. Согласно гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), все права человека, в том числе его право на свободный выбор содержания, форм и режимов образования, должны находиться под защитой. Э. Фромм добавляет, что любовь к жизни и гуманные отношения между людьми могут развиваться, если в обществе будут иметься соответствующие предпосылки, а именно безопасность и за- щищенность. Одна из главных задач образовательной среды — создание усло- вий для воспитания человека, способного к саморазвитию. К таким условиям относится взаимодействие ребенка с учителем, взрослым в условиях психологической защищенности и поддержки. Исследования выдающихся отечественных психологов Л. С. Вы- готского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина и их последо- вателей показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними. Многочисленные исследования, проведенные Л. И. Божович, приводят к выводу о том, что, как сложится опыт об- щения в детстве, зависит способность человека оценивать себя и ре- гулировать свое поведение и подтверждают мысль о ведущем значе- нии эмоционального благополучия в психическом развитии личности. Следовательно, психологические показатели качества среды, особен- но психологическая безопасность, являются значимыми не только для межличностного взаимодействия, но и для психологических меха- низмов функционирования человека. По мнению А. А. Крылова, существуют два вида результатов пе- дагогической деятельности. Один вид — это функциональные про- дукты деятельности (урок, методика и т. д.). Другой (главный) вид — это психологические продукты деятельности (психические новообра- зования в личности учащихся). Иначе говоря, главный, конечный ре- зультат педагогической деятельности — сам учащийся, развитие его личности, способностей и умений. По данным социально-педагогического исследования, проводив- шегося в нескольких регионах России под руководством О. Е. Лебе- дева, хорошая школа, с точки зрения учащихся, развивает их умст- венные способности, готовит к профессиональной деятельности, вос- питывает чувство ответственности, уверенности в себе, самостоя- тельность в решении жизненных проблем. К этому надо добавить, что существенными признаками «хорошей школы» для учащихся являют- ся безопасность (школа без опасности насилия, унижения, оскорбле- ний) и доброжелательные отношения между учащимися, а также ме- жду учащимися и учителями (школа, в которую идешь с радостью). С точки зрения родителей, школа должна готовить к продолжению об- разования, сотрудничеству с людьми, жизни по общественным нор- мам морали, бережному отношению к своему здоровью, самостоя- тельным действиям в жизни. Такое понимание смысла школьного об- разования определило отношение родителей к знаниям и умениям, которое дает школа: нужны знания и умения, которые обеспечивают возможность дальнейшей учебы и успешной жизни в обществе. Большинство родителей связывают понятие «хорошая школа» не только с качеством образования, но и с психологическим климатом в школе, обеспечением безопасности детей. А для этого жизнь школы должна и своим содержанием, и фор- мой привлекать к себе, пробуждать в учащихся творческую актив- ность, формировать в каждом из них в конечном итоге положитель- ный эмоциональный настрой и вызывать ощущение психологическо- го комфорта и защищенности. Таким образом, психологический компонент образовательной среды — это прежде всего характер общения субъектов образова- тельного процесса, на фоне которого реализуются потребности, воз- никают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. Этот компонент несет на себе основную нагрузку по обеспечению возмож- ностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образова- тельного процесса в ощущении безопасности, сохранении и улучше- нии самооценки, признании со стороны общества, самоактуализации. Можно предположить, что в качестве значимых психологических характеристик образовательной среды можно рассматривать отноше- ние к образовательной среде, удовлетворенность основными характе- ристиками взаимодействия и психологическую безопасность (защи- щенность от психологического насилия). Психологическую безопас- ность можно выделить как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер, так как особую акту- альность в настоящее время приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образова- тельной среды. Психологизация образовательной среды в целях со- хранения и укрепления здоровья ее участников, создания безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессив- ной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакуу- му, следствие которых — рост социогенных заболеваний. Важным условием здесь является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. Образова- тельная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и про- странственно-предметное окружение. Психологическая сущность этой реальности — совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного про- цесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отноше- ний участвующих в ней субъектов. Необходимо смоделировать и спроектировать образовательную среду, где личность бы свободно функционировала, чувствовала защищенность и удовлетворенность своих основных потребностей, сохраняла и развивала психическое здоровье. Одно из важнейших условий этого — психологическая безопасность образовательной среды. Под психологической безопас- ностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способст- вующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечи- вающее психическое здоровье включенных в нее участников. Категория психологической безопасности определяется в трех аспектах: 1) как состояние образовательной среды, свободное от проявле- ний психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечи- вающее психическое здоровье вовлеченных в нее участников; 2) как система межличностных отношений, которые вызывают у участников чувство принадлежности, убеждают человека, что он пре- бывает вне опасности; 3) как система мер, направленных на предотвращение угроз в целях продуктивного устойчивого развития личности. Ведущее место среди условий для личностного роста занимают социальные условия, содержащиеся во взаимодействии участников образовательной среды.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |