УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ»
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский медицинский колледж» Министерства по здравоохранению и социальному развитию РФ
И.И.Щербина, Л.Ф.Матова, Г.В.Загурская
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ»
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский медицинский колледж» Министерства по здравоохранению и социальному развитию РФ
И.И.Щербина, Л.Ф.Матова, Г.В.Загурская
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ»
Специальности: 060101 «Лечебное дело», 060501 «Сестринское дело» 060301 «Фармация», 060604 «Лабораторная диагностика»
ББК 74.26 + 81.2 (лат.) Щ 61
Рецензент: Старший преподаватель кафедры иностранных языков Леднёва Г.И. Редакционный совет: Артемьев В.Н., Рублев В.С., Шабарова М.Н., Веревкина М.П., Чернакова О.П., Губарева Е.С., Попова Н.С.
Щербина И.И., Матова Л.Ф., Загурская Г.В. Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии»: Пособие для самостоятельной подготовки/ И.И. Щербина, Л.Ф. Матова, Г.В. Загурская, - Омск: ФГОУ СПО ОМК, 2007. – 102с.
ОГЛАВЛЕНИЕ Стр.
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................. 6 ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 7
РАЗДЕЛ 1. ФОНЕТИКА................................................................................................ 8
РАЗДЕЛ 2. МОРФОЛОГИЯ....................................................................................... 13 2.1 Глагол. ............................................................................................................... 13 2.2 Грамматические категории существительного.............................................. 20 2. 3 Существительные 1, 2 склонения. Склонение греческих существительных на –e, -on. Предлоги с Accusativus и Ablativus............... 24 2.4 Несогласованное определение......................................................................... 29 2.5 Имя прилагательное. Прилагательные 1 группы. Прилагательные 2 группы................................................................................ 33 2.6 Третье склонение существительных................................................................ 44 2.7 Существительные 3 склонения. Женский род................................................ 49 2.8 Существительные 3 склонения. Средний род................................................ 51 2.9 Существительные 4 склонения........................................................................ 52 2.10 Существительные 5 склонения........................................................................ 54
РАЗДЕЛ 3. ХИМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА................................................... 56
РАЗДЕЛ 4. РЕЦЕПТУРА............................................................................................ 62 4.1 Краткие сведения о рецепте............................................................................. 63 4.2 Правила выписывания латинской части рецепта......................................... 65 4.3 Образцы выписывания мягких, твёрдых и жидких лекарственных форм. 68 4.4 Общепринятые рецептурные сокращения..................................................... 72
РАЗДЕЛ 5. КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.................................................. 77 5.1 Состав слова. Греческие и латинские приставки, суффиксы...................... 77 5.2 Основные греческие корни.............................................................................. 80 5.3 Греко-латинские дублеты................................................................................. 82
РАЗДЕЛ 6. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К УПРАЖНЕНИЯМ...................................... 84 6.1. Эталоны ответов к разделу «Фонетика»..................................................... 84 6.2. Эталоны ответов к разделу «Морфология»................................................. 86 6.3. Эталоны ответов к разделу «Химическая номенклатура»........................ 95 6.4. Эталоны ответов к разделу «Рецептура»..................................................... 98 6.5. Эталоны ответов к разделу «Клиническая терминология»..................... 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................................... 102
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов предназначено для студентов медицинских колледжей и медицинских училищ. Оно создано в целях повышения качества подготовки специалистов по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» и предназначено как для студентов, самостоятельно изучающих ту или иную тему дисциплины, так и для учащихся, которые, прослушав материал на занятии, хотят более качественно его усвоить. Особенностью дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» является большой объем информации и небольшое количество часов на ее изучение. Согласно стандарту студент должен овладеть основами грамматики, научиться оформлять латинскую часть рецепта, выучить большое количество клинических, фармакологических, анатомических лексических едениц. Календарно-тематический план составлен в такой логической последовательности, которая позволяет наилучшим образом усваивать учебный материал. Но если студент пропустил одно или несколько занятий, возникает необходимость ему самому изучить пропущенную тему, сделать конспект и закрепить полученные знания. Базисный учебник Ю.Городковой «Латинский язык» дает большой объем учебной информации и много упражнений. Но эти упражнения не предусматривают постепенное нарастание степени сложности, что затрудняет самостоятельное изучение и закрепление пропущенной темы. Пособие состоит из разделов в соответствии с учебной программой. Каждый раздел содержит темы для самостоятельного изучения. Материал каждой темы начинается с плана ее изучения, где студенту указывается, что он должен знать и уметь по каждой теме. После теоретической информации, предлагается система упражнений, позволяющих осмыслить и закрепить изучаемый материал. После изучения темы раздела предложены вопросы для самоконтроля и тестовые задания, позволяющие студентам проверить степень усвоения нового материала. Все упражнения и контрольные тесты снабжены эталонами ответов. Пособие может также испльзоваться на занятиях и быть полезно слушателям ФПК.
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые студенты!
Перед Вами пособие по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии». Оно разработано для тех, кто пропустил занятие по той или иной теме и должен самостоятельно изучить материал, а также для тех, кто стремится глубже и основательнее понять каждую тему курса дисциплины. Пособие имеет следующую структуру. Весь материал разделен на разделы, включающие в себя несколько тем. При изучении каждой темы Вам предлагается сначала во введении понять значимость темы для будущего специалиста и ее место в курсе дисциплины, что Вы должны знать и уметь в результате изучения темы, в каких еще источниках Вы можете найти информацию по данному вопросу. Следующая часть – информационная, в ней излагается изучаемый материал и подобраны упражнения для его закрепления. Вы должны сделать подробный конспект изучаемой темы, а затем выполнить предложенные упражнения. Не забывайте проверять правильность их выполнения по эталонам, которые Вы найдете в приложении к данному пособию. Третья часть пособия – «Самоконтроль». Выполнив задания самоконтроля, Вы сможете понять, насколько хорошо Вы поняли изучаемый материал. Если при выполнении какого-либо задания у Вас возникли проблемы, вернитесь еще раз к информационной части темы и постарайтесь ее понять. Помните, что Non est via in medicina sine lingua Latina – «Непроходим путь в медицине без латинского языка». И еще очень важно осознать, что Non schola, sed vitae discimus. – «Не для школы, для жизни учимся». Желаем Вам удачи! Авторы пособия.
РАЗДЕЛ 1. ФОНЕТИКА
Уважаемые студенты! Перед Вами стоит задача самостоятельно изучить раздел «Фонетика», сделав конспект и выполнив упражнения. Но, прежде всего, следует понять, для чего Вам необходимо знание фонетических правил латинского языка, оценить степень важности и востребованность данной темы в вашей будущей профессии. На протяжении всей Вашей учебной и профессиональной деятельности Вы будете читать названия препаратов, заболеваний, возбудителей этих заболеваний, написанные на латинском языке. Кроме этого, Вы будете выписывать рецепты, что невозможно без знания правил чтения и написания букв и буквосочетаний. Итак, научиться читать и писать по-латински – ваша профессиональная задача. Цели самоподготовки Изучив раздел «Фонетика», Вы должны будете Знать: - алфавит; - правила чтения гласных, согласных, дифтонгов, диграфов и других буквосочетаний; - принцип деления слов на слоги и правила долготы и краткости гласных второго (предпоследнего) слога. Уметь: - читать по латыни
Информацию по фонетике Вы можете найти в учебнике Ю.И. Городковой «Латинский язык», Р н/Д, 2000, § 1,2,4,6,8 .
План изучения раздела
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4709)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |