Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие философской антропологии



2015-11-18 1510 Обсуждений (0)
Понятие философской антропологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Философская антропология является областью философского познания, обращённой к человеку. Как самостоятельная область знания она появилась в XVIII веке, но проблема человека в философии была обозначена ещё в античности в деятельности софистов и Сократа. То есть различные вопросы философской антропологии сложились на ранних этапах развития самой философии.

Дословный перевод термина «антропология» означает «слово о человеке» или «учение о человеке». Антропологией называют совокупность научных дисциплин, изучающих человека. Философская антропология сформировалась в результате стремления человека осознать свою сущность, раскрыть уникальность своей собственной природы. Понятие «философская антропология» имеет два значения: во-первых, это область философского познания, раздел философии, изучающий человека, и, во-вторых, - философское направление, сложившееся в 20-х годах XX века, представленное в работах М.Шелера, А.Гелена, Х.Плесснера и противостоящее прагматизму, психоанализу, феноменологии, структурализму и др. направлениям европейской философии.

В отличие от естественных наук, изучающих человека как существо природное, философская антропология пытается осмыслить целостность человека в единстве всех его составляющих: природной, социальной, духовной; понять и объяснить многомерность человека и его бытия. Она ищет ответы на вопросы о происхождении человека и его сознания, сущности человека и смысле его бытия, феномене духовности и тенденциях его развития. Не только эти, но и многие другие вопросы попадают в поле зрения философского учения о человеке. В зависимости от исторической эпохи и философского направления, которое обращается к изучению человека, можно выделить различные подходы к рассмотрению сущности и особенностей человека (прилож.: рис.П.19).

Космоцентризм. Один из первых подходов сложился в древности, когда в центре внимания находилась природа, а человек уподоблялся космосу и рассматривался как микрокосм. Такой подход был характерен для ранней философии античного мира. С одной стороны, человек рассматривается здесь как существо природное, такое же, как и множество других естественных объектов живой и неживой природы. С другой стороны, человек не просто природное существо, он подобен космосу, представляет как бы срез космического начала, в котором преломляются все космические, вселенские законы.

Социоцентризм. Космоцентризм в понимании человека в античной философской мысли сменяется социоцентризмом, когда человек стал рассматриваться, прежде всего, как существо социальное: общественное или политическое животное. Яркими представителями этой концепции были крупнейшие мыслители той эпохи Платон и Аристотель. На Востоке подобные представления о человеке развивались в конфуцианстве и легизме, где человек просто растворялся в обществе и государстве. Человек для государства, а не наоборот.

Социальную сущность человека подчёркивали просветители в Новое время, марксизм, считая, что сущностью человека является совокупность всех общественных отношений.

Теоцентризм. В средневековой христианской и вообще в религиозной философии точкой отсчёта во всех вопросах является Бог. Он стоит в центре всех философских проблем. Он сотворил мир и управляет всем, что создано. Человек – создание Бога, он подобен Богу, поэтому выделяется из всего животного царства, но судьба человека на Земле определяется его грехопадением: отрекаясь от Бога и возомнив себя свободным и равным Богу, человек обрекает себя на страдания и тяжкие испытания. Таким образом, в религиозной философии человек рассматривается через призму его отношений с Богом.

Природоцентризм Нового времени несколько отличается от космоцентризма древних. Их объединяет то, что человек понимается и изучается, прежде всего, как существо природное. Но в отличие от античных мыслителей многие учёные и философы-материалисты XVI – XIX веков уже не говорят о единстве Вселенной, не уподобляют человека космосу, а напротив, подчёркивают его выделенность из природы, возвышая человека благодаря его разуму над всем природным миром.

Антропоцентризм доводит эту выделенность до логического завершения и рассматривает мир через призму человека, а самого человека как главную ценность мироздания. Впервые подобные идеи сформировались в учениях софистов: «Человек есть мера всех вещей – существующих в их бытии, а несуществующих в их небытии», - говорил Протагор. Своей высшей точки развития антропоцентризм в античности достигает в этическом рационализме Сократа, в Новое время – в учении Л.А.Фейербаха и Н.Г. Чернышевского в России.

Перечисленные позиции в изучении человека, как правило, преобладали в ту или иную эпоху, в целом они не связаны с определённой исторической эпохой и могут чередоваться или сосуществовать в один и тот же исторический период времени.

Пытаясь разгадать тайну человека и его бытия, философская мысль вырабатывала различные подходы к решению этой проблемы. Хотя, можно сказать, что ещё задолго до возникновения самой философии человек уже обращался к этой великой загадке и выражал своё понимание в мифе. В мифе мир мыслится в единой целостности, неразрывности своего бытия, и человек является органической составляющей этой целостности. Поэтому мифологическое сознание ещё не выделяет человека в качестве уникального объекта, человек оказывается вплетённым в жизнь всего космоса. Со временем, когда произошло выделение антропологической проблематики в самостоятельную область знания, изучение человека оказалось немыслимым без обращения к другим проблемам философии: природы, бытия, строения Вселенной и её основных законов. И это вполне объяснимо: человек не существует изолированно от всего мира, и хотя он претендует на некоторую избранность, уникальность, постичь эту уникальность невозможно, не обращаясь к познанию всех сфер действительности. Любое частное рассуждение о человеке не создаёт его целостного образа. И вместе с тем многие знания, казалось бы, далёкие от проблемы человека, проясняют некоторые аспекты его бытия, помогают постичь его целостность. Поэтому философия человека изменяется в зависимости от того, как понимается Бог, Вселенная, природа, общество, культура.





2015-11-18 1510 Обсуждений (0)
Понятие философской антропологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие философской антропологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1510)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)