Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Семиотические аспекты исследования народной художественной культуры: народная художественная культура как текст



2015-11-11 1349 Обсуждений (0)
Тема 9. Семиотические аспекты исследования народной художественной культуры: народная художественная культура как текст 0.00 из 5.00 0 оценок




Выявление сущности современных подходов к исследованию народной художественной культуры требуют анализа ее семиотических аспектов:

· понятие знака, значения, символа применительно к народному искусству;

· теории символа, знаковые функции символа, связанные с передачей закодированной в произведении искусства информацией;

· понятие художественного текста и художественных коммуникаций применительно к народному искусству;

· представление об основных этапах развертывания смысла текста художественного произведения (в свете наследия Ю.Лотмана).

Культурный текств широком смысле – это социо-нормативные представления, этические, религиозные, эстетические ценности, идеи, смыслы, а также многообразные формы их выражения.

Текст в народной художественной культуре - это вербальные, иконические (образные), музыкальные, жестовые, движенческие, предметно-вещественные тексты.

Содержание народной культуры воплощено в культурных текстах разной знаковой природы (слово, жест, музыка, танец, изображение, материально-вещный пласт культуры). Любой образец народной культуры (от предмета народного декоративно-прикладного искусства до обрядового действа) – это текст, где у каждого элемента (знака, символа, этапа и т.п.) есть свое место, которое меняется только при определенных обстоятельствах.

Тексты в фольклоре, то есть, народной художественной культуре классической поры отличаются сочетанием двух противоположных качеств, которые в разных пропорциях характеризуют все формы традиционной культуры:

· фольклор как культурный текст (словесный, музыкальный, иконический, хореографический) - это стабильность, стереотипность, устойчивость, извечность, узнаваемость для всех членов общины, сообщества - носителей данной традиции.

· фольклорный текст - это динамичность, вариативность, пластичность, лабильность, импровизационность в процессе адаптации к конкретной бытовой ситуации, в рамках которой он только и может функционировать в устной традиции.

В результате в некоторых текстах (например, сакральных, то есть, священных) максимальна каноничность, минимальна импровизационность, в других (сказка, роль дружки на свадьбе, раёшник на ярмарке, частушка) - возрастает роль импровизационного начала. Однако импровизация реализуется в рамках, заданных культурой и социальной ситуацией, при этом,связь с окружением (с присутствующими на свадьбе, ярмарке, гулянье, посиделках и т.д.) максимальна. Нет просто зрителей и слушателей, все в той или иной мере соучаствуют в общем действе, хотя и в разных ролях.

В современной народной культуре в разных проявлениях и направлениях демонстрируются разные способы существования культурного текста: сохранение, сокращение, переход в сферу сугубо исторических артефактов, трансформация смыслов и форм, рождение новых текстов (например, в смешанных традициях, в частности, взаимопроникновение разных этнических традиций), фольклоризация текстов, заимствованных из профессиональных областей (музыки, поэзии и др.).

Тем не менее, для народной культуры особенно актуальны смешанные, синкретические образования и в семантическом, и в знаковом плане.

Таким образом, стереотипы, как устойчиво повторяющиеся формулы, действия, реакции, пронизывают всю народную культуру, все ее разновидности, все уровни от локального (местного), до этнического и надэтнического.

 

Тема 10. Понятия «импровизация», «вариант», «инвариант» в народной художественной культуре.

Стереотипы могут занимать до половины и более всего текста, они оставляют пространство для относительно свободного импровизационного построения текста(импровизация от лат. improvisus - внезапный, непредвиденный, неожиданный). В специализированной (профессиональной) художественной деятельности импровизация является преднамеренным сочинением нового художественного текста непосредственно в процессе исполнения.

В ходе исполнения образцов народной художественной культуры:

· обычно изменяются менее нормированные элементы текстов (словесных, интонационно-мелодических, пластических и пр.);

· в народной культуре прошлого и настоящего импровизация предстает как отклонения от эталонного образца, произвольные или непроизвольные, подготовленные или случайные, но не разрушающие его.

Степень допустимых отклонений может колебаться в зависимости от особенностей жанра, состава участников, зрителей (слушателей):

· в обрядовых песнях, где преобладают устойчивые типовые элементы, формулы и др. константы, импровизация занимает мало места;

· в протяжных или частушках, байках, анекдотах и др. классических и современных жанровых разновидностях фольклора; импровизация может быть значительной;

· в ярмарочных представлениях, в народной драме актеры должны на ходу реагировать на реплики зрителей, придумывать ответы на их вопросы.

Кроме импровизации в природе существования народной художественной культуры присутствует явление вариативности(от лат. vario - видоизменять, разнообразить). Она присуща народной культуре прошлого и настоящего, как саморегулирующейся системе: не существует буквального повторения (слово в слово, нота в ноту). В сознании традиционного мастера (исполнителя) хранятся и передаются другим не заученные наизусть тексты и образцы, но устоявшиеся стереотипы, структурно-смысловые единицы, способы оперирования ими.

Для понимания природы саморегулирования, важно определить следующие понятия: вариант, инвариант

Инвариант-неизменяющийся, постоянный, стабильный.

Вариант - индивидуальный образец, не подлежащий буквальному запоминанию, повторению (имитированию), но выступающий как репрезентант (заместитель) того, что является константным (постоянным), стабильным, т.е. как инвариант.

Инвариант - это категория которая отражает некое множество конкретных вариантов, равнозначных по отношению друг к другу и функционирующих в конкретных социокультурных средах. Это означает, что он может быть сконструирован в результате анализа совокупности реальных текстов путем выделения в них наиболее общих, существенных компонентов, типовых элементов. Так, инвариантность, однотипность проявляется:

· в народном декоративно-прикладном искусстве

а. традиционная крестьянская одежда имеет единство кроя, основной цветовой гаммы, но в каждом конкретном костюме всегда есть свои особенности, специфические детали (качество ткани, характер отделки, расцветка и др.).

б.в современной росписи (например, хохломской, городецкой) сказывается не только уровень мастерства, умения, индивидуальные пристрастия народного мастера, жизненный опыт, но и особенности культурной среды, историческая, природно-территориальная специфика, характер ситуации;

· .в народной хореографии национальный танец содержит характерный, стереотипный, универсальный набор элементов, лишенный региональной специфики, но благодаря ему узнается, например, русский танец вообще, мексиканский танец вообще и т.п.;

· в словесном и музыкальном творчестве: повторения частушки, анекдота разными людьми в разных ситуациях максимально близки, но не тождественны; исполнение одной и той же русской народной многоголосной песни одним певческим коллективом несколько раз дает несколько близких вариантов.

 

Вариативность есть качество, органически присущее традиционному механизму народной культуры, поскольку устная передача текстов, типовых элементов, структурно-композиционных схем и пр., как уже не есть их копирование.

Вариативность обеспечивает механизму передачи традиции пластичность, т.е. возможность приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющемуся социокультурному контексту, к разнообразным конкретным ситуациям, а также способность к обновлению и трансформации. В формулировке носителей фольклорной традиции это звучит как «то же, да не так».

Таким образом, повторение образца (инварината) в народной культуре - не тиражирование копий, а следование образцу, постоянное видоизменение его при сохранении качественной определенности.

Тема 11. Проблемы народной художественной культуры в трудах отечественных и зарубежных авторов.

При ответе на вопрос следует обратить внимание на многообразие и противоречивость предлагаемых наукой трактовок понятия «народная художественная культура»:

· народная художественная культура - это воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г.Гачев и др.);

· народная художественная культура – это система «архетипов коллективного бессознательного» (К.-Г.Юнг);

· семиотический подход к оценке и изучению народной художественной культуры исходит из представлений о том, что в произведениях народного искусства содержится информация, представленная в виде символов (Ю.Лотман);

· марксистское понимание народной художественной культуры как явления только крестьянской, «простонародной» жизни (творчество низших, эксплуатируемых классов и сословий);

· народная культура выделяется как пласт средневековой культуры в рамках крестьянской фольклорной субкультуры, которая в новое и новейшее время представлена лишь некоторыми «пережитками»;

· в западной научной традиции имеет распространение этнографическая, культурно-антропологическая интерпретация народной культуры как явления, не охваченного модернизационными процессами;

· в отечественной науке представители конкретных областей гуманитарного знания исследуют отдельные направления, жанры, стили, объекты народной культуры, анализируют историко-культурную и художественно-эстетическую ценность элементов народной культуры (Д.С. Лихачев); например, искусствоведы делают акцент на эстетических критериях и выдвигают на первый план художественную составляющую народной культуры;

· культура это нечто прекрасное, вечное, исполненное высокого смысла, все прочее, что такими качествами не обладает, не входит в собственно культуру, и в некоторых теориях определяется как антикультура, кич (нем. Kitsch — халтура, безвкусица, «дешевка»), «самодеятельность» в негативном смысле.

· религиозное представление о культуре, согласно которому ее критерий находится за пределами культуры, это «высший по отношению к ней» религиозный культ как единство рационального и чувственного, духовного и телесного, только благодаря такому единству народная культура сохраняет свою жизненность и значимость (П.Флоренский).

 

На самом деле, народная художественная культура выполняет не только эстетическую, но и другие функции, например, утилитарную. Произведения народной художественной культуры создавались, прежде всего, для удовлетворения определенных потребностей.

Современный научный анализ народной художественной культуры как сложного явления требует дальнейшего развития.

 

Тема 12. Русская народная художественная культура в идеологической системе советского периода. Сущность классового подхода в определении понятия «народная художественная культура».

Для современного понимания сущности народной художественной культуры необходимо преодоление положений, ныне утративших свою актуальность.

Прежде всего, это,так называемый, классовый подход, который означает оценку народного искусства как исключительно искусствокрестьянства. Именно поэтому оно, как связанное с дореволюционным прошлым России, подвергалось гонениям в раннее советское время.

Важно также обратить внимание на то, что долгое время в отечественной, особенно советской науке и искусствоведении, народное искусство рассматривалось как результат деятельности трудящихся масс. Это положение представляет собой вариант так называемого «социологического подхода» к сущности народного искусства. Оно хотя и позволяло преодолеть ограниченность первого положения, но тоже не объясняло общенациональный характер народного искусства. Действительно, если исходить только из этого положения, то неизбежно происходит подмена подлинных ценностей народного искусства предметами и проявлениями профанации народного искусства, предметами массовой культуры. Делались даже попытки ввести определение «поп-народное искусство». И таким образом, «народное» в этом случае употребляется как «массовое искусство». На самом деле подлинное народное искусство, даже меняя социальную принадлежность носителей народных традиций, не только не исчезает, но и развивается далее.

Еще более очевиден классовый подход в теории «двух культур», основывающейся на марксистской концепции В.И.Ленина двух культур – буржуазной и пролетарской (то есть, «трудящихся масс»).

На самом деле, «народность» традиционной культуры заключается не в том, кто его производит (крестьяне или безликие «трудящиеся массы»). Она в его духовной сущности. Хотя народное искусство в своей сердцевине является крестьянским, поскольку изначально сформировалось в средневековье, в эпоху феодализма, оно отражает также национальную специфику, поскольку может отражать и эстетические, духовно-нравственные чувства отдельных представителей социальной верхушки общества (вспомним знаменитую сцену из романа Л. Толстого «Война и мир», описывающую исполнение народного танца Наташей Ростовой).

Для советского периода характерен еще один подход и связан он с теорией культуры развитого социализма. В ней «народное искусство» подменялось понятием «самодеятельность» и сводилось к «народной художественной самодеятельности». Так как народное искусство подменялось самодеятельностью, то искусство, как таковое, даже не было представлено в советской бюрократической системе управления культурой, и в Министерстве культуры не было отдела народного искусства, но имелась служба, связанная с выслеживанием функционирования художественной самодеятельности. С конца 80-х годов прошлого века (в период так называемой «перестройки») там же появился «Центр самодеятельного творчества», теперь именуемый «Государственный Республиканский Центр русского фольклора». В выпускаемом под эгидой этого Центра единственном в стране журнале, посвященному народному творчеству («Народное творчество»), также проповедуется идея народной художественной культуры как «самодеятельного творчества». При таком подходе в науке народное художественное творчество исчезает как род искусства.

Ксчастью, с лета 2013 г. в Министерстве культуры РФ появилось самостоятельное подразделение, курирующее народное творчество и народную художественную культуру в том числе.



2015-11-11 1349 Обсуждений (0)
Тема 9. Семиотические аспекты исследования народной художественной культуры: народная художественная культура как текст 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Семиотические аспекты исследования народной художественной культуры: народная художественная культура как текст

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)