Тема 27. Русская народная художественная культура и социальная жизнь народа
Народная художественная культура является не только частью духовной культуры этноса, но и органически вплетена в его социальную жизнь. Большой пласт народной художественной культуры связан со следующими направлениями народной жизни: · общинная организация жизни сельского населения; · цеховая организация жизни городского трудящегося населения (кожевников, гончаров и т.п.), рабочих заводов; · другие различные формы жизнедеятельности народных масс (например, способы и формы досуга). В основе этого пласта социальной жизни народных масс лежат социально-утопические и нравственно-педагогические воззрения народа. В них в качестве идеала воспевается честность, справедливость, счастье и т.п. нравственные этнопедагогические представления народа, которые с точки зрения реальной жизни и истории народа были утопическими. Однако в разных формах и видах народной культуры народ как бы компенсировал отсутствие реальной реализации этих идеалов и устремлений в его жизни. Эти воззрения отражаются в следующих формах: · большая область социально-утопических легенд и преданий, исторических песен, семейно-бытовой обрядности (родильной, свадебной, похоронной, поминовения усопших); · вся внеобрядовая сфера повседневного быта и народного этикета, взаимоотношений различных социумов, социальных групп, поколений, межличностных отношений. Эти сферы также наполнены различными материальными и духовными ценностями: · богатство и красота предметов домашнего обихода; · разнообразие семейно-бытового обрядового фольклора (от жизнерадостных мотивов и красок родильной и свадебной обрядности до трагических мотивов и горестной эстетики похоронной обрядности); · многообразный внеобрядовый фольклор - занимательные бытовые и сатирические сказки, анекдоты, нравоучительные притчи, пословицы, поговорки, головоломные загадки, весь детский фольклор (колыбельные песни, потешки, сказки, прибаутки, считалки, игры), любовная лирика, баллады с их драматизмом и мелодраматические городские романсы, инструментальная музыка, танцы, пляски, разнообразные зрелища, театр Петрушки, раек, действа и прибаутки балаганных «дедов». Во всех представленных формах реализуется народное представление о прекрасном, справедливом, нравственном.
Тема 28. Структура народного декоративно-прикладного искусства как части народной художественной культуры. Народная художественная культура в наиболее общем виде может быть разделена на два вида: · фольклор – нерукотворный вид народной художественной культуры · народное декоративно-прикладное искусство (рукотворный вид народного художественного творчества). Пример более сложного системного подхода к народной художественной культуре и месту в ней народного декоративно-прикладного искусства предполагает следующие основные положения: · народное искусство в целом (фольклор, народная музыка, танец, декоративно-прикладное искусство и др.) – одна из подсистем культуры этноса; · народное декоративно-прикладное искусство – одна из составляющих этой подсистемы; · народное декоративно-прикладное искусство имеет относительную самостоятельность в его отношениях с внешней средой. Народное декоративно-прикладное искусство реализуется через определение его структурных элементов: · образ, который создается в процессе творчества как результат сложного взаимодействия структурных элементов. · стилистический способ его воплощения; · средства воплощения (рельеф, скульптура, живопись, композиция, колорит, сюжет, материал, техника изготовления.). · колорит, который можно считать проявлением стилистической особенности; · технические средства зависят от материала, а художественные средства определяются и материалом и техникой; Традиционной в искусствоведении является классификация, в основу которой положен принцип разделения на виды по материалу (классификация В.М.Василенко). Действительно, для народного изобразительного искусства основными структурообразующими элементами являются различные виды материала, подлежащего обработке, - дерево, глина, металл, ткань и др. (Гусев В.Е). Они диктуют технику и технологию изготовления изделия народного искусства. Как известно, характерная черта народного декоративно-прикладного искусства: · повышенная семиотичность предметов; · соединение в одной вещи утилитарного и сакрального значений. · в изготовлении изделия имело значение все: не только сам материал, скажем, дерево, но и его сорт, и место, где это дерево росло, и время его вырубки - утро или вечер, зима или весна; форма изделия должна была соответствовать его утилитарным функциям - но и у этих функций, скажем, столового прибора, были свои сакральные значения. Таким образом, народное декоративно-прикладного искусство как часть народной художественной культуры имеет свою исторически обусловленную структуру и семантику ее содержательной части.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1029)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |