Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 56. Постфольклор, «примитив» («наивное искусство»), «третья культура», «промежуточная культура: сущность понятий и специфика связей с народной художественной культурой




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Промежуточная культура - это культурный пласт, располагающийся «в промежутке» между профессиональным «ученым» искусством и аутентичным фольклором. Для обозначения этого феномена различными исследователями был введен ряд синонимичных понятий: «пост-фольклор», «второй фольклор», «третья», или «промежуточная культура»; совершенно особое место в этом культурном пласте занимает явление, которое часто называют «наивным искусством», «примитивом».

Промежуточная культура возникает там, где происходят масштабные социальные сдвиги, меняющие структуру общества (верхи -низы, дворяне - крестьяне), появляются субкультуры. Она является способом воплощения культурных идеалов нового общественного слоя, зарождающегося на сломе традиционной биполярной социальной структуры

В России процессы становления третьей культуры активно развивались, начиная со втор. половины XIX в. и продолжаются до наших дней. В это время кроме существующих профессионального искусства и классического фольклора, начала появляться и проявляться новая традиция.

Искусствоведы первыми обратили внимание на большую группу вещественных источников, явно не относящихся ни к профессиональному искусству, ни к фольклору:



· «альбомная» культура, фамильные портреты безымянных авторов прошлого, современный бытовой примитивный портрет;

· «городской романс», частушки, песни отражающие события афганской войны др.;

· в настоящее время это и фольклор в интернете

· современный непрофессиональный дизайн - от украшения салона автомобиля до оформления собственной «страницы» в «Интернете»;

· лубочная народная картинка, живописная вывеска;

· разного рода домашние поделки.

Долгое время подобные работы рассматривались как просто низко профессиональные

Но с накоплением материала невозможно стало игнорировать тот факт, что у такого творчества есть:

· свой особый художественный язык, стереотипы;

· собственная идеология;

· своя система ценностей;

· создается, функционирует и адекватно воспринимается на уровне обыденного сознания;

· авторская индивидуальность в таких работах почти не проявлена, что роднит их с фольклором;

· автор принадлежит к той же социокультурной группе, что и его зритель или слушатель;

· отличие от аутентичного фольклора, произведения промежуточной культуры совсем не обязательно основаны на традициях.

· в отличие от профессиональной культуры, в промежуточной культуре культурный текст не предполагает множество прочтений; однозначностью своего прочтения промежуточная культура отличается и от фольклора снижением символической нагрузки.

В полной мере авторская индивидуальность проявляется в особом пласте промежуточной культуры, наивном искусстве, сочетающем противоречивые черты:

· личностное начало в виде особой художественной стилистики присутствует, поэтому может рассматриваться с позиций профессионального искусства;

· наивный художник не пользуется обычным инструментарием профессионалов: академическое обучение, чтение специальной литературы;

· произведение наивного искусства - это отражение сильной эмоции, глубокого чувства, пробившиеся сквозь напластования повседневности.

· для своего адекватного прочтения наивные работы требуют от зрителя обращения к архетипам.

Таким образом, художественная жизнь современного общества динамична, эта динамика проявляется не только в профессиональном, но и традиционном искусстве.

 

Тема 57. Народная художественная культура, промежуточная и массовая культуры постсоветской России (конец XX- начало XXI в.в.)

Бурные изменения, начавшиеся в СССР с середины 1980-х гг., отчетливо проявились и в сфере, так называемой, промежуточной культуры. Промежуточная культура возникла, чтобы заполнить расширяющийся провал между «ученой» профессиональной, элитарной культурой и фольклором.

Промежуточная культура функционально сближается с массовой культурой, которая воплощает массовые идеалы и стереотипы поведения и одновременно отражает принятые в данной национальной культуре нормы и ценности.

Промежуточная и массовая культура заимствуют образцы (язык, технологии, стиль и т.п.), как из высокой профессиональной культуры, так и фольклора. В них, как и в фольклоре, индивидуальность присутствует крайне редко.

Разница между промежуточной и массовой культурой значительна, хотя они и тяготеют друг к другу:

· масштаб распространения произведений массовой культуры качественно больше, чем промежуточной;

· массовая культура создается профессионалами для неискушенной публики, в промежуточной культуре автор и зритель более социально близки.

К концу 1980-х гг. во многих крупных городах России, прежде всего в туристических центрах, расцвело множество и уличных вернисажей, галерей, художественных салонов, где было представлено все многообразие изобразительного и декоративно-прикладного «промежуточничества».

Однако уже тогда было ясно, что из всего этого массива промежуточной культуры предстоит выделиться двум основным направлениям:

· профессиональному

· любительскому.

Этот естественный процесс эволюции был ускорен и экономическими изменениями в стране.

К началу XXI в., активно развивающаяся профессиональная (в том числе и массовая) культура, радикально изменила положение промежуточной культуры. В удел промежуточной культуре осталось сувенирное производство, например, воспроизведение образцов профессиональной массовой культуры (например, в иронически-сувенирном воспроизведении героев мультипликации, политических лидеров и др. с использованием архетипа, ассоциирующегося с матрешкой).

Само сувенирное производство также профессионализировалось. Любительство сохранилось, однако теперь оно относится прежде всего к числу личных увлечений.

Промежуточная культура частично отражает существующие нормы и ценности, идеалы и стереотипы современной народной культуры, а также степень усвоения и формы восприятия ею иных пластов культуры и иных субкультур.

Именно этот культурный пласт отбирает наиболее интересное и значительное (с точки зрения народной культуры), стереотипизирует и обобщает полученный материал и представляет его народу в понятной ему форме, помогая, таким образом без особых усилий сориентироваться в нынешней культурной многослойности и разнообразии. Благодаря этому сущностные черты различных субкультур поддаются не только прочтению, но и «применению». Каждый может примерить их на себя или отказаться от них.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (846)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7