Анализ конкурентоспособности предприятия
Анализ конкурентоспособности проводится по факторам определяющим успех предприятия относительно выявленных конкурентов. При этом необходимо заполнить форму:
В таблице каждому фактору должна быть дана оценка (от 0 до 10) как для своего предприятия, так и для основных конкурентов. Оценки проставляются в каждом из столбцов таблицы (0 – означает наиболее слабые позиции по данному фактору, 10 – наиболее сильные). Если по какому либо фактору нет достаточной информации, то он исключается из рассмотрения. К рассмотрению рекомендуются следующие факторы. · качество продукции; · уровень сервисного обслуживания; · престиж торговой марки; · степень новизны продукции; · ассортимент предлагаемой продукции и услуг; · защищённость патентами; · конструкторский потенциал фирмы; · уровень цен; · производственный потенциал; · технологическое оборудование; · гибкость производства; · длительность изготовления; · методы сбыта; · организация сбыта; · квалификация партнёров по сбыту; · коммуникационная политика; · интеграционные возможности; · программа производства и сбыта; · покупательский потенциал; · финансовый потенциал; · местонахождение предприятия; · квалификация рабочего персонала; · квалификация управленческого персонала; · методы управления. Число факторов, по желанию, может быть расширено или уменьшено. Итогом анализа является выявление конкурентных преимуществ и уязвимых позиций предприятия и его конкурентов для удержания и развития конкурентоспособности предприятия. Предприятие, как правило, должно иметь несколько конкурентных преимуществ. Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рис. 2). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике рис. 2 оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок).
Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности
Следующим шагом является проведение оценки рынков сбыта продукции организации. Форма для оценки рынков сбыта
В процессе сегментации выбранного рынка используются следующие основные критерии – табл. 3. Таблица 3 Основные критерии сегментирования
Таблица 4 Основные критерии сегментирования рынка продукции
После выявления рыночных сегментов оценивается степень их привлекательности и осуществляется выбор целевых сегментов и маркетинговых стратегий охвата по отношению к ним. Процесс выбора целевых сегментов для бизнеса проводиться исходя из анализа привлекательности сегментов: Привлекательность сегментов складывается из следующих факторов: 1. Общий объем сегментов. 2. Показатель темпов роста в год. 3. Доля прибыльности (в динамике за несколько лет). 4. Интенсивность конкуренции. 5. Технологические требования. 6. Влияние инфляции. 7. Энергоемкость. 8. Воздействие окружающей среды. 9. Социальный аспект. 10. Политический аспект. 11. Юридический аспект. После того, как компания определилась с тем, на какие именно сегменты рынка она собирается выйти, ей необходимо принять решение относительно «позиций», которые она будет занимать в этих сегментах. После выбора критериев позиционирования, строится карта позиционирования (рис. 3).
Высокая
Цена
Низкая Низкое Высокое Качество
Рис. 3. Схема позиционирования товаров четырех конкурентов
Планирование производства В этом разделе бизнес-плана определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса с указанием узких с технологической и организационной точек зрения мест и путей их преодоления. Важным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости производимого продукта. В описании технологического процесса указываются: · требуемые производственные мощности; · потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования; · потребность в сырье, материалах, контроль качества и дисциплина поставок; · требования к источникам энергии и их доступность; · подготовка производства; · контроль качества продукции. В требованиях к квалификации и наличию необходимого персонала дается характеристика: · производственного персонала; · инженерно-технического персонала; · административного персонала; · условий труда; · формы оплаты и стимулирования труда.
Таким образом, структура этого раздела бизнес-плана следующая: 1. Производственная программа предприятия (табл. 5). 2. Схема технологического процесса. 3. Потребность в основных фондах (табл. 6, 7, 8, 9). 4. План производства (табл. 10, 11). 5. Потребность в персонале и зарплате (табл. 12, 13). 6. Калькуляция себестоимости (табл. 14).
Таблица 5 Производственная программа предприятия
Таблица 6 Потребность в основных фондах (руб.)
Примечание. Табл. 6 заполняется на основании результатов расчетов во вспомогательных табл. 7, 8, 9, являющихся приложением к бизнес-плану.
Таблица 7 Расчет необходимой массы исходного сырья
Таблица 8 Расчет общей потребности оборудования по годам
Таблица 9 Стоимость основных производственных фондов
Таблица 10 Планирование потребности в оборотных средствах
Примечание. Табл. 10 заполняется на основании результатов расчетов вспомогательной табл. 11, являющейся приложением к бизнес-плану, и дополнительных расчетов.
Таблица 11 Стоимость сырья и вспомогательных материалов
Размер переходящего запаса (норматив оборотных средств) зависит от величины потребности в различных видах материалов, сезонности их поставок и определяется по формуле Т = Q М/Д, где Q – стоимость сырья, материалов, руб.; М – норма переходящего запаса, дней; Д – число дней планируемого периода. Норматив оборотных средств на топливо и энергию исчисляется так же, как на сырье и материалы, при условии, что это не газообразное топливо и не электроэнергия. Норматив оборотных средств по таре определяется так же, как по сырью и материалам, при условии, что тара является покупной. Норматив по запасным частям устанавливается исходя из сроков их поставки и времени, необходимого для ремонта. Как правило, норматив устанавливается в процентах от балансовой стоимости основных фондов. Норматив оборотных средств по незавершенному производству ( ) определяется стоимостью начатых, но не законченных производством изделий, находящихся на различных стадиях производственного процесса по формуле , где Р – однодневные затраты на производство продукции, руб.; Т – длительность производственного цикла, дней; К – коэффициент нарастания затрат. Коэффициент нарастания затрат (К) определяется по формуле
, где А – затраты, производимые единовременно в начале производственного цикла, руб.; Б – остальные затраты, входящие в себестоимость продукции, руб. К единовременным затратам (А) относятся затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты. Остальные затраты (Б) считаются нарастающими. К ним относятся амортизационные отчисления, затраты на топливо, оплату труда и другие составляющие себестоимости продукции. Норматив оборотных средств на готовую продукцию (Нг) определяется по формуле , где Р – однодневный выпуск товарной продукции по себестоимости; Д – норма запаса в днях, складывающаяся из времени комплектования и накопления продукции до необходимых размеров, времени ее хранения на складе и упаковки и времени со дня выписки счетов и платежных документов до дня зачисления сумм на счет предприятия. Норматив по расходам будущих периодов (Нб) рассчитывается по формуле , где – сумма расходов будущего периода на начало планируемого периода, руб.; – расходы, производимые в плановом периоде по смете, руб.; – расходы, включаемые в себестоимость продукции планируемого периода, руб. Общая потребность в оборотных средствах – совокупный норматив оборотных средств определяется суммированием частных нормативов по их элементам. Разница между нормативами по годам составляет прирост оборотных средств, который учитывается в финансовом разделе бизнес-плана. Отдельные статьи себестоимости заполняются на основе результатов расчетов, полученных в предыдущих таблицах. Стоимость воды на технологические цели и прием сточных вод определяется исходя из общей потребности воды на технологические цели в куб. м и расценки за 1 куб. м, установленный местными органами власти.
Таблица 12 Потребность в персонале и заработной плате
Примечание. Табл. 12 заполняется на основании результатов расчетов вспомогательной табл. 13, которая является приложением к бизнес-плану. Таблица 13 Планируемая численность персонала и уровень затрат
Налог на приобретение транспортных средств (Нпт) определяется по формуле , где – стоимость транспортного средства, руб.; – ставка налога на приобретение транспортных средств, %; НДС – налог на добавленную стоимость, который определяется по формуле . Сумма амортизационных отчислений (АО) определяется по формуле , где – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.; Н – норма амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, % к их балансовой стоимости. Расходы на рекламу определяются в зависимости от установленных расценок на нее в средствах массовой информации. Налоги в дорожные фонды складываются из налога на пользователей автодорог, налога на приобретение транспортных средств, налога с владельцев автотранспортных средств. Налог на пользователей автодорог определяется в размере 0,4 % от выручки. (Если новое предприятие, то выручка определяется исходя из запланированного объема производства и цены основного конкурента.) Налог с владельцев автотранспортных средств определяется исходя из мощности мотора и ставки налога за единицу мощности, устанавливаемой местными органами власти. Сумма арендной платы (АП) за здания, сооружения и нежилые помещения в жилых домах, находящихся в муниципальной собственности, определяется по формуле , где S – размер арендуемой площади, м2; – ставка арендной платы за 1 м2, руб., которая определяется по формуле , где – ставка на арендуемое производственное помещение или офис, руб./м2; К1 – коэффициент технического благоустройства; К2 – коэффициент территориально-экономической зоны; К3 – коэффициент физического состояния здания, зависящий от срока эксплуатации; К4 – коэффициент увеличения минимальной оплаты труда; К5, К6, К7 – понижающие коэффициенты. Плата за воду определяется исходя из необходимого объема воды на технологические цели в м3 и тарифной ставки платы за воду, руб./м3, установленной местными органами власти. К прочим затратам относятся затраты на отопление производственного помещения, на освещение помещения, на топливо для автомобиля, обязательные страховые платежи за имущество предприятия. Затраты на отопление и освещение помещений определяются умножением плановой потребности в тепловой и электрической энергии на соответствующие установленные тарифы (руб./Гкал, руб./кВт).
Затраты на топливо для автомобиля ( ) определяются по формуле , где – среднесуточный пробег автомобиля, км; – количество дней эксплуатации, дней; – норма расхода топлива на 1 км пробега, л/км; Ц – цена топлива за 1 л, руб./л.
Таблица 14 Калькуляция себестоимости (руб.)
Окончание табл. 14
Размер страховых платежей устанавливается исходя из среднегодовой стоимости имущества и страховой ставки (ставка устанавливается в процентах от среднегодовой стоимости имущества). Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности, включают налог на имущество, налог на рекламу, целевые сборы на содержание правоохранительных органов, благоустройство, нужды образования и другие цели, сбор на нужды образовательных учреждений. Налог на имущество предприятия определяется, исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия и ставки налога на имущество в процентах к среднегодовой стоимости имущества. Налог на рекламу исчисляется умножением стоимости рекламных услуг на ставку налога в процентах к стоимости рекламных услуг. Целевые (местные) сборы Цс определяются по формуле , где – среднесписочная численность работников, чел.; ММОТ – минимальная месячная оплата труда, руб.; 12 – количество месяцев в году; – ставка налога, устанавливаемая местными органами государственной власти, %. Налог на нужды образовательных учреждений определяется исходя из фонда оплаты труда, ставки налога в процентах к фонду оплаты труда. Налог на прибыль исчисляется умножением суммы налогооблагаемой (балансовой) прибыли на ставку налога на прибыль. В конце раздела можно представить график динамики цены продукции (без НДС), себестоимости единицы продукции и объема производства продукции в натуральном выражении. План маркетинговой деятельности В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке. В стратегии проникновения на рынок предприятие описывает последовательность своих действий по: проникновению на новый рынок, введению нового товара на старый рынок, проникновению с товаром рыночной новизны на новые сегменты рынка. План маркетинга предусматривает следующие разделы: 1. Выбор системы распространения товаров. 2. Анализ ценовой политики (табл. 15) и методы ценообразования. 3. Реклама. 4. Методы стимулирования продаж, формирования спроса и организация послепродажного сервиса.
Таблица 15 Анализ ценовой политики
Выбор системы распределения осуществляется разработкой наиболее эффективных каналов распределения продукции. Основными методами ценообразования являются «средние издержки + прибыль», обеспечение целевой прибыли. Определение цены (Ц) методом «средние издержки + прибыль» производится по формуле , где – полная себестоимость единицы продукции, руб.; П – планируемый размер прибыли на единицу продукции, руб.; НДС – налог на добавленную стоимость на единицу продукции, который определяется от цены предприятия на единицу продукции (Сс + П) по установленной ставке НДС, %. Далее рассчитывается коэффициент эластичности спроса по цене по формуле , где Q1, Q2 – объемы продаж планируемого предприятия и основного конкурента, ед.; P1, P2 – цены единицы продукции планируемого предприятия и основного конкурента, руб./ед. Если > 1, то спрос эластичен по цене, т.е. изменение цены единицы продукции на 1 % повлечет изменение объема продаж в натуральных единицах больше чем на 1 %. Если < 1, то спрос неэластичен по цене, т.е. изменение цены единицы продукции на 1 % повлечет изменение объема продаж в натуральных единицах меньше чем на 1 %. Уровень планируемой предприятием цены на продукцию означает выработку им ценовой стратегии. Возможные ценовые стратегии: – вытеснение конкурентов; – получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка; – сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности; – освоение и удержание свободной доли рынка и др. В части рекламы описываются тип (товарная или фирменная) 5.2.7. Организационный план В этом разделе бизнес-плана раскрывается организационно-правовая форма хозяйствования предприятия. Обосновывается организационная структура предприятия (линейная, функциональная, штабная, матричная), производится оценка оргструктуры. Одним из показателей оценки эффективности оргструктуры является интегрированный показатель эффективности оргструктуры ( ): , где – затраты на управление, приходящиеся на одного работника аппарата управления; – удельный вес численности управленческих работников в общей численности; – фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работника); – фондоотдача (объем произведенной (реализованной) продукции), приходящаяся на единицу основных и оборотных фондов. План по рискам Значение раздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, не могут быть достигнуты полностью или частично. Составляется перечень простых рисков, из которых выбираются наиболее важные для данного проекта. Особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам (табл. 16). Таблица 16 Финансово-экономические риски
После оценки степени риска разрабатывается перечень мер, позволяющих его уменьшить. 5.2.9. Финансовый план В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют их в стоимостном варианте. Он включает выполнение следующих расчетов: · распределение чистой прибыли, рассчитанной в табл. 10 (планирование средств фондов накопления и потребления по форме табл. 17); · баланс денежных средств (табл. 18); · доходы и затраты (табл. 19); · финансовый план предприятия на первый планируемый год (баланс доходов и расходов по форме табл. 20); · расчет безубыточности и график безубыточности; · расчет даты, когда проект начнет приносить прибыль; · прогнозный баланс активов и пассивов предприятия (табл. 21); · показатели планируемой финансово-экономической деятельности предприятия. К устойчивым пассивам относятся минимальные задолженности по заработной плате с начислениями, бюджету, временно свободные остатки фонда потребления и пр. Кредиторская задолженность по оплате труда ( ) рассчитывается по формуле , где ФОТ – расходы на оплату труда с начислениями, руб.; Д – число дней с начала месяца до установленного дня выплаты заработной платы. Кредиторская задол
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1053)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |