Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _8_



2015-11-18 1181 Обсуждений (0)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _8_ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тема: История прилагательных

1. Происхождение именных и местоименных прилагательных. Разрушение противопоставления по значению определенности – неопределенности в пользу противопоставления по синтаксической функции.

2. История именных прилагательных. Утрата функции определения за исключением ряда форм притяжательных прилагательных, исконно имевших только именную форму. Исчезновение именных относительных прилагательных. Усеченные прилагательные, стянутые формы прилагательных.

3. История местоименных прилага­тельных. Аналогическое изменение падежных окон­чаний в единственном числе под влиянием местоименного склоне­ния.

4. Утрата родовых различий во множественном числе местоимений и прилагательных.

5. Именные и местоименные формы сравнительной степени, их образование и история.

6. Происхождение современных форм сравнительной и превосходной степени.

Практическое задание

1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий… №№ 141, 479, 482.

Образец выполнения № 141:

отроци свhньлъжи (дети Свенельда) – притяжательное, именное, И.п., мн. ч., м.р., определение. (предложения взяты из «Повести временных лет» (смерть Игоря и месть Ольги))

2. Объяснить, почему в данных словах нет перехода <е> в <о>.

Ущерб, зеркало, верх, сердец, пекло, сквер, билет, редко, небо, конец, царевна, некуда, жертва, конверт, падеж, целый, деревенский, балет, весточка.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _9_

 

Тема: История числительного

 

1. Отсутствие числительного как самостоятельной части речи в исходной морфологической системе. Специфика слова одинъ. Морфологические и синтаксические призна­ки слов дъва, три и четыре как именных прилагательных. Морфологические и синтаксические признаки группы слов от пяти до десяти как существительных.

2. Причины формирования числительного как части речи. Утрата числительными категорий рода и числа и приобретение специ­фики синтаксических связей с существительным.

3. История склонения числительных, образование современных падежных форм.

4. Происхождение современных сложных и составных числительных.

 

Практическое задание

1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий… №№ 147, 150, 485.

Методические рекомендации:

- при выполнении № 147 необходимо учитывать тип склонения существительных;

- при выполнении № 150 см.: Колесов, В.В. История русского языка. М. Academia, СПб – СпбГУ, 2005. § 215.

 

- в упражнении № 485 комментирование должно содержать лексическое значение, грамматическое значение: род, число, падеж.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _10-11_

 

Тема: История глагола

1. Значения аориста, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта в древнерусском языке.

2. История имперфекта в разговорном языке и книжно-письменной традиции.

3. История аориста в разговорном языке и книжно-письменной традиции, следы аориста в современном русском языке.

4. История плюсквамперфекта, образование новой формы плюсквамперфекта с перфектной формой вспомогательного глагола быти, следы плюсквамперфекта в современных говорах и литературном языке.

5. Перфект, процесс и результат образования из него современной формы прошедшего времени.

 

 

Практическое задание

1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий… №№. 177, 186.

2. От выделенных в тексте глаголов восстановить соответствующие древнерусские формы прошедшего времени, сохраняя в них те же формы рода, лица и числа.

1. Дождь все частил капля за каплей и, наконец, засеял как сквозь частое сито (Лесков). 2. Сипягин предложил было одну настоящую регалию Нежданову; но тот отказался (Тургенев). 3. Я обо многом с вами беседовал, а между тем есть один очень важный для меня вопрос, до которого я еще не касался (Тургенев). 4. Кажется, лошадей подали. Пойду одеваться (Чехов). 5. Манилова поднялась с дивана, на котором сидела. Чичиков не без удовольствия подошел к ее ручке (Гоголь). 6. По Волге ходилимутные волны и шумно плескались о берег (Максим Горький).


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

Кафедра

Общего и русского языкознания

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

История русского языка (Историческая грамматика русского языка)

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Специальность

050301.65 «Русский язык и литература»

код наименование

 

 

Барнаул


1. Восточнославянские племена, территория их расселения и исторические миграции, группировка. Исторические, “генетические” связи русского языка.

2. Крупнейшие исследователи истории русского языка, их вклад в изучение исторического процесса.

3. Основные методы исторического изучения языка.

4. Памятники письменности как основной источник изучения

5. истории русского языка, типы письменных памятников. Основные шрифты.

6. Буква, звук, цифра в кириллице (заучивание азбуки наизусть).

7. От кирилло-мефодьевской азбуки до современного алфавита:

8. история современной графики.

9. Отражение важнейших праславянских фонетических процессов в русском языке.

10. Происхождение гласных и согласных древнерусского языка. Чередования гласных и согласных.

11. Процесс падения редуцированных” в современной лингвистике: споры о причинах, времени и территории возникновения и распространения этого явления (

12. “Аканье” в современной лингвистике: различные точки зрения на причины, хронологические рамки, условия реализации и определение данного процесса

13. Реализация фонолого-фонетических процессов древнерусского языка XI-XVI вв. в диалектах и территориальных говорах.

14. Парадигмы именного склонения (заучивание наизусть).

15. Парадигмы местоименного склонения. Склонение личных и возвратного местоимений (заучивание наизусть).

16. Парадигмы спряжения глаголов в настоящем времени, аористе и имперфекте (заучивание наизусть).

17. Спряжение нетематических глаголов в настоящем времени, аористе (заучивание наизусть).

18. История инфинитива и супина.

19. Наречия в древнерусском языке, история наречий.

20. Предлоги, союзы и частицы, их история.

21. Особенности древнерусского синтаксиса.

22. Пунктуационные знаки в истории русского языка.

23. Фонетические процессы древнерусского языка, их реализация и

a. результаты в диалектах.

24. Проблема периодизации истории русского языка.

25. Основные древнерусские памятники письменности.

 

ЗАДАНИЯ:

1. В приведенных ниже фразеологизмах найдите «экзотические» словоформы и объясните причину и время их появления. Укажите значение фразеологизмов и «экзотических» слов.

Всё в руце божьей. Толците и отверзется. Её и монаси приемлют.

 

2. Найдите результаты палатализации задненебных согласных г, к,

х; в каждом случае укажите условия палатализации.

Вражеский, волчица, цена, жженый, личный, жать, весъ, молодец, печаль, девица.

 

3. Укажите, какого происхождения звуки [л, л'] в сочетаниях бл, пл, мл, вл в следующих словах современного русского языка.

Блеск, блуждать, люблю, оскорблен, облицовка, площадь, плакать, плен, влево, владеть, ловля, Переяславль, земля, кормлю, журавль, стремление.

 

4. Найдите однокоренные слова и слова с чередованиями в корне и

запишите их по-старославянски, восстанавливая праславянский

корень.

Грузный, грязь, грузить, грязный, смута, мятежь, муть, мутить,

трясти, трус, трусить, встряска, вязать, узел, связка.

 

5. Укажите, в каких случаях звук [с] исконный, а в каких - на месте

других звуков. Назовите время и причину его появления.

Власть, сам, волость, сваха, смелый, сад, цвести, слово.

 

6. Докажите этимологическое родство приведенных слов.

Послать – посылать – шлю – посол – посулить – слать;

Спать – сопетъ – сопун – засыпать – усопший – сниться – сон (гипноз).


 



2015-11-18 1181 Обсуждений (0)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _8_ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _8_

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)