Б. Коррекция поведения. 1. Задавались ли вы вопросом, как же все-таки оценивать тех кому уцеба дается с большим
1. Задавались ли вы вопросом, как же все-таки оценивать тех кому уцеба дается с большим трудом? Ученики, которые испытывают трудности в учении, бывают не лишены своих «сильных сторон». Так, ученик, допускающий много ошибок в сочинении, не лишен умения логично излагать, анализировать или обобщать. Необходима «дифференцированная отметка», которая позволит ему проявить свои умения и не лишит его возможности добиться успеха. 2. Видимо, вы согласитесь с нами, что у каждого ученика есть свои «сильные» и «слабые» стороны. А вот насколько хорошо вы их знаете и используете ли это в своей работе? Проверьте себя. Для этого предположите, что класс, в котором вы .ведете занятия, разделен на две группы. Лишь в одной из них преподавать будете вы. Назовите:.;?,) фамилии трех мальчиков и трех девочек, которых вы хотели бы видеть .в своей подгруппе, а также б) фамилии трех мальчиков и трех девочек, чье присутствие в вашей подгруппе в наименьшей степени соответствовало бы. вашему желанию. Опишите «слабые» стороны школьников в варианте а)'-и «сильные» стороны в варианте б) Дайте шанс слабым поверить в себя. Сыграйте на их «сильной» стороне. 3. В текущем учете постарайтесь как можно реже использовать неудовлет 4. Неудачи ученика не основание для оценки его личности в целом. Помните, она относится к отдельным проявлениям его личности, а не к личности в целом.. Это «золотое» правило оценивания. «Ты неправильно решил задачу», но не: «Ты не -умеешь считать», «Ты неправильно решил задачу», «Ты безграмотен».
5. В каждом конкретном случае глубоко вникайте в причины незнания. Что скрывается за этим незнанием: методические промахи, неумение наладить правильные взаимоотношения с учениками или же особенности самого ученика? Нельзя «тройкой» прикрывать незнание к свое Ошибка 6. «Тоже мне, Толстой нашелся!» («Общение-унижение» или «общение-оскорбление») За закрытыми дверями класса: «Бездельник!», «Грубиян!», «Лентяй!». «Тупица!». «До чего ты бестолковый!». «Будущее твое светло и прекрасно, а главное —- чисто. В дворники ты, может, и сгодишься». «Вот смотрю я на тебя и думаю: что-то в тебе есть от обитателя зоопарка. Ну просто ничем тебя не проймешь... Садись на место, гордость ты наша (в классе смех, учитель же доволен своим остроумием). Их убеждения. 1. Педагог — человек, а стало быть, он имеет право на проявление своих 2. Если я искренен в своем гневе, значит, у меня есть на то основания. 3. Получается так, что ученик имеет право «ничего не делать», «паясничать*, 4. Выставляя одного на «посмешище», тем самым учишь остальных, А. Коррекция осмысления.
1. Оскорбление, унижение как ответная реакция на неблаговидные действия 2. Еще Аристотель говорил: «Если человеком овла «Будущее твое светло и прекрасно, а главное — чисто. В дворники ты, может, и сгодишься». 390 В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ Приложение 1 391
3. Баше пренебрежение принципом доброжелательности освобождает уче 4. «В изумлении остлнавливается подчас разумный ребенок перед агрессией Б. Коррекция поведения. 1. Есть разница между осуждением как приемом педагогического воздей-' 2. Выразить—недовольство можно воздействиями деликатными и эффектив ■ парту перед началом урока. Войдя в класс, учитель разрешает ему провести там все 45 минут и даже подает ему тетрадь, учебник и ручку под парту. Нешаблонная реакция, отражающая индивидуальность учителя, чаще всего поражает и привлекает непосредственностью высказанного отношения. 3. Проявление возмущения как прием педагогического воздействия нельзя Ожидаемый учеником «эффект» не будет достигнут и тогда, когда учитель проявит, готовность «содействовать» в происходящем. поступком может найти свое выражение в ваших проникновенных словах, интонации и мимике. Мы склонны считать, что эффективность воздействия обеспечат ваша выдержанность и умение владеть собой. В течение двух недель фиксируйте каждый случай, когда вы испытывали раздражение. Тщательно проанализируйте причины его возникновения. Так ли уж виноваты ваши ученики?^ Д нярус саше раздражение — результат внутренне отрицательного отношения к ним или просто ваше неумение быть терпеливым? 4. От учителей можно часто услышать: «Сдают нервы». А ведь самообладание — Одно из самых главных качеств нашего профессионального мастерства. Просто так оно не дается. Для начала займитесь аутотренингом. Когда обстановка в комнате располагает к полному покою, постарайтесь сосредоточиться на одной мысли: «Я спокойна (спокоен)». Вдох, выдох, и на паузе мысленно произносите, повторяйте, убеждайте себя: «Я спокойна, спокойна». Благоприятная обстановка— непременное условие этой процедуры, ибо сочетание ее со словом «спокойна» должно прочно закрепить условный рефлекс. Вот тогда-то в любой обстановке за-мыслью: «Я спокойна» наступит ваше внутреннее спокойствие. Не забывайте, что ваши занятия должны быть регулярными. ошибка 7. «Все видеть ш все замечать». «Я долго буду тебя ждать? Открой книгу и смотри в нее!» «Ты куда смотришь? Где твои руки? Что ты там держишь? Дай сюда!» «Замолчи, не подсказывай!» «Не вертись!» «Не отвлекайтесь! Перестаньте разговаривать!» «Ты долго будешь смотреть в окно?» «Вы замолчите или нет?!» Их убеждения. !. «Школа без дисциплины— мельница без воды». 2. Если сидят тихо и молчат, значит, слушают. ?>. На уроке просто необходимо, чтобы ученики сидели «тише волы к ниже травы». Иначе вся работа учителя пойдет насмарку. 4. Прикрикнешь — замолчат, начнешь с ними обращаться тактично — порядка нет. А. Коррекция.осмысления. 1. Дисциплина на уроке не зависит от количества замечаний. Учитель, кото 2. Иногда ученики как будто слушают, но на самом | ^ _ ЗЭ2 В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ Приложение 1 393
нимать меры... А ведь мы должны прежде всего научить ученика слушать, а главное, слышать. 3. Кому на уроке нужна тишина? Прежде всего нам, учителям. Так нам легче 4. Прямые воспитательные воздействия и требования типа «Не вертись!», 5. Профессиональная наблюдательность педагога состоит не только в уме Б, Коррекция поведения. 1. Большинство учителей стремятся сдерживать нарушителей дисциплины 2. Заставляйте учеников действовать: усложненные задания давайте силь 3. Постарайтесь молча, без единого слова, заставить отвлекшегося ученика
Избегайте шаблонных приемов воздействия. Они чаще всего ставят учителя в неловкое положение. 4. Учитель пишет на доске. В это время тишину нарушает шум падающей 5. Аргументы типа: «Двойку поставлю», «В дневник запишу» и т. п. могут Ошибка 8. «Отметка - "кнут и пряник" процесса обучения». «Обучать без отметок? Да это просто немыслимо». «А ведь школьники любят получать отметки». «Ты меня порадовал. Ставлю тебе "5".» Например: классный руководитель поставил ученикам отметки в журнал за их участие в концерте. Или вот как некоторые ученики объясняют полученную ими двойку: «Забыл тетрадь», «Подсказал», «Повернулся к товарищу, хотел спросить» и т. п. Их убеждения. 1. Обучение с отметкой проверено вековым опытом. Процесс усвоения зна 2. Отметки стимулируют успеваемость, вырабатывают требовательность к 394 В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ Приложение 1 395
3. Упразднение отметок сведет на нет весь педагогический труд. Большин 4. Поощряемые ученики достигают значительно больших успехов по срав Л. Коррекция осмысления. 1. Формы выражения отметки, которые до сих пор распространены в нашей школе (это балльная система оценок), унаследованы от весьма далеких времен и порой не соответствуют сегодняшним задачам школы. Ведь школьный балл в лучшем случае оценивает только сумму приобретенных учеником знаний и навыков. А в наших журналах, к сожалению, немало оценок якобы за знания, которые по существу являются оценками по поведению.
Думали вы когда-нибудь о том, что отметку можно заменить? Многие хорошие педагоги забывают, что главным в оценке работы ученика должен быть качественный анализ этой работы: подчеркивание всего положительного, выявление причин недостатков и т. д. Теперь вы понимаете, по-, чему констатация: «Ты меня порадовал. Ставлю тебе "5"», — не дает объяснения поставленной отметки. Получается так: «порадовал» учителя, потому и поставили... Главным должно быть оценочное суждение, а отметка —- лишь вспомогательное средство. Воздействия отметки не нейтральны. Плохая отметка может пагубно сказаться на обучении, и эмоциональном настроении учеников. Неудача или мысль о том, что они не справились с заданием, влияет на их самооценку. Вот почему важно не забывать, что на последующие действия влияет не только факт успеха или неудачи, но и восприятие учениками результатов своего труда. ' Часто говорят о вреде «двоек», хотя и «пятерки» могут принести немалые нравственные потери, если оценка превращается в самоцель. Ученики начинают требовать своеобразной оплаты за каждое выученное правило, параграф, за решенную задачу или пример. Учеба ради отметки нередко заставляет учеников прибегать к различным хитростям. А ведь предполагается, что у детей должны быть хорошие знания и достаточно высокие мотивы их приобретения. С момента появления ребенка в школе учитель начинает использовать отметку как средство, побуждающее ученика к активной работе, то есть пользуется отметкой как мотивирующим средством. (Недаром же два ученика первого класса хвастались друг перед другом: «Я получил сегодня одну "пятерку"!» — «Я лучше, — возразил другой, — у меня сегодня две тройки!».) Но, используя отметку как средство мотивации, мы незаметно смещаем центр мотивационной сферы учебной деятельности с ее результата и процесса на оценку деятельности. Отметка в этом случае приобретает
«Я получил сегодня одну "пятерку"!» — «Я лучше, — возразил другой, — у меня сегодня две "тройки"!»
в' глазах учеников самодовлеющую ценность его деятельности. Б. Коррекция поведения. 1. Мы часто слышим от учителей: «Ученики любят получать отметки». Но 2. Там, где возможен письменный контроль, то есть контроль за самостоятель 3. Без отметок оценивайте задания, которые выполняются под вашим руко 4. Для того чтобы развить умение самооценки и самоконтроля работы, ис 5. «Вызовут — не вызовут, спросят — не спросят». Ученики хитрят, высчиты 396 В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ Приложение 1 397
|; ! которых два могут быть удовлетворительными. Норма четверки — 13 ответов с четырьмя "тройками", или 11 с тремя, или 10 с двумя. Неудовлетворительные ответы в счет не идут вообще». И результаты есть. Прекрасные результаты. Ошибка 9. «Не в вопросах, а в ответах суть учения». «Какого цвета эта жидкость?» (показывая на жидкость определенного цвета) — вопрос задан в девятом (!) классе. «Можно ли так записать?» (по сути своей вопрос означает: «Ответ неверен»). «Ты давай-ка отвечай, а не задавай мне вопросы. Задавать их буду я». «Почему у вас открыты учебники? Что это за новая мода?» Вопрос такой: «Когда и как'образовалось Древнерусское государство? Карпов! Ты что, не готов? Не хочешь учиться?! Садись. Дай дневник». Их убеждения. 1. Хорошо знаю, что мне нужно спросить и как. 2. Для опытного.учителя, не существует проблемы «вопроса». Он его задает, 3. Не <могу же я ждать, пока он «соизволит» ответить на мой вопрос. 4. Им лишь бы задавать вопросы. Вы думаете, их что-нибудь интересует? 5. ' Какой вред может быть от наводящего вопроса? Ведь, я помогаю ученику. Л, Коррекция осмысления. 1. «Что такое вопрос?» — вопрос о вопросе — отражает неоднозначный 2. Недаром говорят: «Каков вопрос — таков и ответ». От вопросов учителя 3. Учитель задает вопрос классу. Вызывает ученика, тот чуть замешкался. 4. Лапидарный и поверхностный ответ на вопрос ученика снижает его позна 5. Множество «мелких», «бессистемных» вопросов лишь подавляет мысли Б. Коррекция поведения.
1. При разборе умения задавать вопросы полезно будет обратиться к класси знаний. Подобная система отсчета пригодится, когда вы будете стараться спланировать и практически использовать умение задавать вопросы. 2. Элементарное знание, что вопросы более высоких 3. Конечно, паши ученики должны постоянно помнить необходимые правила, 4. Подсчитайте, сколько вопросов вы задаете своим ученикам на одном Ошибка то. «Не сметь свое суждение иметь?» «Не надо нам твоих мыслей. Ты излагай то, что сказано в учебнике», «Зубрю до потери пульса». «Учу до посинения». ...Урок физики. Еще на перемене ученики не выпускают из рук учебники, бормоча про себя и заучивая текст. Звонок... В классе все подавлены страхом: только бы не вызвали. «Ты давай-ка тут не рассуждай. Делай так, как тебе сказано». Их убеждения. 1. Где уж им «потянуть» дополнительный материал. Пусть с учебником хотя бы справятся. 398 В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ Приложение 1 399
2. Пока в готовом виде не «вложишь» материал в их «ум 3. Когда выучат, тогда и ответят. 4. Дай им волю — беды не оберешься. А. Коррекция осмысления. 1. Полноценная умственная деятельность ученика — это ----------------------- 1 материала. 2. Известный немецкий математик Клейн пошутил од 3. Мнения самих учеников по сути своей совпадают с самыми прогрессив «Мне нравит-ся-глубина й ясность объяснения. Только поняв до конца то, 4TQ учишь, можно, извлечь пользу из материала», —- и т. п. 4. Особенно нетерпимы" для учеников доводы типа «Делай так, как тебе 5. Нет ничего удивительного, что на предложение: «Вот вам, пожалуйста, воз 6. Запомните: научить самостоятельности на словах, лишая своих подопеч Б. Коррекция поведения. 1. Во всех наших «бедах» мы часто обвиняем «неудачный подбор» учеников 2. Отступление от трафарета — не основание для «тройки» или заниженной
3. Вы научили своих учеников самостоятельно работать с книгой? Это не 4. Учиться только лишь из чувства долга трудно. Поэтому учение должно Приложение 2 401
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ* Педагогическая социальная психология Лекция первая. П.рвДМвТ ВОЗрЭСТНОЙ- И ПеДЭГОГИЧеСКСЙ социальной психологии; ее значениедля воспитания и обучения Своеобразие социально-психологических явлений. Характеристика основных педагогических проблем социальной психологии: формирование, развитие и деятельность личности в процессе общения: особенности межличностного общения как деятельности; психологические особенности общностей (группы и коллективы); психолого-педагогические аспекты изучения массовых социально-психологических явлеций (внушение, подражание, заражение). Этнопсихология, этнические стереотипы и предубеждения. Развитие этнической терпимости личности в процессе воспитания. лекция вторая. Становление педагогической социальной психологии Краткий исторический обзор отечественной дореволюционной психолого-педагогической литературы. Возникновение и развитие педагогической социальной психологии. Обзор современного состояния возрастной и педагогической социальной психологии в нашей стране. Авторы — Я. Л. Коломинский. А--А. Реан. Лекция третья. Методы педагогической социальной психологии Объект и предмет социально-психологического исследования. Типы исследований в педагогической социальной психологии. Методы наблюдения. Экспериментальные методы. Методы опроса. Прожективные методы. Обработка результатов исследования. Лекция четвертая. ПвДЭГОГИЧеСКИе Проблемы психологии общения Понятие общения. Широкое, и узкое понимание общения. Виды общения: опосредованное и неопосредованное, прямое и косвенное. Общение как деятельность. Общение и взаимоотношения. Общение и социализация личности. Возникновение и развитие потребности в общении на ранних ступенях онтогенеза. Общение ребенка со взрослым и его роль в психологическом развитии. Общение детей друг с другом как фактор их психического развития. Педагогические аспекты социальной перцепции (восприятия человека человеком). Воспитание как межличностное взаимодействие взрослых и детей. Программированное и стихийное общение. Педагогическое взаимодействие. Лекция пятая. СоЦИаЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧеСКЭЯ характеристика групп и коллективов Типы групп. Понятие о малой группе. Педагогические проблемы типологии групп: организованные и неорганизованные группы, первичные (контактные) и вторичные группы. Поэтапное развитие группы как коллектива. Теория-деятельностного опосредования и ее педагогическое значение. Социально-психологические параметры индивидуального своеобразия детских, подростковых и юношеских коллективов. Лекция шестая. ПсИХОЛОГИЧвСКаЯ Структура школьного класса и методы ее изучения Понятие психологической структуры школьного класса. Структура личных отношений. Структура деловых отношений. Педагогические проблемы их оптимизации. Социометрическое и аутосоциометрическое изучение взаимоотношений. Подготовка и проведение социометрических и аутосоциометрических опытов: их представление и обработка; педагогическая интерпретация результатов. 402 В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ Приложение 2 403
■)■■■ Л i ; Ь Социально-психологическое изучение общения. Сопоставление данных о взаимоотношениях и общении. Лекция седьмая. Положение личности в школьном классе Понятие о положении личности в группе. Социометрический статус и его детерминация. Влияние особенностей личности, успеваемости, индивидуально-психологических особенностей на ее статус. Динамика положения в группе. Положение трудновоспитуемых подростков в классе. Влияние положения в группе на развитие личности. Роль учителя в оптимизации положения школьника в классе. Лекция восьмая. СпЛОЧвННОСТЬШКОЛЬНОГО КЛЭССа Понятие сплоченности. Взаимные отношения как фактор сплоченности. Цениостно-орйентационное единство коллектива и методы его изучения. Группировки в школьном.классе, педагогические методы работы с группи Взаимоотношения -мальчиков и девочек, дифференцированный подход к их воспитанию. _', Лекция девятая. ВлИЯНИвобщвНИЯ 8 КЛЗССе на формирование личности школьника Осознание и переживание детьми своих взаимоотношений со сверстниками. Межличностное восприятие. РеференТность группы для личности. Референтометрия. Педагогическое значение проблемы референтное™. Виды потери референтное™ и ее профилактика. Проблема межгрупповых отношений. Лекция десятая. УчительВ ШКОЛЬНОМ КЛаССЭ Представления учителя о психологической структуре детского коллектива. Понятие о динамической вариоструктуре группы. Стиль педагогической деятельности учителя и его психологическая структура. Характеристика основных стилей педагогической деятельности. Влияние стиля на межличностные отношения. Социальная перцепция в системе «учитель—ученик». Стратегия и тактика оценочной деятельности учителя. Социально-психологические особенности коллектива учителей. Педагогическая команда: психолого-педагогические принципы ее организации. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ тема т. Педагогические проблемы социальной психологии Понятие о педагогической социальной психологии. Основные проблемы педагогической социальной психологии: закономерности формирования личности в процессе общения с окружающими; закономерности процессов общения подрастающего человека со сверстниками и взрослыми; закономерности функционирования и развития групп и коллективов; воздействие на личность и коллектив массовых социально-психологических явлений (общественное мнение, мода, массовые коммуникации). Изучение педагогических проблем социальной психологии в отечественной науке. Проблемы педагогической социальной психологии в современной цсихо-лого-педагогической науке. Тема 2, Общениеи развитие личности Понятие общения в социальной психологии и педагогике. Широкое понимание общения как системы всех связей и отношений человека с человеком. Виды общения. Общение и межличностные отношения. Межличностное отношение как внутреннее состояние личности, в котором представлены образ, эмоциональное впечатление и суждение, вызванные восприятием другого человека. Общение как система актов поведения, в которых проявляются, развиваются и видоизменяются межличностные отношения. Возникновение и развитие общения и взаимоотношений в онтогенезе. Ребенок и взрослый. Возникновение общения со сверстниками и его роль в развитии лич
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (819)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |