Лабораторные занятия в аудитории
Анализ структуры педагогического общения на уроке и в других ситуациях. Занятия в аудитории. Тренировочные упражнения (обучающие игры): 1) имитация педагогического общения на начальной стадии урока; 2) педагогическое общение с двойной задачей: учитель — отвечающий ученик; учитель — класс во время опроса; ЗГмоделирование конфликтных ситуаций: учитель — неподготовленный к.ответу ученик; учитель — ученики, невнимательные к ответу товарища; учитель — подсказывающие ученики и т.д. Обучающая игра: .организация творческих групп для групповой познавательной деятельности. Обучающая игра: учитель — провинившийся ученик. По теме 5, ТрвНИрОВОЧНЫб упражнения Тренировочные упражнения по речи в типичных ситуациях педагогического общения. Дикционная выразительность речи. Краткость, точность, содержательность, эмоциональность и убедительность. Использование основных средств выразительности речи. Имитация выступления перед учениками. Анализ результатов. Упражнения: умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; выработка двигательной свободы в процессе педагогической деятельности; упражнения на снятие мышечного напряжения; достижение мышечной свободы и эмоционального благополучия. Управление инициативой общения. Упражнения на действия в типичных ситуациях.
Приложение 2 Овладение методами изучения отношения учеников к учителю: планирование и проведение интервью, анкетирования, проективных экспериментов с учениками. Упражнения на самоанализ стиля собственного общения с окружающими. Упражнения на развитие педагогической наблюдательности. по теме 7. Лабораторные занятия в аудитории.и школе Практическое овладение основными методами изучения межличностных общения и взаимоотношений. Отработка умений и навыков проведения, обработки и анализа социометрических,аутосоциометрических и «рефереитометрических» экспериментов. по теме 8. Обучающие имитационные игры Обучающие имитационные игры по овладению техникой индивидуализации педагогического общения. Отработка ситуаций: учитель— ученик, Занимающий благоприятное положение в классе (положительно направленный); учитель — лидер — дезорганизатор; учитель — активист, противопоставивший себя классу; учитель — ученик, находящийся в психологической изоляции. Обучающие игры: учитель — родители хорошо успевающих учеников; учитель — родители неуспевающих учеников; учитель — родители учеников, нарушающих дисциплину. Имитационная обучающая игра — отработка педагогического общения на родительском собрании. по теме 9. Имитационныеобучающие игры Имитационные обучающие игры, моделирующие типичные ситуации общения: в системе учитель — учитель; в системе учитель — администрация школы (завуч, директор). По теме 6. Лабораторные занятия в школе ш аудитории Наблюдения за педагогической деятельностью учителей для определения стиля педагогического общения. Отработка методов анализа стиля педагогического общения. Сопоставление стиля общения с его эффективностью. 408 В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ Приложение 2 409
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ И ОБЩЕНИЯ Тема 1 Общение как межличностное и межсубъектное взаимодействие. Самостоятельность — зависимость категории «общения» от категории «деятельности». Подходы к определению понятия «общение» через совместную деятельность и через потребности личности. Субъект-субъектный, а не субъект-объектный характер взаимодействия в общении. Психологическая структура общения и ее отличие от структуры деятельности. Области'сближения общения и деятельности. Фатическое общение. Когнитивный, аффективный, поведенческий и социально-перцептивный (социально-когнитивный) компоненты общения. Тема 2 щ ..-- Общие .основы эффективного.межличностного взаимодействия. Концепция черт личности субъекта взаимодействия как парадигма в проблеме эффективного общения. Пер&дод от статичной "теории черт к динамичной теории отношений. Концепция отношений личности как субъекта взаимодействия, Концепция ситуативной детерминации межличностного взаимодействия. Идея отношений личности к ситуации в контексте проблемы межличностного взаимодействия. Ситуативность и трансситуативность поведения. Интегративный подход к проблеме детерминации взаимодействия; влияние черт, отношений и ситуации. Позитивная установка как основа эффективного межличностного взаимодействия. Тема 3 Технологии эффективного общения. Подчеркивание значимости и принятия (уважения) партнера. Связь с фундаментальными потребностями личности. Подчеркивание общности позиций и интересов. Связь с феноменами внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации. Техники активного слушания. Манипулятивные игры в деловом общении. Стили поведения в общении, Стили поведения в конфликте. Конкуренция, сотрудничество и др. Тема 4 Стили руководства как стили взаимодействия. Авторитарный, демократический и попустительский стили и их содержание. Влияние стилей на эффективность деятельности и психологический климат. Специфика проявления указанных стилей в педагогическом взаимодействии. Комбинированный стиль. Особенности восприятия субъектом руководства других людей в зависимости от стиля. Особенности восприятия педагогом учащихся в зависимости от стиля. Особенности восприятия подчиненными руководителя в зависимости от его стиля. Восприятие учащимися педагогов авторитарного и демократического стиля. Влияние стиля на отношение к школе л учебе, Отношение к стилю и его принятие в зависимости от уровня образования работника и уровня его квалификации. Тема 5 Психология педагогического общения. Продуктивное педагогическое общение. Организационные, дисциплинарные и оценивающие воздействия в структуре продуктивного и непродуктивного педагогического общения. Структура продуктивного вербального взаимодействия педагога и учащихся. Методика Н. Фландерса. Эффект самореализующегося прогноза в общении. Индивидуальный подход в межличностном и межсубъектном взаимодействии педагога с учащимися. Учет особенностей характерологии, мотивации и стиля учебной деятельности. Тема 6 Личность как субъект и объект межличностного познания. Когнитивная социальная психология и социальная перцепция. Закономерности и механизмы межличностного познания. Социальные оценочные эталоны. Стереотипизация. Де-центрация. Идентификация. Проецирование. Эмпатия. Когнитивно-аффективная природа процесса межличностного познания. Жизненные сценарии личности и позиция субъекта межличностного познания (индивидуальная концепция «видения» других). Жизненные сценарии личности как объекта межличностного познания: взаимосвязь поведения и «видения» личности другими людьми. Зависимость эффективности межличностного взаимодействия от эффективности познания личности «другого». Ошибки адекватности познания и их влияние на эффективность взаимодействия. Особенности проявления социально-когнитивных феноменов б педагогическом общении. Роль психологической службы школы в системной организации изучения личности учащегося. Тема 7 Роль тренинговых технологий в повышении профессионализма межличностного познания и взаимодействия. Тренинг общения и сенситивный тренинг. Рефлексивно-перцептивный тренинг: теоретические основы и методика проведения. Коррекция общих и профессиональных установок личности в процессе тренинга. Актуализация рефлексивных процессов. Социальные оценочные эталоны. Стереотипизация. Де-центрация. Идентификация. Проецирование. Эмпатия МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.......... 106 Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................... •....... •....... 3 ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ........ 11 О социальной психологии и ее истории. Из истории изучения взаимоотношений в детскцх группах и коллективах.................................................... '•................... 17 ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ................................................... 31 Образовательные системы и развитие личности ................................................. 31
Социализация личности......................................................................................... 32 Самоактуализация и самотрансценденция личности................................ Социализация агрессии.............................................................................. Агрессия .адаптивная и н'еадаптивная.............. '.".'.................................. Личность и деформация ее «ядра» при делинквентном поведении.................... 43 Я-концёпция и самооценка школьника................................................................. 47 '' Мотивация учения, поведения и выбора профессии........................................... 54 О мотивации..................................................................................................... "4 Влияние мотивации на успешность учебной деятельности............................ 3D Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи.............................................. 59
Профессиональная мотивация Характерологические «пунктики» личности........................................................ 76 Понятие акцентуации..................................... ■............................................. ■■ ' " Onисание типов акцентуаций ......................................................................... ' ° Особенности психологической и психопедагогической работы с акцентуантами .... 81 Развитие ответственности личности...................................................................... 92 Q0 Концепция локуса контроля.................................................................... ■....... VLi Q7 Предпочтительность интернальности — безусловен ли этот постулат.... 100 Литература. Методы изучения межличностных отношений................................................. 106 Экспериментальные методы, в изучении взаимоотношений ........................ 106 Что измеряет социометрический опыт....................................................... 108 Критерии выбора. Подготовка и проведение экспериментов .................... 113 Способы обработки результатов экспериментов........................................ 119 Аутосоциометрические методы ................................................................... 126 Ретроспективная аутосоциометрия ........................................................... 128 Представление и обработка аутосоциометрических экспериментов ....... 129 Изучение ценностно-ориентационного единства, «Рефёрентометрия» .... , 137 Ученик в системе личных взаимоотношений.................................................... 139 Потребность в общении ............................................................... ,............... 139 Основные системы отношений в школьных классах........................ ,............. 144 Положение ученика в системе личных взаимоотношений................ ..,.,... „„ .,.,.-, S 47 Взаимность выборов и удовлетворенность в общении................................. 155 Как переживает ученик свои взаимоотношения с другими членами группы 160 Динамика личных взаимоотношений.................................... .......... .....;.......... .168 Устойчивость личных взаимоотношений в различных экспериментальных ситуациях .,, ,.,..,.,......... ,..... ,.,,...... .,,....... 1 70 Динамика отношения ученика к ученику......................................................... 172 Устойчивость положения, ученика..................... .,.,..... „_ .,.„',,..,,,.__ .„....,,. I 74 Что определяет положение ученика в системе личных взаимоотношений................................................................. 179 Обоснование детьми выбора партнера ................................................ „..... 180 Положение ученика и успеваемость.............................................................. 191 Социально-психологическая наблюдательность педагога............................ 193 Педагог и взаимоотношения между детьми................................................ , 201 Психологическая структура школьного класса................................................ 206 Понятие о структуре взаимоотношений.,.,.................................................. 206 О первом круге желаемого общения ............................................................. 208 О втором круге желаемого общения............................................................. 210 Структура личных взаимоотношений и организационная, структура школьного класса Литература............................................. 221
ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ.................. 223 Психологические модели педагогической деятельности (системный подход)............................................................................................. 223 Профессионализм и творчество педагога..................................................... -оА Мотивация педагога и удовлетворенность профессией.................................... 234 Профессиональная Я-кинцепция педагога......................................................... 238 Я-концепция и самооценка........................................... -................................. 2оо Квантификация межличностных отношений и Я-концепция........................ 241 Я-концепция и тенденции профессионально-личностного развития педагога 247 Учитель в системе психологической службы школы....................................... 253 Литература............................................................................................................ 263 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ..................................... 265 Общение как фундаментальная категория общей и социальной психологии......................................................................... 265 Общение и терпимость ..._.......................................................................... 269 Правила и техники общения ......................................................................... ,ЛХ'':. Профессионально-педагогическое общение...................................................... 286 Стили педагогического общения ....... :................................ •......................... 287/ .Структура педагогических воздействий .. ................................................... 292 Педагогическое общение и межличностные ценности учащихся .................. 294 Эффективное и неэффективное поощрение............................................................ 300 Преднамеренное и.непреднамеренное в педагогическом общении.................. 301 Фронтальное и диадическое педагогическое общение................................... ouz Предметность педагогического общения....................................................... 304 Психология «педагогической команды* ......................................................... о06 Дидактическое общение....................................................................................... 308 Методика анализа вербального взаимодействия ......................................... ЗОУ Структура вербального взаимодействия на занятиях.................................. 314 Литература ........................................................................................................... 320 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ........... 322 Социальная перцепция. Общие закономерности............................................... 322 Педагогическая социальная перцепция. Общие основы................................... 332 Педагогическая социальная перцепция и продуктивность деятельности педагога . . 333 Педагогическая социально-перцептивная стереотипизация........................ 335 Другие феномены педагогической социальной перцепции ............................. 338 Рефлексивно-перцептивные способности и умения ...................................... 340 Рефлексивно-перцептивный тренинг (РП-тренинг) ...................................... 342 Личность педагога и познание учащегося....................................................... 347 Самооценка педагога и отражение им личности учащегося ....................... 351 Тренинг педагогической проницательности. Методика............................... 352 Педагогическая социальная перцепция. Частные исследования...................... 354 Отражение педагогом учебной и профессиональной мотивации учащихся .......... 354 Отражение педагогом автономности—-зависимости учащихся \__ в учебной деятельности .............................................. ,............................ ;;,... 360 Принципы структурирования оценочных представлений ............................ 367 Особенности восприятия личности дглинквентных подростков................. 372 Литература............................................................................................................ 377 В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ.........................................379 Приложение 1. Педагогические ситуации. Практикум..................................... 379
Приложение 2, Программы повышения социально-психологической компетентности учителей ...
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |