Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Гендерная конгруэнтность




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вариант 4

Введение

Ге́ндер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив. Иногда понятие "гендер" употребляют как синоним понятий "мужское и женское", подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. При таком подходе гендеров всегда два - мужской и женский, и именно в этом смысле говорят о психологических особенностях мужчин и женщин.

В более узком и точном значении "гендер" - это заданный обществом определенный стандарт мужского или женского поведения, и при таком подходе гендеров не два, а гораздо больше. Есть стандарт мужского и женского вообще, и при этом есть конкретные стандарты поведения (гендеры) внутри мужского и женского поведения. В частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой (мужчины, сменившие пол на женский) и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. Все это - разные гендеры.



Начиная разговор о мужском и женском гендере, важно подчеркнуть: нередко можно встретить женщину с мужским гендером ("мужик в юбке") и мужчину с гендером женским: не волевого, мягкого, подверженного чувствам.

Задание 1.

Осуществите теоретический анализ следующих понятий гендерной психологии:

Гендерная конгруэнтность

Проявляющееся в общении людей соответствие конкретных суждений или актов поведения человека социальным моделям мужчины и женщины, в основе которого лежит гендерная идентичность.
Наблюдается в двух формах:
1. Соответствие между опытом и осознанием, когда индивид ведет себя тождественно своим гендерным чувствам и ожиданиям. Конгруэнтный человек испытывает и на физиологическом и на висцеральном уровнях определенные чувства и ведет себя соответственно. Невозможно самому правильно оценить степень своей гендерной конгруэнтности в каждый данный момент, ее определяют по реакциям других людей ("мужеподобная женщина", "мужик, а ведет себя как баба"). В таких случаях говорят о защитных реакциях.
2. Соответствие между осознанием и сообщением, когда индивид говорит то, что совпадает с его гендерной идентичностью. В противном случае говорят о фальши или лживости.
Мы узнаем гендерную конгруэнтность или неконгруэнтность в мужчинах и женщинах, с которыми вступаем в контакт. С одними мы полностью понимаем их позицию, связанную с социальными различиями полов, с другими видно, что их слова - это только маска, фасад. К.Роджерс считал, что понятию конгруэнтности не так легко дать операциональное определение, и возможны дальнейшие уточнения.

– Вы поступили, как настоящий мужчина! – Я поступил, как нормальный мужчина! Защищать и принимать решения – это мужская обязанность, это нормально. Ты же не станешь хвалить женщину за то, что она умеет стирать и готовить обед… (К/ф «Москва слезам не верит»)

«Чисто женская логика», «настоящий мужской поступок» – как часто мы употребляем эти расхожие фразы, не задумываясь о том, что за ними стоит многовековой гендерный опыт человечества. Оказывается, в основе большинства наших действий и поступков, как утверждает наука и сама жизнь, лежат поведенческие признаки, определяющие в человеке его мужское или женское начало. Эта особенность человеческой психологии легла в основу термина «гендерная конгруэнтность». Гендерная конгруэнтность – проявляющееся в общении людей соответствие конкретных суждений или актов поведения человека социальным моделям мужчины и женщины, в основе которого лежит гендерная идентичность.

По мнению выдающихся ученых-психологов, гендерная конгруэнтность человека проявляется в двух формах:

1. Соответствие между опытом и осознанием, когда индивид ведет себя тождественно своим гендерным чувствам и ожиданиям. Конгруэнтный человек испытывает и на физиологическом, и на висцеральном уровнях определенные чувства и ведет себя соответственно.

2. Соответствие между осознанием и сообщением, когда индивид говорит то, что совпадает с его гендерной идентичностью. В противном случае говорят о фальши или лживости.

Мы мгновенно узнаем гендерную конгруэнтность или неконгруэнтность в мужчинах и женщинах, с которыми общаемся ежедневно, будь то наши домочадцы, коллеги или даже случайные знакомые. А их поступки зачастую объясняются, исходя из гендерных позиций. В некоторых случаях мы полностью понимаем и принимаем это поведение, связанное с социальными различиями полов, в других становится очевидно, что слова и действия – это только маска, фасад. В адрес таких людей нередко можно услышать высказывания: «мужеподобная женщина», «мужчина, а ведет себя по-женски». Разумеется, все многообразие жизненных ситуаций нельзя объяснить лишь одной гендерной принадлежностью. Точно так же и человек неспособен постоянно придерживаться одинаковой модели поведения. Поэтому гендерная конгруэнтность индивида – величина непостоянная. Невозможно самому правильно оценить степень своей гендерной конгруэнтности в каждый данный момент, ее определяют по реакциям других людей и по их оценкам.

Сегодня, когда современная мода и эстетика, культура и образ жизни создали новые типы «женственных мужчин» и «мужественных женщин», понятие гендерной конгруэнтности, как это может показаться, утрачивает свое первоначальное значение. Однако, это не так. Ведь оно затрагивает основу основ мужского и женского «Я». И если стереть все внешнее, наносное, преходящее, мы, как и прежде, делимся на две половинки, составляющие единое целое – на женщин и мужчин. И пусть порой мы мыслим и поступаем совсем по-разному, но ведь в этом «единстве противоположностей» и заключается гармония мира и нашей жизни.

Гендерная система

Если бы у женщин были жены, чтобы вести дом, сидеть с детьми, забирать машину из ремонта, воевать с малярами, ходить в супермаркет, разбираться в банковских счетах, выслушивать жалобы каждого, запасаться продуктами к приходу гостей… – представьте себе, сколько книг могли бы они написать, сколько фирм основать, сколько защитить диссертаций и занять политических должностей Гейл Шихи, американская писательница

Еще в древности наши предки усвоили правило «золотой середины», выраженное в стремлении к симметрии и балансу между двумя равноправными частями единого целого. Балансу, вложенному в нас самой природой; в мире, гармонично разделенном на две половины – мужскую и женскую. И какое бы место и значение мы ни определили себе в жизни, профессиональной деятельности и в личных отношениях, хотим того или нет, мы всегда неукоснительно действуем в русле существующей вокруг нас гендерной системы.

Гендерная система – это все институты социума, все особенности взаимодействия в социуме и нормы поведения на основе одного лишь биологического принципа. Это совокупность отношений между женщинами и мужчинами, причем как формальных, так и неформальных, которые соответствуют положению и целям гендерной дифференциации в обществе. Впервые понятие гендерной системы было сформулировано в 1974 году, когда ее определили как набор механизмов, при помощи которых биологическая сущность людей проявляется в их деятельности. В системе, где бы она ни была сформирована, есть три основных категории. Первая – это социальные роли, которые основываются на биологической принадлежности. Вторая – это разделение трудовых потребностей и особенностей. И последнее – восприятие взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с точки зрения заложенного в нас инстинкта к продолжению рода.

Говоря проще, гендерную систему иногда описывают как совокупность гендерных контрактов, где под термином «контракт» подразумевается каждая из выполняемых мужчиной и женщиной ролей в любой сфере жизни и деятельности. Гендерная система напрямую связана с социально- общественным устройством и может изменяться только в совокупности с ним. Так, например, начиная с рабовладельческого строя, вплоть до первой половины XX века, публичная сфера была преимущественно сферой мужской активности, в то время как частная сфера – женской. А существовавшие ценности диктовали примат публичной – мужской – индустриальной сферы. Соответственно, приватная – женская – домашняя сфера воспринималась как вторичная, второстепенная по значимости, обслуживающая. Базовым гендерным соглашением для женщины был контракт «домохозяйки», для мужчины – контракт «кормильца». Эта система хорошо известна нам под названием «патриархат».

В постиндустриальном обществе изменяются ценности культуры, в том числе меняется гендерная система. Постепенно классический базовый гендерный контракт вытесняется контрактом «равного статуса», в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной сфере – политика, образование, профессиональная деятельность, культурная жизнь, так и в сфере приватной – ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, личная жизнь. Современное общество все больше стремится ориентироваться на контракты «равного статуса», что нередко приводит к самой горячей полемике вокруг вопросов гендерной системы. Некоторые считают, что социальные и бытовые роли, которые существовали вплоть до XX века, продиктованы самой природой и являются единственно правильными.

Другие утверждают, что до сегодняшнего времени чаша весов была с явным перевесом в сторону мужчин и человечество в этом отношении эволюционировало весьма однобоко. Но есть и такие, которые придерживаются мнения, что вопреки всем гендерным системам, контрактам и статусам, миром правили, правят и будут править женщины. И пока мужчины самозабвенно что-то изобретают, руководят, творят, женщины в закулисье мировой сцены, уверенно маневрируя между проблемами быта и хозяйства, организовывают, направляют, обустраивают, советуют. А разве смогла бы «сильная половина» добиться таких успехов, если бы «слабая» не взяла на себя столь «легкую» ношу, как материнство, воспитание детей, устройство семейной жизни…

На примере мультфильма «Я подарю тебе звезду»? Так обещает влюбленный мужчина женщине, но стоит ей переступить порог его жилища, будь то доисторическая пещера, средневековый замок, современная квартира или даже космический корабль, ее ждут кастрюли... Мы не знаем, какой будет гендерная система будущего. Но то, что, фигурально говоря, кастрюли будут и в космическом корабле – не оставляет никаких сомнений. Что же касается того, кто будет их мыть – думается, этот вопрос должен решаться по обоюдному согласию на уровне совсем другой системы – маленькой системы под названием «семья». Вероятно, такой подход и будет самой идеальной гендерной системой…

 

Гендерные стереотипы

Мужчина должен приглашать на свидание, дарить цветы и признаваться в любви. Женщина – краснеть, стесняться, плакать от счастья и тому подобное? А если наоборот? Пусть дама дарит цветы, а её кавалер стесняется. Нет, это невозможно! Так думает большинство. Почему? Во всём виноваты гендерные стереотипы – представления о нормах поведения женщин и мужчин.

Гендерные стереотипы – это один из видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представдениях о маскулинном и феминном.

Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ. В основе производства социального стереотипа лежит психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных опыта. Особенностями социального стереотипа как регулятора социальных отношений является феномен поляризации качеств человека и жесткая фиксированность такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише.

Американский социальный психолог Г.Тэшфелл пришел к следующим выводам относительно социальных стереотипов.

1. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы или социальные категории недифференцированными, грубыми, пристрастными признаками.

2. Такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени.

3. Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

4. Социальные стереотипы становятся более отчетливыми, «произносимыми» и враждебными, когда возникает социальна напряженность между группами.

5. Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

6. Социальный стереотип не представляет большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношении групп, но их очень трудно модифицировать и управлять ими в условиях напряженности или конфликта.

Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

Ю.Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, «литейными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают две особенности общественного мнения: существование предельно стандартизированных и упрощенных форм выражения и предзаданность, первичность этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения… Стереотип не только выделяет статистически среднее мнение, но задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социальноодобряемого или социальнодопустимого поведения». Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются… средствами и средой самого общения, в том числе средствами массовой информации». Социальные стереотипы, пишет Ю.Левада, действуют в тех ситуациях, когда сложное явление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической памяти, известного чужого примера и пр., вплоть до мифологических схем. Опознание (отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание. В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образцы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой.

Стереотипы имеют обобщающую функцию, состоящую в упорядочивании информации; аффектвную функцию (противопоставление «своего» и «чужого»); социальную функцию (разграничение «внутригруппового» и «внегруппового»), что ведет к социальной категоризации и образованию структур, на которые люди ориентируются в обыденной жизни.

Можно выделить множество бинарных оппозиций, стереотипно приписываемые мужчинеженщине.

Логичность – интуитивность, абстрактность – конкретность. Прежде всего мужественность соотносится с логичностью и абстрактностью, а женственность – с интуитивностью и конкретностью.

Инструментальность – экспрессивность, сознательность – бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.

Власть – подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях властьподчинение.

Порядок – хаос. Философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н.А.Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала.

Независимость, индивидуальность – близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением какихто задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения.

Сила Я – слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. Женщина считается боле слабой, зависящей от силы личности мужчины.

Импульсивность, активность – статичность, пассивность. Во многих мифах женщина представляется пассивным началом, а мужчина активным.

Непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм. Также бытует мнение, что женщин отличает консерватизм, верность всему состоявшемуся, мужчин же – радикализм, непостоянство.

Можно еще отметить несколько основных стереотипов массового сознания:

• «Дело женщины – домашнее хозяйство и воспитание детей»;

• «Принятие решений – мужское дело»;

• «Женщина без мужчины – неполноценный член общества»;

• « Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины»

• «Бабы – дуры» и т.п.

Большую роль в формировании гендерных стереотипов играют средства массовой информации, реклама.

Методы исследования гендерных стереотипов.

Один из основных методов – метод семантического дифференциала, который принадлежит к психосемантическим методам в социологии. Психосемантика изучает психологическое восприятие человеком значений и смыслов разного рода объектов, понятий, знаков, значений, знаковых выражений. Одна из основных задач психосемантики – построение так называемого семантического пространства, которое является исследовательской моделью структуры индивидуального сознания, на основе которой происходит восприятие респондентом объектов, их классификация. Данный метод опирается на явление синестезии (мышление по аналогии). С помощью этого метода можно оценить женственность и мужественность при помощи пар прилагательныхантонимов, таких как светлыйтемный, низкийвысокий, мягкийжесткий, активныйпассивный и т.д.

Мужское доминирование может проявляться в семье, на работе и в общественной жизни. Каждая семья индивидуальна, и можно долго разбираться, почему в отношениях мужчина всегда главный. Статистика показывает, что многие женщины предпочитают находиться на «втором плане». Женщина просто не желает отстаивать свои права, и тянет трудную семейную ношу на своих плечах. Для многих семейных пар это нормально, и они не хотят ничего менять в отношениях.

Мужское доминирование ярко представлено в концепциях социального развития, базирующихся на биологических основах. Различия между социальным положением мужчин и женщин в данных концепциях объясняется различиями в биологических функциях, связанных с воспроизведением; также особенности проявления способностей и возможностей мужчин и женщин в обществе объясняются различиями в гормональном статусе и врожденными генетическими программами (Дольник).

Стереотипы мужского доминирования обеспечивают асимметричную гендерную социализацию мальчиков - инциативных, активных, лидеров, интеллектуалов, склонных к соревнованию и конкуренции, способных к точным наукам и т. д., и девочек - пассивных, зависимых, подчиняющихся, эмоциональных, заботливых и, в целом, менее способных и успешных, чем мальчики (Клецина).

Наиболее ощутимый удар по незыблемости и биологической обусловленности мужского доминирования нанесли этнографические исследования Маргарет Мид, согласно которым в различных культурах мужчины и женщины могут играть диаметрально противоположные роли (например, мужчины - ухаживать за детьми, а женщины распоряжаться материальными ресурсами и доминировать). Метаанализ исследований в области способностей (например, математических) за последние годы также убедительно доказывает, что с изменением положения женщин в обществе стираются различия и в проявлении способностей (Берн).

Исследования мужского доминирования находит отражение во многих гуманитарных и социальных науках. Так, например - проблема женщин, "невидимых" в истории (история), мужские псевдонимы женщин-писательниц (литературоведение), проблема"стеклянного потолка" для женщин в процессе карьерного роста (социология, психология), неравенство в оплате труда (экономика) и т. д. напрямую связаны с мужским доминированием - важнейшей характеристикой традиционной патриархатной (см.Патриархат) культуры.

Эмансипация женщин

Сегодня важным вопросом в общественной и политической жизни является эмансипация женщин, которая воспринимается как реальное, охватывающее все области жизни, равноправие. Правда, в разных странах способы ее проявления различаются. Это зависит от менталитета народа, традиций, роли женщины и мужчины в обществе. Например, в некоторых странах женщины не могут претендовать на пост руководителя государства или на какую-либо другую ответственную должность

Эмансипация женщин - процессы социальной мобильности женщин, связанные с социальной дифференциацией женщин как отдельной социальной группы (со своими интересами, отличными от интересов семьи, рода, детей, и т. д.) и выходом женщин из приватной сферы в сферу публичную. Термин появился в середине ХIХ в. и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и/или угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. Цели такого рода движения направлены на изменение существующих социальных позиций: добиться равных прав в оплате труда, в получении образования и т. д. Эти процессы сопровождаются оформлением женского движения как движения социального.

Эмансипация женщин связана с обретением женщинами опыта пребывания в публичном пространстве, опыта презентации себя как индивидуальности, опыта представления своих интересов в социуме. К середине ХIХ века женщины Западной Европы, в отличие от женщин России, уже имели указанные навыки и опыт. Такой навык самостоятельного нахождения в публичном пространстве вместе с опытом общественной борьбы позволил женщинам Западной Европы начать организованную борьбу за свои права, через специально организованные женские движения, которые в ХIХ в. вылились в суфражизм(см. Либеральный феминизм). В России же женщины не имели опыта самостоятельной презентации в публичном пространстве, поэтому им приходилось (в кратчайшие сроки) заниматься конструированием и утверждением в обществе новых форм гендерной идентичности и атрибуции.

Эмансипация женщин происходит на различных уровнях: 1) на правовом - через обретение равных прав и возможностей с мужчинами; 2) на социальном - через дифференциацию женщин как отдельной социальной группы от других социальных групп и обретение опыта отстаивания собственных прав; 3) на индивидуальном - через осознание ценности женской личности, рефлексии собственного социального и телесного опыта, обретение навыка и опыта поведения в публичном пространстве.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1023)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7